Разработка профориентационной практики, направленная на раннюю профориентацию среди обучающихся 6–11-х классов. Классный час «ТОП-10 востребованных профессий»

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11


Название

Разработка классного часа «ТОП-10 востребованных профессий»

Краткое описание

Основная идея проведения классного часа - познакомить школьников с десятью востребованными профессиями, а также с интернет-ресурсами, дающими информацию о возможностях получения образования по этим профессиям. В результате такой практики обучающиеся смогут самостоятельно или с родителями определить свой профессиональный маршрут.

Цель

Познакомить учащихся с наиболее вероятно востребованными профессиями ближайшего будущего и со способами их получения.

Задачи

• в игровой форме представить 10 профессий современности, которые будут востребованы (что нужно знать и уметь в этой профессии, какие обязанности она включает);
• направить выпускников на поиск информации об образовании, необходимом для получения той или иной профессии (возможности самообразования, названия специальностей, которые ей соответствуют, учебных заведений, обучающих ей)
• познакомить с самыми яркими и успешными представителями указанных профессий.

Планируемые результаты

В результате проведения мероприятия обучающиеся выпускных классов познакомятся с 10 профессиями современности, которые будут востребованы, получат возможность научиться искать о них информацию, смогут узнать о самых ярких представителях этих профессий

Целевая группа

Практика реализуется на обучающихся выпускных классов (16-18 лет)

Партнеры

Партнеров нет

Соответствие нормативным документам

Данная практика соотносится с примерной программой воспитания, федеральными образовательными стандартами основного и среднего общего образования, включающими совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий и прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования.

Дополнительные материалы

К дополнительным материалам относится презентация, содержащая все необходимые ссылки.

Классный час по профориентации для обучающихся выпускных классов МОУ СОШ №16

Цель: познакомить учащихся с наиболее вероятно востребованными профессиями ближайшего будущего (2022-2027 гг.)

Задачи:

  • в игровой форме представить 10 профессий современности, которые будут востребованы (что нужно знать и уметь в этой профессии, какие обязанности она включает);
  • направить выпускников на поиск информации об образовании, необходимом для получения той или иной профессии (возможности самообразования, названия специальностей, которые ей соответствуют, учебных заведений, обучающих ей);
  • познакомить с самыми яркими и успешными представителями указанных профессий.

Оборудование: мультимедиа установка с доступом выхода в сеть Интернет, презентация.

Ход мероприятия

1. Игра «Снежный ком»

Раз мы сегодня собрались говорить о профессиях, давайте вспомним те, которые вы знаете и помните. А сделаем мы это в форме игры: я называю профессию, а следующий игрок называет другую, которая начинается с последней буквы той, которая была названа. Например: учитель - лифтер - регулировщик - комбайнер и т.д.

В течение 5-7 минут участники мероприятия вспоминают профессии и играют в «снежный ком».

2. Выбор профессии

Как и большинство выпускников и их родителей, вы наверняка уже задумывались о выборе своей профессии. И вполне логично рассматривать свой выбор с точки зрения перспективности этой профессии в ближайшие несколько лет. Так какие же профессии будут наиболее актуальны в 2020-2025 гг. и какие обстоятельства влияют на их востребованность?

Я вам предлагаю их угадать по описанию или картинке. Приступим:

1) Ни один список ТОП профессий будущего не будет полным без включения в него этих специальностей. Всевозрастающие компьютеризация и мобилизация дают основания полагать, что эта профессия будет не только входить в данный ТОП, но также еще долго его возглавлять. Правда, сами представители этой профессии могут составить себе конкуренцию, развивая искусственный интеллект и языки программирования, которые могут в скором времени стать такими же простыми в изучении, как и алфавит. Но это пока отдаленная перспектива. (программист или разработчик приложений).

2) С развитием техники и технологий, а также с падением престижа этой профессии, во всем мире стала ощущаться острая нехватка квалифицированных кадров. Вопрос подготовки данных специалистов сейчас решается как на уровне государства, так и на уровне международных корпораций (инженер).

3) Несмотря на развитие искусственного интеллекта и появление различных программ для рерайта текстов, сфера создания качественного контента до сих пор забронирована за человеком. Пока никакие программы не могут заменить творческое воображение и полет фантазии людей. Что касается рекламщиков, то это тоже достаточно творческая профессия, которая будет иметь спрос в виду описанного выше нарастающего перепроизводства товаров и услуг (Контент-менеджер и специалист по рекламе).

4) Представители этой профессии иначе называются художниками будущего, они востребованы уже сейчас в сфере проектирования зданий и сооружений с помощью 3D-принтеров. А с развитием применения данной технологии, спрос на таких специалистов будет только расти (3D-дизайнер).

