Введение
Систематически применяемая физкультура и спорт — это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это — старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье — самый большой источник красоты.
И.М.Саркизов-Серазини
Физическая культура является частью передовой культуры, достоянием всего народа. Это мощное средство не только физического совершенствования и оздоровления, но также и воспитания социальной, трудовой и творческой активности трудящихся. Физическая культура не исчерпывается упражнениями, спортом, гимнастикой, играми и туризмом, она заключает в себе общественную и личную гигиену труда, быта, использование естественных сил природы для закаливания, правильный режим труда, отдыха и питания.
Для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения болезней и преждевременной старости необходимо сознательное, высококультурное поведение людей, основанное на понимании сложных закономерностей, формирующих состояние здоровья и характер заболеваний.
В системе научной организации труда физическая культура должна занимать определенное место как фактор улучшения здоровья трудящихся, борьбы с профессиональными вредностями, повышения работоспособности человека и продуктивности труда.
Необходимо учитывать характер производственной работы, поскольку каждая профессия имеет свои особенности, которые нужно учитывать при выборе наиболее эффективных в конкретных случаях средств и методов физической культуры и спорта. Для работников умственного труда и лиц, относящихся к категории так называемых сидячих профессий, работа которых связана с вынужденной определенной позой и длительным статическим напряжением. Наиболее полезными будут виды занятий, отличающиеся высокой динамичностью и проводимые на открытом воздухе. Для рабочих, труд которых характеризуется большой мышечной нагрузкой и сопровождается высокими энергетическими тратами, рекомендуется занятия более легкими физическими упражнениями. Рабочим, которые подвергаются воздействию пыли и вредных газов, целесообразно заниматься плаванием, греблей, лыжным и конькобежным спортом, для улучшения функций дыхания и кровообращения. Лицам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в помещениях с пониженной температурой воздуха, не следует заниматься зимними видами спорта.
Особое место в системе занятий физической культурой рабочих и служащих занимает производственная гимнастика - комплекс физических упражнений, выполняемых в перерывах в процессе работы непосредственно в рабочих помещениях.
Физическая культура - основа социально - и культурного бытия индивидов, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.
1. Естественно-научные основы физического воспитания
Здоровье народа рассматривается как общественное достояние, как одна из важных предпосылок повышения производительности труда, как необходимый компонент физического и духовного развития личности. Следовательно, важнейшим критерием здоровья человека является способность полноценно выполнять общественные и, прежде всего, трудовые и производственные функции и обязанности.
Одним из основных средств, способствующих биологическому совершенствованию человека и укреплению его здоровья, является физическая культура, массовый спорт. В настоящее время накоплен огромный научный материал по изучению анатомо-физиологических, биохимических изменений, возникающих в организме человека в процессе занятий физическими упражнениями. Изучение этих изменений и составляет научную основу физического воспитания. Естественно-научными основами физической культуры при организации процесса физического воспитания человека в обществе является комплекс медико-биологических наук, таких, как анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.
Принято выделять следующие функциональные системы организма: костную (скелет человека), мышечную, сердечно - сосудистую, дыхательную, пищеварительную, нервную, систему желез внутренней секреции, анализаторов и др. Все системы органов находятся в сложном взаимодействии друг с другом и составляют в генетическом, анатомическом и функциональном отношениях единое целое – организм. Только благодаря своей целостности организм обладает совокупностью основных жизненных свойств, отличающих его от неживой материи. К ним относятся: постоянный обмен веществ и энергии с окружающей средой и внутри самого организма, движение, рост и развитие, размножение, изменчивость, наследственность, приспособляемость к условиям существования.
Отсутствие физических нагрузок или их недостаток в режиме труда и быта приводит к отрицательным изменениям в организме. В этом случае развивается синдром гиподинамии, представляющий интерес не только для медицинской науки, но и для социологии. Это объясняется тем, что гиподинамия у подавляющего большинства населения нашей планеты развивается как следствие научно-технического прогресса.
Внедрение в производство автоматизации, комплексной механизации, электроники способствовало развитию высшей формы машинной индустрии, резко изменившей характер человеческого труда. С одной стороны, появились профессии, в которых «кнопочное» управление различными механизмами почти полностью исключило применение каких-либо мышечных усилий.
С другой стороны, автоматизация привела к возникновению профессий, где мышечные усилия и объем двигательной активности не только уменьшились, но и изменились качественно. Сила как основное физическое качество потеряла свое значение, уступив место быстроте и ловкости. Движения с большой амплитудой (макродвижения) заменились микро-действиями и микро-движениями. Появилась потребность в тонкой двигательной активности, в ручной ловкости, в точной координации и четкой согласованности моторной и психической функций.
