Цель: способствовать приобретению учащимися знаний о пчёлах и муравьях как общественных насекомых, особенностях строения и поведения в связи с общественным образом жизни; об одомашненных насекомых; о необходимости охраны насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- Создание условий для усвоения учащимися знаний об отличительных особенностях перепончатокрылых насекомых, о характерных чертах, связанных с общественным образом жизни насекомых, их роли в природе и значении в жизни человека.
- Способствовать овладению знаниями о тутовом шелкопряде как одомашненном виде насекомых.
- Создание условий для выяснения учащимися причин исчезновения некоторых видов насекомых и осознания необходимости их охраны.
Развивающие:
- Способствовать формированию общеучебных компетентностей учащихся в ходе работы с текстом, графиками, рисунками, развитию естественнонаучной грамотности при решении заданий банка международного исследования PISA, развитию логического мышления, умения анализировать и делать выводы.
- Создание условий для развития креативных способностей методом ТРИЗ.
Воспитательные:
- Воспитание экологического мировоззрения, понимания необходимости сохранения всех видов насекомых как части биосферы.
- Формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
- Воспитание творческой активности, креативности учащихся, умение видеть, ставить и решать нестандартные учебные и жизненные задачи.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Новый материал
- Подведение итогов
- Рефлексия
- Домашнее задание
Информационно-технологические ресурсы
- Учебник (Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. - 5-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.: ил.,);
- открытые задания PISA 2015 https://adu.by/images/2018/02/PISA2015_otkr_zadfniya.pdf ;
- Жизнь пчёл. Фильм для школьной программы. https://www.youtube.com/watch?v=4uqTAZCPz8w;
- Презентация (Приложение 1);
- Кейс и дидактический материал (Приложение 2);
- Задания PISA «Синдром гибели пчелиных семей» (Приложение 3);
- Таблицы, рисунки, фотографии;
- Коллекции «Пчелиная семья», гнёзда бумажных ос;
- Продукты пчеловодства.
Технологии/методы:
- исследовательская аналитическая технология;
- элементы технологии ТРИЗ;
- технология коллективного обучения;
- кейс-метод;
Формы организации деятельности учащихся:
- коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют тему урока, проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока;
- фронтальная: отвечают на вопросы;
- кооперативно-групповая (работа в малых группах): работают с кейсом;
- работа в парах: осуществляют самооценку и взаимооценку знаний;
- коллективная/индивидуальная: обсуждают результаты работы с кейсом, осуществляют рефлексию.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Приветствует учащихся, проверяет готовность включиться в урок. Обращает внимание учащихся на то, что сегодня они работают в малых группах. И это не случайно. А для чего учащиеся объединились в группы, выясниться чуть позже.
II. Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
Учитель. Напоминает учащимся, что они продолжают знакомиться с самой многочисленной и интересной группой животных - типом Членистоногие, классом Насекомые. Предлагает учащимся озвучить, о чём шла речь на предыдущих уроках, что ребятам стало известно о насекомых.
Учащиеся перечисляют вопросы, которые обсуждались ранее: особенности внешнего и внутреннего строения насекомых, размножение, типы развития насекомых.
Учитель предлагает учащимся определить, о чём пойдёт речь на этом уроке, какова его тема. Обращает внимание на фотографии, плакаты, предметы антуража урока.
Учащиеся предполагают, что тема связана с муравьями и пчёлами.
Учитель соглашается с предположениями школьников и спрашивает, чем, по мнению ребят, пчёлы и муравьи отличаются от других насекомых? Тем, что они живут семьями, ведут общественный образ жизни.
Учащиеся с помощью учителя и учебника уточняют и озвучивают тему урока: «Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых», формулируют цель урока.
Цель: приобретение знаний о пчёлах и муравьях как общественных насекомых, особенностях строения и поведения в связи с общественным образом жизни; об одомашненных насекомых; о причинах исчезновения и необходимости охраны насекомых.
III. Работа по усвоению новых знаний
Сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 1)
Учитель. Говорит о том, что большинство насекомых ведёт одиночный образ жизни, но есть среди них и общественные виды, живущие группами - семьями.
Предлагает назвать виды общественных насекомых (пчёлы, шмели, осы, муравьи, термиты).
Подробней говорит о наиболее знакомых нам муравьях и термитах. Прежде всего нужно пояснить, что означает жизнь в семье?
