Технологическая карта урока физики в 7-м классе на тему "Мощность. Единицы мощности"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Класс: 7

Ключевые слова: Мощность, Единицы мощности


Тема урока

Мощность. Единицы мощности. (7 класс)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

Опытным путем показать различие в скорости выполнения одной и той же работы;
Объяснять физический смысл мощности;
Применять формулы механической работы и мощности при решении задач.

Цели урока

- овладеть основными понятиями и создать условия для применения знаний о понятии мощности как физической величины;
- развивать умения находить, анализировать, обрабатывать информацию, развивать системность мышления;
- развить у школьников творческое мышление;
- развитие интереса к предмету путем выполнения разных заданий;
- знание некоторых исторических фактов.

Критерии успеха

знать: понятие мощности, обозначение, единицы измерения, формулу;
понимать: взаимосвязь физических величин мощности и работы;
уметь: использовать теоретические знания при решении задач.

Предварительные знания

Определение работы при равномерном перемещении тела на некоторую высоту

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Тема урока - Мощность. Единицы мощности

У нас есть стопка книжек (можно взять 5-6 учебников). И эту стопку учебников мы будем поднимать на стул - стул поставить на стол/кафедру.

Приглашаются помощники - по желанию два ученика.

Один поднимает, другой следит за секундомером.

1 случай - учебники по одному перекладываются со стола на стул. Засекают время, за которое учебники были переложены со стола на стул. Время, за которое учебники переместили на стул фиксируется на доске t1.

2 случай - учебники всей стопкой перекладываются со стола на стул. Засекают время, за которое учебники были переложены со стола на стул. Время, за которое учебники переместили на стул фиксируется на доске t2.

Во втором случае время, конечно же, будет меньше, чем в первом.

Ученики садятся на места. Всему классу задаются вопросы:

- Ребята, в первом случае была совершена работа учеником? (Да)

- Ребята, во втором случае была совершена работа учеником? (Да)

- Эти работы были одинаковы или разные? (Работы совершены одинаковые)

Значит (запишем на доске): A1 = A2.

Определим высоту, на которую были подняты учебники - высоту стула. С помощью линейки измеряем и записываем на доске h.

- Чтоб рассчитать работу, совершенную ребятами нам что еще нужно знать? (Силу)

- Чтоб узнать силу, что нам нужно измерить ? (Массу стопки учебников)

С помощью электронных весов измеряем массу стопки учебников. Значение m фиксируем на доске.

- Как рассчитать работу, которая была совершена? (А=m*g*h)

g=9.8 Н/кг.

Рассчитываем значение работы.

- Итак, и в 1 и 2 случае была совершена одинаковая работа. Но в чем различие ? (Быстрота выполнения работы).

Этот иногда имеет большое значение. Когда большую работу нужно выполнить за короткое время.

В физике есть физическая величина - мощность. Она и характеризует быстроту выполнения работы.

Чем меньше время, за которое выполняется работа, тем больше мощность. И чем больше работа, выполняемая за данное время, тем больше мощность.

Определение мощности: N = A/t. Где А - работа, t - время, за которая выполняется эта работа.

Важно - мощность всегда привязана к какой то силе.

Мощностью силы называется физическая величина, равная отношению работы этой силы ко времени выполнения работы.

Вводятся единицы измерения мощности в системе СИ - Вт (ватт).

Эта единица названа в честь английского инженера Джеймса Уатта. Он в 1774 году изобрел паровую машину.

- Что такое 1 ватт? (1 Вт - это мощность, при которой работа в 1 Дж совершается за 1 секунду).

А теперь посчитаем, какую мощность развивали наши ребята в 1 и 2 случаях.

N1 = А/t1

N2 = А/t2

Очень часто, что для значения мощности используются десятичные приставки - кило-, мега- …

А для маленьких значений мощности - мили-, микро- ….

- До появления транспорта, оснащенного паровыми машинами, бензиновыми двигателями были какие виды тяги? (Лошади, верблюды, ...)

- Давайте рассмотрим еще одну единицу мощности - внесистемная единица мощности - лошадиная сила.

Это не сила, это мощность!

Обозначается 1 л.с. Что же это такое?

Пусть у нас есть груз массой m= 75 кг и он прикреплен к веревке, которая перекинута через блок (что это такое - изучим немного позже, пока-это колесико с канавкой).

И этот груз нам надо равномерно поднять на высоту h=1 метр, причем сделать это нужно за 1 секунду.

Так вот, 1 л.с. - это мощность, развиваемая при равномерном подъеме груза массой 75 кг на высоту 1 метр за 1 секунду.

А чему равна 1 л.с. в системе СИ? Для этого разделим работу на время и получим (делаем расчет).

1 л.с. = 736 Вт.

III. Закрепление материала

А теперь все, что узнали, используем для решения задач

Задача 1: Двигатель автомобиля за 2 часа совершил работу 720 кДж. Какую мощность развивала машина?

Вызвать ученика к доске для решения задачи.

Задача 2: За какое время грузовик совершит работу 250 МДж, если он развивает мощность 100 кВт?

Вызвать ученика к доске для решения задачи.

Задача 3: Скоростной поезд развивает скорость 575 км/ч. Какова мощность его двигателей, если сила сопротивления движения поезда при такой скорости равна 115,2 кН?

В ходе решения задачи вывести формулу мощности силы, действующей на тело движущееся со скоростью υ:

N= F* υ