При этом умственная напряженность существенно возросла, так как возникла необходимость в быстрой переработке огромного потока информации. От человека потребовалась высочайшая творческая активность, т.е. высокий уровень умственной работоспособности. Следовательно, двигательная активность потеряла свое главенствующее значение, уступив место психической и эмоциональной напряженности.
При любом типе умственной работоспособности положительное влияние оказывают систематически проводимые занятия физической культурой и спортом. К их числу относятся посещение групп здоровья, закаливание, учебные занятия физическим воспитанием, спортивные тренировки.
Установлено, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют нервную систему и совершенствуют регуляционные механизмы. При этом увеличиваются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, в результате чего усиливаются возбудимость и лабильность нервных клеток. Ускоряется образование условных рефлексов и повышается их устойчивость, значительно ускоряется двигательная реакция.
В течение жизни человек постоянно учится различным движениям: так, ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать, писать, читать и т.д.
В зависимости от конкретных условий быта и рода занятий людей движения, которые им приходится изучать, различны. Трудовые, спортивные или иные движения называют двигательными навыками. Все позы, движения, положения, их комбинации – это новые для организма двигательные навыки, которые он постепенно приобретает в течение всей жизни.
2. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
Профессиональная направленность физического воспитания должна отражать взаимосвязь разнообразных воспитательных мероприятий, объединенных единством целевой организации. Этот процесс сопровождается разрешением противоречий между личностными устремлениями в сфере физической культуры и целями, поставленными профессиональной подготовкой.
Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана адаптировать, подготовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.
Профессионально-прикладная физическая подготовка рассматривается специалистами физического воспитания как рационально избранная система физических упражнений, профессионально прикладных, оздоровительных мероприятий, направленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности наилучшим образом действовать в условиях определенной профессиональной трудовой сферы и конкретного рабочего места. Использование средств физической культуры и спорта для подготовки к современному высококвалифицированному труду требует определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии. На такое профилированное физическое воспитание и направлена профессионально-прикладная физическая подготовка. ППФП представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности. В то же время, профессионально-прикладная физическая подготовка, с физиологической стороны, представляет собой средство планомерного преодоления трудностей, возникающих у обучающихся профессиональным умениям при освоении действий, требующих мобилизации определенных функций на достижение производственного результата.
В результате организованного включения физической культуры в систему научной организации труда. Как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням. Продолжительность заболеваний у работников, занимающихся физической культурой в среднем на 30-40% короче, чем у тех, кто игнорирует занятия физической культурой. В результате чего разница в потерянных рабочих днях и упущенной результативности труда оказывается весьма существенной.
Все это свидетельствует о том, что положительное влияние физической культуры на здоровье трудящихся и повышение производительности труда имеют характер общей закономерности. В научной литературе приводятся факты, подтверждающие данную тенденцию. Как известно, любой трудовой процесс, будь то физическим или умственным, имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности, также и фазу снижения работоспособности. Средства физической культуры позволяют ускорить врабатываемость и замедляют падение работоспособности, а стало быть, увеличивают производительность труда. Кроме того, они способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.
В современном производстве все еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. В этом плане средства физической культуры в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм. Кроме того, даже безотносительно профессиональным вредностям, хорошая физическая подготовленность весьма существенно уменьшает случаи травматизма в любом виде как физического, так и смешанного труда. В литературе по этому поводу имеются конкретные данные. Их обобщение показывает, что доля производственного травматизма у рабочих, не занимающихся физической культурой, в 2-3 раза выше, чем у систематически занимающихся.
В связи с происходящей в производстве научно-технической революцией все заметнее проявляется тенденция смены профессий у трудящихся. В этом смысле достаточная общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями, т.к. более высокая двигательная активность, развитая в процессе физкультурно-спортивных занятий, естественно, положительно повлияет на приобретение новых профессиональных умений и навыков.
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.
3. Педагогические основы изучения физической культуры в связи с трудовой деятельностью
Трудовую деятельность и влияние, которое она оказывает на человека, изучают представители различных наук - социологи, психологи, физиологи, педагоги. Учеными выявлена необходимость дальнейших научных обоснований подготовки молодых специалистов к различным видам трудовой деятельности в современных условиях средствами и методами физического воспитания.
П.Ф.Лесгафт высказал мысль о необходимости вырабатывать способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично. В 1888 году ученым была обоснована теоретическая необходимость специальной направленности физической подготовки для военнослужащих. Был сделан вывод, что, помимо общих подготовительных, необходимо использовать и специальные упражнения.
