Психологические основы детской безопасности

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОБЖ


Жизнь общества в настоящем периоде времени более интенсивна, чем в предыдущие десятилетия. Причем, каждый последующий период его развития характеризуется более быстрыми темпами. Катализаторами этих процессов в разное время выступали открытие письменности, создание печатного станка, возникновение средств массовой информации и т.д. В современном же обществе, при все более стремительном развитии информатизации и автомобилизации наметилась тенденция доминирования скорости социальных изменений над продолжительностью жизни людей.

В наши дни, развитие транспортной системы является неотложным связующим звеном между всеми отраслями жизни. При этом особую тревогу вызывает процесс затормаживания механизмов адаптации людей к новым условиям жизни. В структуре этих условий эффективность безопасности дорожного движения, предупреждение дорожных происшествий и профилактика их возникновения принимают особую актуальность. Наиболее же уязвимой частью человеческого общества всегда остается детство.

Уязвимость детей существенно выше, чем у взрослых и имеет свои неблагоприятные предпосылки. Чем младше ребенок, тем больше у него фундаментальных факторов риска. Правила безопасности дорожного движения для ребенка - дошкольника представляют собой особую трудность.

По статистике ГИБДД по травматизму в Алтайском крае [1] в 2021 году количество несовершеннолетних детей, пострадавших в дорожно - транспортных происшествиях по «собственной неосторожности» увеличилось на 85,7 % относительно 2020 года. Зафиксированы случаи перехода детьми проезжей части вне пешеходного перехода, в зоне его видимости, движения детей по краю проезжей части в попутном направлении с движущимся автотранспортом, а также переходы в неустановленных местах. Имели место неподчинения детей сигналам светофора (мигающий сигнал, стрелки), неожиданные выхода из-за транспортного средства и перед близко идущим транспортом. А так же бесконтрольное нахождение детей на дороге без цели перехода проезжей части, опасные игры на обочине дороги.

Преимущественное значение среди множества факторов, приводящих, к травматизму детей имеют их возрастные и индивидуальные психологические особенности. Несовершеннолетние дети, особенно дошкольного возраста, не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не соотносят свои действия с реальными опасностями на дороге и переоценивают свои возможности, считая себя быстрыми и ловкими. Им довольно трудно избежать дорожно-транспортного происшествия из-за низкого порога уровня ощущения опасности. Дети с холерическим темпераментом в большей степени, чем их сверстники имеют склонность к рискованным действиям и бравированию. Их стремление к демонстративности и особой эффектности действий на фоне низкого уровня самоконтроля и отрицания социальных норм и правил часто выражается в травмоопасных действиях. А свойственная многим дошкольникам импульсивность и низкая волевая саморегуляция делают эти действия непредсказуемыми.

Дети познают мир, в основном, через собственный эмоциональный и физический опыт. Сколько бы малышу не говорили, что нельзя трогать чайник потому, что он горячий, а осколок стекла острый, он не перестанет это делать до тех пор, пока не ощутит боль от ожога или пореза. А вовсе не потому, что ему это ощущение объясняли взрослые. Ему надо самому попробовать, проверить и убедиться, что это так. Но дорога не место для экспериментов. Она не прощает ошибок. Ошибки на дорогах влекут за собой физические увечья и морально-психологические потрясения, которые могут проявляться не сразу. На восстановление физического и психического здоровья ребенка, как правило, уходит несколько месяцев.

Психологические функции в развитии детей, особенно дошкольников, еще не совершенны. Их интеллектуальные способности, умение анализировать и предвидеть последствия собственных поступков пока находятся на той или иной возрастной и индивидуальной стадии формирования. Эмоционально - волевая сфера дошкольника, да и младшего школьника тоже, так же находится на стадии формирования, многие процессы подвижны и неустойчивы. Процессы возбуждения центральной нервной системы дошкольника пока преобладают над торможением. Этот фактор, зачастую, не позволяет детям правильно оценить молниеносно меняющуюся обстановку на дороге и принять правильное, здоровьесберегающее решение. Ведь чем сложнее ситуация, тем значимее способность торможения и сообразительности. Мозг ребенка еще не готов быстро оценивать опасную ситуацию и направлять команду действиям малыша.

Дети часто бывают не внимательны. Они, слушая, могут не слышать и глядя на происходящее, могут не видеть главного. В силу избирательности внимания, его неустойчивости и слабой концентрации ребенок, глядя на автомобиль, может его не видеть. К тому же, в отличии от взрослых, дети смотрят на дорожную ситуацию только уже находясь на проезжей части. В неожиданно возникшей опасной ситуации они, как правило, пугаются и утрачивают способность быстро принимать правильное решение. Тем более, что у детей реакция на опасность медленнее, чем у взрослых в 3-4 раза, сектор зрительного обзора на 20% уже, а длина шага значительно короче взрослого шага. Ребенок лишен возможности быстро увидеть, сообразить, и стремительно совершить спасительное действие.

По своей природосообразности ребенок живет в мире игр и фантазий. Он полагает, что движущаяся машина, вне зависимости от скорости ее движения может остановиться так же быстро, как и в его игровом действии - мгновенно. Он проецирует свои игровые действия и мироощущения в реальную жизнь. По этому, в пока еще приближающемся, автомобиле ребенок не всегда способен увидеть опасность. Ведь по его представлениям, автомобиль должен остановиться только тогда, когда доедет до него. А скорость приближения он пока не способен рассчитать и предвидеть.

Немаловажное значение имеют и физиологические возможности ребенка. Ведь чем ниже рост ребенка, тем меньше у него возможности обозревать обстановку на дороге. Ребенок видит только приближенную к нему часть дороги со стоящим или движущимся по ней транспортом. В силу своего малого роста он не может видеть, что идущие чуть дальше машины начинают маневры - перестроения, обгон и пр. Не опытному человеку, ребенку, трудно понять, как белый автомобиль, который минуту назад ехал за черным, вдруг оказывается впереди? Так же малыш не способен оценить расстояние, скорость движущегося авто и отрезок времени, отделяющие его от опасного объекта. И это может молниеносно стать причиной трагедии.

Так же ребенок часто бывает не способен заметить, что стоящий не далеко от него автомобиль стал издавать звук включенного двигатели и начинает движение. А символика оповещения (мигающие фары) малышу так же не всегда понятна. В то же время, водитель, находясь в салоне автомобиля, может не заметить маленького ребенка, находящегося в непосредственной близости к транспортному средству спереди или сзади авто.