5) По мере того, как с развитием веб-индустрии финансовый сектор будет все больше уходить в интернет, будет возрастать и число преступлений, совершаемых там. Уже сейчас растет необходимость в защите от вирусных атак и спам-контента. В связи с этим профессия специалиста по веб-безопасности становится все более актуальной (Специалист по веб-безопасности).

6) По данным ООН к 2025 году 77% населения Земли будет жить в городах. Уже сейчас возникла необходимость в грамотном использовании городского пространства с целью повышения качества жизни горожан и эффективности города как субъекта хозяйства. К примеру, в Японии эта профессия уже три десятка лет является одной из самых перспективных. Государство и частные строительные кампании будут и далее способствовать формированию спроса на специалистов по комплексному проектированию территорий (урбанист - специалист по градоустройству).

7) Популярность и развитие этих специальностей обусловлены высоким интересом науки к изучению факторов, влияющих на увеличение продолжительности жизни. Уже сейчас искусственные органы и протезированные конечности по многим параметрам лучше тех, что даны нам от рождения, а это значит, что исследования в данной сфере будут проводиться и дальше. (Биотехнолог, биоинженер, фармацевт).

8) Вопрос возобновляемости энергии всегда был и остается актуальным. В странах Запада к 2020 году планируют 20% используемых энергетических ресурсов получать из возобновляемых источников энергии. Эта сфера с каждым годом требует все больше специалистов (Эксперт в сфере альтернативной энергетики).

9) С развитием автоматизации растет спрос и на высококвалифицированный персонал, обслуживающий автоматизированное производство. Рабочий будущего - это специалист, сочетающий в себе знания инженера и навыки ремонтника. Такой профессионал без труда найдет себе достойную высокооплачиваемую работу уже сейчас (Оператор автоматизированных систем).

10) Население планеты растет, а значит и потребление еды тоже. Сейчас активно развиваются технологии производства продуктов питания, что, к сожалению, не всегда говорит об улучшении их качества. Тем не менее эти специалисты, обладающие знаниями в биологии и инженерии, станут основными производителями еды для жителей подавляющего большинства стран (специалисты пищевой промышленности).

3. Играем в ассоциации

Я называю перечисленные профессии, а вы называете существительные-ассоциации с этими профессиями с тем, чтобы по этим существительным затем можно было угадать профессию.

Один из вас, будет моим помощником, записывая ответы своих одноклассников.

В конце игры, я назову по одному слову из записанных, а вы угадаете, к какой профессии оно относится.

4. Конкурс проектов-презентаций профессий

В связи с ежегодным проведением в школе месячника профориентации (в марте) я предлагаю вам принять участие в конкурсе проектов-презентаций востребованных профессий. Свои работы вы будете представлять вниманию будущим выпускникам основной школы нынешним 9-тиклассникам.

Требования к содержанию проектов:

1) Основные характеристики и требования к профессии (обязанности, что должен знать и уметь специалист, качества и навыки).

2) Где получить профессию (возможности самообразования, курсы, учебные заведения).

3) Возможности карьерного роста.

4) Звезды профессии.

Возможные источники:

  1. Buduguru.org/profession/
  2. https://proforientator.ru/professions/

Предлагаю ознакомиться с материалами сайтов на примере профессии 3D-дизайнера.

3D-дизайнер

Одна из самых перспективных областей современного дизайна - это 3D-дизайн (выделился из графического дизайна в отдельное направление). Эта профессия требует от специалистов хорошей подкованности и опыта работы с 3D-редакторами и программами профессионального трёхмерного моделирования. Чтобы стать специалистом этой области недостаточно лишь желания и художественного вкуса, необходимо специальное художественное образование. Помимо этого нужно помнить, что в работе 3D-дизайнеров имеется много общего с работой графических дизайнеров, но работа визуализаторов, моделлеров, аниматоров и других 3D-специалистов характеризуется своими специфическими особенностями.

3D-дизайнер - профессионал в области трехмерной графики, который настраивает компьютерных персонажей для игровой анимации, обеспечивает движение рисованных моделей и объектов. Говоря высоким слогом, искусство 3D-дизайнера заключается в том, чтобы вдохнуть в персонажа душу и сотворить живой, одушевленный мир вокруг.

Существуют различные специализации в области 3D-дизайна, вот некоторые из них:

Визуализатор - это специалист, который создает дизайн-проекты на основании документации, планов, эскизов и чертежей. От качественной визуализации нередко зависит судьба всего проекта. Визуализатор может воплотить в 3D любые идеи: от архитектурных сооружений и дизайна интерьера до коллекций одежды. Для успешной реализации в профессии визуализатор должен обладать множеством качеств и навыков как творческого, так и технического характера: объемно-пространственным мышлением, художественным вкусом, чувством стиля, быть в курсе последних тенденций в дизайне и в совершенстве владеть компьютерными программами для 3D-моделирования.

3D-аниматор - это специалист, который способен настроить компьютерных персонажей для игровой анимации, а также высокополигональные модели (визуализация происходит с помощью графических многоугольников) для кинографики и видео. Применяя классические принципы анимации, 3D-аниматор создает трехмерные динамические объекты, которые выполняют самые разнообразные движения. Несмотря на то, что 3D-аниматор использует современные компьютерные технологии, в основе профессии лежат классические принципы анимации, известные со времен Уолта Диснея.

3D-моделлер - это специалист, который на основе реальных и выдуманных объектов, строит их визуальные модели, при этом прорабатывая каждую деталь: от размеров и изгибов, до всех шероховатостей и изъянов моделируемого объекта. Эта профессия обладает очень низким порогом входа и привлекает всё больше творческих людей - художников, архитекторов, скульпторов. Но чтобы стать в ней профессионалом, необходимо много и упорно работать, а также знать основы топологии, шейдинга, освещения.

Обязанности

3D-моделирование объектов

Часто наблюдается разделение обязанностей: над проектом работает дизайнер, то есть специалист, обеспечивающий его художественное воплощение, и визуализатор, технически выполняющий этот проект посредством трехмерных программ - строит на основании собранных данных и желания заказчика 3D-модели объектов.

Подготовка технических и корпоративных 3D-презентаций, графиков, видео.

Создание оперативной графики для интернет-порталов

Что нужно знать и уметь

Личные качества

  • Пространственное воображение и мышление;
  • Понимание принципов динамики и движения;
  • Глубокая наблюдательность;
  • Художественный вкус и образование;
  • Чувство стиля;
  • Ответственность;
  • Позитивное отношение к жизни;
  • Целеустремленность.

Основные навыки

  • Навыки высокополигонального моделирования;
  • Понимание процесса создания фотореалистичных изображений;
  • Знание художественных стилей;
  • Навыки постобработки в графических редакторах (3dMax, Maya; Cinema 4D; LightWave; Softimage XSI; Blender; Modo и др.);
  • Умение находить общий язык с техническим персоналом;
  • Знание английского языка.

Карьерный путь

  • стажер в отдел дизайна
  • младший 3D-дизайнер
  • 3D-дизайнер
  • старший 3D-дизайнер
  • Менеджер 3D-проектов
  • Руководитель группы дизайнеров
  • Начальник дизайнерского отдела
  • Руководитель управления 3D-дизайна
  • Директор по 3D-дизайну

Звёзды профессии

  1. Илья Попов, Президент Ассоциации анимационного кино России, соавтор идеи мультсериала «Смешарики».
  2. Александр Кусков, 2D- и 3D-иллюстратор, более 10-ти лет опыта работы с 3D-дизайном.

Отрасли, в которых востребована профессия

  • Электронная коммерция
  • Игры

Популярные образовательные курсы

Онлайн-курс

  • Дизайн и инфографика (Углубленный/Специальный)
  • mti.edu.ru
  • Контент-менеджер, Веб-дизайнер, 3D-дизайнер, Графический дизайнер
  • Курс об основных инструментах дизайна и инфографики

Узнать больше

Обучение в вузе

  • МИЭТ | Направление «Дизайн»
  • www.abiturient.ru
  • Веб-дизайнер, 3D-дизайнер, Графический дизайнер
  • Бакалавриат: «Графический дизайн», «Промышленный дизайн», «Дизайн среды»
  • СГТУ | Информационные системы и технологии
  • www.aptechsar.com
  • ИТ-архитектор, Администратор баз данных, Программист, Веб-дизайнер, ERP-консультант, 3D-дизайнер, IT-директор
  • Образовательная программа подготовки Саратовского государственный технического университета им. Ю.А.Гагарина по профилям "Информационные системы и технологии" и "Информационные системы в медиаиндустрии".

Онлайн-курс

  • Основы 3D-анимации
  • www.cgtarian.eu
  • 3D-дизайнер

Если вы мечтали научиться создавать 3D анимацию, сейчас у вас есть все шансы осуществить свою мечту!

После проведения классного часа участникам было дано задание, подготовить презентации по профессиям для конкурса. В дальнейшем эти презентации были представлены на общешкольном Дне профориентации для обучающихся 8 и 10 классов. Итоги конкурса презентация с работами были выложены на официальной странице школы в сети Инстаграм для массового ознакомления и использования.

  1. https://www.instagram.com/p/BgoKXQPBDs8/?utm_source=ig_web_copy_link
  2. https://www.instagram.com/p/Bgot2jBBSYW/?utm_source=ig_web_copy_link
  3. https://www.instagram.com/p/Bgou40gBgPV/?utm_source=ig_web_copy_link
  4. https://www.instagram.com/p/Bgoxg9oh2XY/?utm_source=ig_web_copy_link
  5. https://www.instagram.com/p/Bgqc9FSBZlj/?utm_source=ig_web_copy_link
  6. https://www.instagram.com/p/BgqgRouhdqm/?utm_source=ig_web_copy_link