Учащиеся демонстрируют свои знания о распределении обязанностей внутри семьи, называя некоторые роли-должности: рабочие, царица, солдаты и проч.
Учитель организует работу учащихся с текстом п. 27 и рис. 101 для более детального знакомства с организацией деятельности муравьёв. Беседа сопровождается компьютерной презентацией.
Учащиеся выясняют особенности быта муравьиной семьи и значение муравьёв в жизни леса, биоценоза.
Учитель мотивирует учащихся на дальнейшую деятельность по выяснению особенностей организации общественных насекомых и поиск взаимосвязи между строением насекомого и выполняемыми им функциями на примере пчелиной семьи.
Создаёт проблемную ситуацию: все продукты пчеловодства человеком используются в быту, в пищу и для лечения заболеваний, но в последние десятилетия в разных странах и в России в том числе происходит массовая гибель пчёл. Почему?
Учитель знакомит учащихся с кейсом (Приложение 2, Приложение 3) и объясняет разделение класса на группы. Каждая группа займётся поисками ответов на вопросы кейса. Через некоторое время группы обменяются своими предположениями, попытаются прийти к общему решению выхода из данной ситуации.
Время на работу с кейсом - 10-12 минут.
Учитель предлагает учащимся последовать примеру пчёл и разделить задания внутри группы. Но решение - за всеми членами группы. Они могут работать совместно над всеми вопросами. Каждая группа получает кейс - три информационных листа - и лист ответа для группы. Учащимся необходимо в течение 10 минут ответить на вопросы кейса, заполнив лист ответа.
Коллективно-групповая работа: учащиеся работают с кейсом совместно. Обсуждают ответы на вопросы № 1, 2. Отвечают на первый вопрос кейса «Почему пчёлы, покинувшие свой улей, погибают?», предоставляя аргументы, ответив на вспомогательные вопросы:
1. Каковы особенности организации жизни в пчелиной семье?
- Каков состав пчелиной семьи?
- Какие функции выполняют члены пчелиной семьи?
- Как особенности строения рабочей пчелы связаны с выполняемыми функциями?
- От чего зависит вид работ, выполняемых рабочими пчёлами?
- Может ли пчела прожить в одиночку без своей семьи?
2. Какие преимущества даёт общественный образ жизни пчёлам?
Для ответа на второй вопрос кейса «Какие причины, кроме этой, могут привести к гибели пчелиных семей?» учащиеся озвучивают результаты работы с графиком (применение имидоклаприда) версии о заболеваниях вирусной, бактериальной природы.
Учитель организует подведение промежуточных итогов урока, организуя работу учащихся по формулированию выводов - результатов работы с кейсом.
Учитель создаёт условия для развития логического мышления и креативности учащихся, предложив им решить задачу, связанную с лечением пчёл (ТРИЗ «как дать пчёлам лекарство»).
На поиск решения 2-3 минуты, затем представитель каждой группы озвучивает способ принятия пчёлами лекарства.
Учитель организует обмен мнениями между группами учащихся и подводит к пониманию, что эта задача может иметь несколько решений, одно из которых учащиеся предложили сами или с помощью учителя.
Учащиеся ещё раз говорят о преимуществах общественного образа жизни и необходимости человеку учитывать эти особенности в пчеловодстве.
Учитель обращает внимание учащихся на проблемы охраны и домашних, и диких перепончатокрылых и предлагает выяснить, а есть ли ещё насекомые, одомашненные человеком.
Учащиеся называют тутового шелкопряда и из текста п. 27 узнают об особенностях его разведения.
В завершение урока учитель создаёт условия для актуализации знаний учащихся о причинах исчезновения насекомых и необходимости их охраны как важных членов биосферы, звеньев в пищевых цепочках.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия содержания учебного материала
Фронтальный опрос:
- Какие насекомые относятся к общественным?
- Назовите состав пчелиной семьи.
- Летом пасеку вывозят в поле ближе к цветущим растениям. Зачем это делается, ведь пчелы и так хорошие летуны?
- Что лежит в основе поведения общественных насекомых?
- Каких насекомых человек одомашнил, для чего?
- Почему необходимо охранять насекомых?
V. Информация о д/з
П. 27 учить. Заполнить таблицу «Пчёлы - общественные насекомые», написать о преимуществах общественного образа жизни.
По выбору: подготовить презентацию о редких и охраняемых насекомых Ульяновской области, лэпбуки «Пчёлы», «Муравьи», «Тутовый шелкопряд», «Общественные насекомые».