Научно-теоретическое обоснование ППФП в нашей стране было дано профессором В.В.Белиновичем в 1964 году. Основной целью ППФП ученый считает укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми избранным видом труда. ППФП должна быть органической частью общей программы по физическому воспитанию и осуществляться в единстве и взаимосвязи с общими задачами физического воспитания. Для решения задач профессиональной физической подготовки следует использовать как специальные физические упражнения, так и различные виды спорта.
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями.
Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:
- время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.
- производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;
- сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;
- перспективные тенденции обще-социального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.
При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технической революции.
4. Физическая культура в научной организации труда
Сегодня проблемы сохранения здоровья человека все более обостряются. Современный человек подвергается различным нервным перегрузкам, неблагоприятному воздействию окружающей среды, нерационально питается, недостаточно двигается.
Современный труд в любой сфере деятельности требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил. Научная организация труда (НОТ) – это оптимальное соединение людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда на базе укрепления здоровья.
Одна из важнейших задач нашего общества это не только сохранение и укрепление здоровья человека, но и повышение, и поддержание высокой работоспособности, т.е. способности человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой – выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.
Многочисленные исследования, выполненные как на производстве, так и в научных лабораториях, показали, что работоспособность человека на протяжении трудового дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. Обычно при значительной интенсивности и продолжительности рабочего дня показатели работоспособности вначале возрастают, затем стабилизируются и, наконец, снижаются. Как видим, здесь проявляются те же закономерности, которые характерны для физкультурно-спортивной деятельности, а именно, четко выделяются три фазы изменения работоспособности человека:
- фаза врабатывания продолжается в среднем 1-2 часа после начала работы. Идет соответствующая координационная настройка в различных системах организма, в частности концентрируется внимание, совершенствуется темп, ритм и точность рабочих операций;
- фаза стабилизации имеет разную продолжительность обычно зависящую от содержания и интенсивности самого труда. В это время наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности, продолжающиеся в среднем 4-5 часов;
- фаза снижения (утомления) характерна прогрессирующим падением работоспособности к концу трудового дня (в среднем равна 2 часам).
Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.
В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время – с 3 до 4 часов.
В ходе выполнения какой-либо деятельности человек начинает испытывать усталость. Это физиологическое состояние называется утомлением и представляет собой защитную реакцию организма, которая подает сигнал о возникающих при выполнении работы значительных функциональных и биохимических изменениях.
Утомление нормальный физиологический процесс при различных видах деятельности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.
Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.
Заключение
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит, более направлено, и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.
Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.
Список литературы
- Апанасенко, ГЛ. Медицинская валеология / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова. – Киев: 1998.
- Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: ФиС, 1990.
- Глазько, Т.А. Физическое воспитание учащейся молодежи: учеб. пособие для занятий по физическому воспитанию в вузах, ссузах, ПТУ / Т.А.Глазько, Р.И. Купчи- нов, В.М.Михаленя. – Минск, 1995.
- Грабовская, Т.А. Теоретико-методические занятия по предмету «Физическая культура»: учебно-методический комплекс для студентов непрофильных специальностей высших учебных заведений / Т.А.Грабовская. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007.
- Гриненко, М.Ф., Решетников, Г.С. С помощью движений. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
- 6Гужаловский, А.А. Сегодня и каждый день. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
- Дащинский, А.К. Методы оценки уровня здоровья и эффективности физкультурно-оздоровительных занятий лиц зрелого возраста: метод. пособие / А.К.Дащинский. – Минск, 1999.
- Динейка, К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Минск: Полымя, 1982.
- Дубровский, В.Н. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. – М., 1998.
- Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2008.
- Жолдак В.И. - Физическая культура в системе научной организации труда.
- Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная подготовка студентов вузов. – М.: Высш. шк., 1978.
- Кабачков, В.А., Полиевский, С.А. Профессионально-прикладная подготовка учащихся в СПТУ: метод. пособие. – М.: ФиС, 1989.
- Колос, В.М., Шестакова, Т.Н. Планирование учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях: методическое пособие для групп ОФП и специального медицинского отделения. – Минск, 1993.
- Куликов, Л.В. Психогигиена личности (вопросы псих. устойчивости): учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.
- Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студентов под-гот. учеб.-трениров. групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.И.Купчинов. – Минск: Тетрасистемс, 2006.
- Коневой Е.В. Физическая культура
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.
- Полиевский, С.А., Старцева, И.Д. Физкультура и профессия. – М.: ФиС, 1988.