Использование инновационных педагогических технологий для развития познавательных интересов старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ФГОС, познавательное развитие, лэпбук, Инновационные технологии в ДОУ


Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука, развитие познавательных интересов дошкольника посредством использования современных технологий.

Задачи:

  • Познакомить с технологией лэпбук.
  • Показать возможности технологии лэпбук в систематизации, структурировании информации.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.

Внедряя ФГОС дошкольного образования, мы ищем новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, в том числе и в работе с родителями. Я такое средство нашла и хочу рассказать вам о нем. Это лэпбук.

Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

Впервые создавать лэпбуки начали в Америке. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии : одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи - к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Итак, в дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. В нём собирается материал по какой-то определенной теме Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы . Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят, как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

С чего начать создание лэпбука?

1. Подготовительный этап

Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем.

2. Основной этап

После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть - это и будет содержание наших миникнижечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений). Для каждой темы выберите подходящую миникнижку.

3. Заключительный этап

Ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал

Таким образом, лэпбук - разновидность метода проекта, содержащая все этапы проекта:

  • целеполагание (выбор темы)
  • разработка лэпбука (составление плана)
  • выполнение (практическая часть)
  • подведение итогов.

По сути лэпбук - это финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук.

Чем для меня привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.

В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей - кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям - задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

Ну, и в конце концов, это просто интересно!

В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как:

    умение планировать предстоящую деятельность;
  • договариваться со сверстниками;
  • распределять обязанности;
  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Значение использования лэпбука в работе с родителями

Лэпбук - отличный способ взаимодействия родителей и детей, закрепление знаний на определенную тему, осмысление содержания книги, исследовательская работа, в процессе которой дети вместе с родителями участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Изготовление лэпбуков способствует детско-взрослым взаимодействиям, развитию более доверительные отношений в семье, повышению родительской компетентности и возможности не только узнать что-то новое, но и развить интересы и потенциал дошкольника.

Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.

Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.

Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Список литературы

  1. Журнал «Дошкольное образование» № 11 2014г. - № 5 2015 г., автор Татьяна Пироженко.
  2. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html Сайт «Это интересно!»
  3. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/02/12/lepbuk-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh