Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание


Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной), т.е. речь идёт о социализации.

Формирование функциональной грамотности происходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности, которые формируются на уроках истории и обществознания, такие как: коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

Методы и приемы работы

  • Пересказ - умение выстраивать монологическое высказывание с опорой на текст, умение рассказать о том или ином историческом событии;
  • Составление рассказа по иллюстрации - умение выстраивать самостоятельное речевое высказывание, обращая внимание на детали изображения, характеризующие те или иные события, или исторический период.

Пример

История 5 класс.

- Опишите рисунок «Охота на диких коз». Можно предложить учащимся составить описательный рассказ по иллюстрации, а можно - от лица участника этой охоты.

- Написание рассказа от лица древнеегипетского вельможи, крестьянина или фараона в 5 классе, от лица московского ремесленника, помещика, крестьянина начала 16 века в 6 классе. Учащемуся необходимо примерить на себя те или иные исторические сюжеты и образы, проникнуться духом того времени, очеловечить события, эмоционально окрасить свой рассказ, изложить его в письменном виде.

- Особое место занимает изучение, подробный анализ исторических, правовых документов, знакомство с мнениями историков, современников по тому или иному вопросу. Учащиеся высказывают свое мнение по проблеме, на основе тех этических ценностей, которые выработало человечество в ходе своего развития. И вот здесь возникает место для дискуссии, т.к. мнения учащихся могут не совпадать, возникает необходимость приводить доводы в защиту своей точки зрения, т.е. давать аргументированный ответ.

Пример

История 5 класс.

  • Анализируя высказывания древнегреческих ученых о природе человека, учащимся задается вопрос: чьи мысли кажутся им более правильными? Почему?

6 класс. Урок обществознания. Тема «Общение». Задание для учащихся: работая в парах, разыграть в лицах диалоги, демонстрирующие разные стили общения:

  • деловое общение;
  • общение родителей и детей;
  • дружеское общение и т.п.

Обществознание 6 класс.

При изучении темы «Межличностные отношения», учащиеся получают задание написать мини-сочинение «Литературный герой или исторический деятель, который мне симпатичен». Учащиеся должны , во-первых, порассуждать о том, какие качества личности, поступки вызывают у них симпатию(антипатию) , во-вторых, привести пример исторического деятеля, литературного героя, который вызывает у них те или иные чувства и почему.

- Работа в группах способствует формированию коммуникативной грамотности. Викторины, кроссворды способствуют систематизации и обобщению изученного материала, а если эта работа огранизована в группах, то можно говорить и формировании коммуникации.

Пример

- Викторина «Умники и умницы» на уроках истории в 5 классе по теме Древняя Греция. Работая в группах, учащимся необходимо выбрать вопрос по его стоимости и постараться дать правильный ответ.

Следующий вид функциональной грамотности - это информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из сети Интернет, перерабатывать, систематизировать информацию и представлять ее разными способами: сообщение, реферат, презентация. Учащиеся должны найти информацию, изучить ее, осмыслить, найти значение новых незнакомых слов, чтобы быть понятыми одноклассниками.

Читательская грамотность выделяется как один из элементов информационной грамотности. Читательская грамотность или смысловое чтение - важнейший метапредметный результат обучения. На уроках истории и обществознания формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника, письменными историческими источниками, при работе с картой, схемой, таблицами, иллюстрациями. Работа с материалами учебника является важнейшим структурным элементом урока.

Пример

- Формирование хронологической грамотности - при помощи ленты времени, выделенных для запоминания дат учащиеся учатся определять временные рамки изучаемого исторического периода, формируется навык определения принадлежности даты к веку.

- Работа с картой - умение читать карту, а значит извлекать информацию.Умение привязывать историческое событие к той или иной территории, показывать на карте границы государств в древности и проводить аналогию с современной политической картой мира, как менялись границы государств с течением времени и определенных событий, прежде всего войн. Умение читать историческую карту с использованием условных обозначений.

Пример

История 5 класс.

Работа с картой. Определите область, где жили древнейшие люди; определите древнейшие районы земледелия.

Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст. Он создает возможности для формирования функциональной грамотности. Прочтение текста сопровождается разными заданиями, направленными на его осмысление и интерпретацию.

Формирование понятийного аппарата - найдите определение в тексте учебника или словаре учебника, выделите признаки, по которым мы можем определить тот или иной термин (держава в 5 классе, закон на уроках обществознания в 7 классе)

- Прочитайте пункт параграфа, назовите причины Ливонской войны в 7 классе, а что послужило поводом к войне?

- Прочитайте материал учебника, назовите функции закона на уроке обществознания в 7 классе.

- История 6 класс. При изучении темы «Гуситское движение в Чехии» учащиеся получают задание составить пять вопросов к тексту параграфа.

Осмысление и интерпретация прочитанного, систематизация информации. Составление таблицы (сравнительная, хронологическая, тематическая), схем - сжатое представление информации. Главная задача - прочитать предложенный материал, осмыслить его и изложить коротко, не изменяя смысла прочитанного.

Пример

История 6 класс.

В качестве обобщения по главе «Формирование централизованных государств» необходимо заполнить сравнительную таблицу «Органы сословной монархии». Необходимо вернуться к уже изученному материалу, найти информацию, которая соответствовала бы заданным критериям, внести ее в таблицу в сжатом виде без искажения смысла и сделать соответствующий вывод.

История 7 класс.

Работа в группах. Прочитайте материал учебника, дополнительный материал, заполните таблицу «Ханства Золотой Орды».

Обществознание 7 класс.

Прочитайте материал учебника, заполните таблицу «Виды дисциплин и их характеристика».

Обществознание 7 класс.

Тема: «Правоохранительные органы». На основе полученных на уроке знаний и информации, представленной в таблице, ответьте на вопросы.

  • Как называется группа государственных органов, перечисленных в таблице? Какие еще государственные органы из этой группы вам известны?
  • Какой орган власти из перечисленных в таблице наиболее известен россиянам? Чем это можно объяснить?
  • Перечислите основные задачи, которые стоят перед сотрудниками названных вами органов государственной власти.

Полиция

75

Прокуратура

42

Суд

39

ФСБ

34

Хочется отметить и воспитательный аспект каждого урока истории и обществознания. Изучая Всеобщую историю, историю Отечества ученик приобщается к тому пути, который прошло человечество. Знакомство с историческими событиями, образами, деятелями создают эмоциональную основу для формирования общечеловеческих ценностей. Социально-адаптационная функция уроков истории и обществознания способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, приобретению ими качеств гражданина своей страны.