Технология дифференцированного обучения на уроках геометрии в 7–9-х классах

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: геометрия


Для достижения понимания школьниками как математики в целом, так и отдельных её разделов и тем, учителю необходимо хорошо владеть методикой преподавания предмета, грамотно преподносить материал, уметь выделять наиболее важные моменты, предвидеть типичные ошибки, давать ответы на все возникающие вопросы учеников.

Для повышения качества образования и полноценной подготовки обучающихся к их последующей учебной и профессиональной деятельности нужно обеспечить понятность и доступность учебного материала для каждого школьника. Важно учитывать индивидуальные особенности, способности и возможности каждого ребёнка. Одной из современных моделей обучения, с помощью которой можно достичь успешного результата в учебной деятельности, является дифференцированный подход. Эта модель может быть успешно реализована на различных этапах обучения, во всех образовательных учреждениях, а также при преподавании любой учебной дисциплины.

Даже если на старшей ступени обучения в школе присутствует профильная дифференциация, внутри класса также важен индивидуальный подход к каждому ученику, то есть должны присутствовать элементы уровневой дифференциации. Это объясняется тем, что внутри профильного класса каждый обучающийся также имеет свои индивидуальные способности к обучению, у каждого свой темп работы и усвоения новых знаний.

Полезно дифференцированный подход в обучении осуществлять на всех этапах урока: при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний, а также в домашней работе.

Прежде всего учителю нужно выделить для себя группы школьников по уровню усвоения ими учебного материала, по результатам их работы на уроках. Чаще всего выделяют три группы обучающихся: слабые школьники, дети со средним уровнем обучаемости и сильные ученики. Если в классе есть дети с ОВЗ, то следует выделить четвёртую группу, в которую будут входить инклюзивные дети. Знание уровня сформированности у обучающихся умений и навыков помогает педагогу в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой из групп школьников. Учитель должен подтягивать знания слабых и средних школьников, поддерживать и развивать умения продвинутых детей, мотивировать все группы к обучению, выполнять роль наставника.

При объяснении нового материала следует ставить проблемные вопросы, отвечать на них должны сильные ученики. Детям слабой и средней групп предлагается ответить на вопросы, известные из ранее изученного материала, повторить за сильными. Также слабые школьники могут самостоятельно подготовить некоторые вопросы по новой теме в наглядном виде: схемы, таблицы, рисунки и представить их одноклассникам. Дополнительная самостоятельная работа по изучению, пониманию и объяснению нового способствует лучшему усвоению знаний.

При закреплении нового материала эффективно дифференцировать вопросы на закрепление. Продвинутой части обучающихся сразу можно предложить выполнить практическое задание, школьникам среднего уровня - предложить поработать с учебником и опорными конспектами, со слабыми обучающимися повторить основное, причём сделать это подробно, уделив внимание каждому. Учитель должен контролировать деятельность каждого школьника, отводя ему определённое количество времени в зависимости от уровня обучаемости. Многие педагоги организуют работу в парах (сильный со слабым или школьники одного уровня), работу в группах. Уровень сложности предлагаемых заданий необходимо постепенно увеличивать. При проведении практических работ целесообразно организовать взаимопомощь сильных учеников слабым. Это помогает одним детям научиться объяснять, другим - понять изученное и, в то же время, позволяет разгрузить учителя - ведь ему одному тяжело уделить достаточно внимания 25-30 обучающимся за время урока.

В качестве заданий для инклюзивного обучения можно использовать коррекционно-развивающие задания, задачи на готовых чертежах базового уровня сложности, практические задания, например, изготовление макетов геометрических фигур, выполнение конспектов методом Шаталова.

Дифференцированный контроль знаний школьников можно проводить несколькими способами. Например, работа может состоять из трёх частей. Задания усложняются от первой части к третьей. Задания первой части решаются по определению. Для решения заданий части 2 необходимо выполнить несколько шагов. Часть 3 включает в себя задания повышенного уровня сложности, нестандартные задания.

Также полезно проводить самостоятельные и контрольные работы, которые даются в трёх вариантах, различающихся по уровню сложности заданий.

Аналогично следует поступать с зачётами и тестированиями. Можно использовать карточки различной степени сложности.

Такая дифференцированность вариантов проверочных работ позволит ученикам успешно проявить свои потенциальные возможности в усвоении школьного курса геометрии.

Обучающиеся чётко должны знать критерии оценивания, чтобы у учителя не возникало сложностей с тем, какие оценки им поставить. Иногда можно нарушить критерии оценивания ради поддержания ученика, оценив его индивидуальные достижения.

Домашнее задание также может быть дифференцированным. Полезно предложить творческое задание для желающих, которое выберут сами дети, дополнительное задание для высоко мотивированных обучающихся и индивидуальные задания для преодоления пробелов в знаниях. Таким образом, школьники всех уровней получают для себя оптимальное и посильное задание на дом. Это поможет решить проблему неподготовленности к урокам, и, следовательно, повысить успеваемость.

В настоящее время разработаны дидактические материалы к различным учебникам, которые включают в себя разноуровневые задания, дифференцированные самостоятельные и контрольные работы. Можно комбинировать используемые учебные пособия, подбирать задачи разных уровней сложности из различных дидактических материалов. Также учитель может сам разрабатывать дифференцированные задания.

Эффективна работа в творческих группах для реализации проектной деятельности. Школьники учатся самостоятельно добывать новую информацию, работать с дополнительной литературой, представлять свои проекты.

В профильных классах особенно ценится участие в математических олимпиадах различного уровня. Есть возможность предложить ребятам во время закрепления изученного решить олимпиадное задание или организовать дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам.

Полезно применять технологию дифференцированного обучения и на внеурочных занятиях. Например, проводить игры, в которых ученики имеют возможность решать задания разных уровней и приносить баллы команде.

Платформа Якласс помогает составить индивидуальные задания для каждого ученика, поэтому она также может успешно применяться при организации дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход успешно сочетается и с другими формами обучения. Например, в дополнении к нему эффективно применять игровые технологии, межпредметную интеграцию, проблемно-поисковый подход, а также нетрадиционные формы уроков.

Таким образом, дифференцированный подход в обучении геометрии способствует оптимизации учебного процесса, повышает качество знаний и интерес к предмету у школьников.