В современных условиях реформирования образовательной системы активно внедряются инновационные педагогические технологии, что полностью соответствует общей концепции образования в нашей стране. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования кроме требований к предметным результатам обучения устанавливают требования к личностным и метапредметным результатам. В связи с этим система образования характеризуется поиском и утверждением новых подходов к обучению.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом
Критическое мышление многими исследователями определяется, как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Оно помогает выйти за рамки предубеждений и создать новые идеи. Обучающиеся с развитым критическим мышлением умеют и стремятся учиться самостоятельно, могут работать с большим потоком новой информации, имеют свою точку зрения, аргументируют, успешно взаимодействуют в группе.
Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления объединяет уже известные учителям принципы личностно-ориентированного и деятельностного обучения, обучения на основе сотрудничества, творческой и проектной работы. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Основной целью проектной деятельности является формирование творческого, а вместе с тем и критического мышления учащихся.
Проектная деятельность осуществляет целый ряд задач, направленных на развитие критического мышления, среди которых выделяются:
- формирование значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
- развитие чувства ответственности, самодисциплины, способности к самоорганизации;
- развитие исследовательских и творческих способностей личности; коммуникативных умений и навыков;
- формирование способности к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; способности ориентироваться в информационном пространстве; навыка анализа и рефлексии; умения представить результаты своей работы.
Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом - введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, обучающиеся осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии закрепления материала и повторения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление результата, будь это рисунки, сочинение, презентация, постер, тренажер.
Среди обучающихся старших классов было проведено анкетирование с целью изучения их отношения к проектной деятельности. Вопросы были общего плана. Ответы показали в основном положительное отношение к работе над проектом. (Приложение 1)
В лицее №1 г. Братска мы работаем по учебнику «Spotlight», который позволяет решать стоящие перед учителем задачи. Работа над проектами начинается с 5 класса. Вначале это не очень сложные темы, но ребята активно включаются в работу: выбирают команду (2-3 человека), обсуждают тему, распределяют обязанности в группе. Безусловно, учитель в роли помощника всегда рядом. Первые два-три года изучения английского языка учащиеся выполняют мини-проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки. Успешными были проекты: «Мой любимый питомец» (индивидуальный проект), «Мой город» (групповой), «Мои увлечения».
Начало проектной деятельности школьников среднего звена включает темы, непосредственно связанные с самим учащимся и то, что для него имеет значение, например, «Портрет писателя», «Family Tree», «Школа будущего», «Дом моей мечты» и другие. (6-7 классы).
На уроках английского языка использование навыков критического мышления помогает обучающимся при работе с новой информацией, развиваются умения анализировать ее, критически рассматривать новые идеи с различных точек зрения, сделать выводы относительно точности и ценности данной информации. Например, составление схем «фишбоун» (fishbone), кластеров, интеллектуальных карт.
На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно и творчески подходят к созданию проекта. Были выполнены такие проекты, как: «Здоровый образ жизни», «Молодёжные группы», «Музеи мира», «Исчезающие виды животных».
Проекты, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету "иностранный язык", совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.
Работая над проектом, учащиеся испытывают определенные сложности в осуществлении проектной деятельности на английском языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала обычно предшествует разработке проектов, а сами проекты проводятся на заключительном этапе работы над модулем, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое "я", рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний…
Литература
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 2000. - 272с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С.Сергеев. - М.: Аркти, 2005. - 80с.
- Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. - СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. - 192 с.