Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука, развитие познавательных интересов дошкольника посредством использования современных технологий.
Задачи:
- Познакомить с технологией лэпбук.
- Показать возможности технологии лэпбук в систематизации, структурировании информации.
- Повысить уровень мастерства педагогов.
Внедряя ФГОС дошкольного образования, мы ищем новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, в том числе и в работе с родителями. Я такое средство нашла и хочу рассказать вам о нем. Это лэпбук.
Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?
Впервые создавать лэпбуки начали в Америке. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии : одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи - к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.
Итак, в дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. В нём собирается материал по какой-то определенной теме Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы . Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят, как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».
С чего начать создание лэпбука?
1. Подготовительный этап
Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем.
2. Основной этап
После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть - это и будет содержание наших миникнижечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений). Для каждой темы выберите подходящую миникнижку.
3. Заключительный этап
Ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал
Таким образом, лэпбук - разновидность метода проекта, содержащая все этапы проекта:
- целеполагание (выбор темы)
- разработка лэпбука (составление плана)
- выполнение (практическая часть)
- подведение итогов.
По сути лэпбук - это финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук.
Чем для меня привлекательна данная форма работы в ДОУ?
Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей - кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям - задания, подразумевающие умение писать и т.д.)
Ну, и в конце концов, это просто интересно!
В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как:
-
умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Значение использования лэпбука в работе с родителями
Лэпбук - отличный способ взаимодействия родителей и детей, закрепление знаний на определенную тему, осмысление содержания книги, исследовательская работа, в процессе которой дети вместе с родителями участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Изготовление лэпбуков способствует детско-взрослым взаимодействиям, развитию более доверительные отношений в семье, повышению родительской компетентности и возможности не только узнать что-то новое, но и развить интересы и потенциал дошкольника.
Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.
Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Список литературы
- Журнал «Дошкольное образование» № 11 2014г. - № 5 2015 г., автор Татьяна Пироженко.
- http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html Сайт «Это интересно!»
- https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/02/12/lepbuk-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh