Эндокринная регуляция

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель урока: познакомить учащихся с эндокринной системой человека, показать роль гуморальной регуляции на функций организма.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний учащимися.

Задачи:

Образовательная:

  • сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;
  • познакомить с железами внутренней, внешней и смешанной секреции;
  • раскрыть сущность и свойства гормонов, их влияние на здоровье и жизнедеятельность
  • человека;
  • подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;
  • расширить кругозор учащихся.

Развивающая:

  • развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;
  • развивать эмоциональную сферу: уверенность в себе;
  • развивать мотивационную сферу: стремление добиться успехов;
  • развивать коммуникативную сферу: навыки работы в паре.

Воспитательная:

  • формировать познавательный интерес к предмету и личное отношение к целостному восприятию мира.
  • формировать систему знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, дифференцированное обучение, групповая работа.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, дидактический материал, задания ЕГЭ, таблицы, презентация)

Основные термины и понятия: железы, гормоны, секрет, биологически активные вещества, гиперфункция, гипофункция, нервная и гуморальная регуляция.

УУД

Познавательные УУД

  • Продолжить формирование умения работать самостоятельно с учебником.
  • Продолжить формирование умения работать с информационными текстами.

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  • Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный.

Педагогические технологии:

  • Элементы технологии развития критического мышления;
  • Проектная деятельность;
  • Личностно-ориентированная технология;
  • Здоровье-сберегающие технологии.

В т.ч. ИКТ

ХОД УРОКА

I. Актуализация. Введение

- Ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим изучению самого удивительного организма на нашей планете. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «любопытнейшим явлением». Слайд.

Цитата:

Человек всегда был и будет,
самым любопытнейшим явлением для человека.
В.Г.Белинский

- Как выдумаете о ком идет речь?

- Кто способен создавать восхитительные сооружения?

- Кто может покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты?

- Кто способен мыслить и познавать мир? Вы правильно догадались - Человек!

Человек вызывает, постоянный интерес не только у ученых и врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Большинство книг основываются на реальных событиях и фактах из жизни человека. Вот вам примеры из жизни реальных людей, которые могли бы послужить основой для литературной истории.

Задачи. Слайд.

1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.

2 задача. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему.

Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Давайте сформулируем цель нашего занятия.

Цель: выяснить причины возникновения аномалий в развитии человек?

- Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое целое?

Ответы учащихся

Это может быть регуляция через жидкие среды организма (гуморальная регуляция) и с помощью нервных импульсов ( нервная регуляция).

Тогда возникает вопрос: нарушение работы, какой из систем может привести к отклонениям описанных выше? К появлению качественных изменений, внешних признаков?

Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека.

Нарушение механизмов гуморальной регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения, вызвано разрушительным действием какого-либо вещества.

II. Изучение нового материала

- Возможно, кто-то уже догадался о каких активных веществах идет речь - гормоны - активные вещества, которые вырабатываются железами организма. Железы образуют - эндокринную систему.

- Эндокринная система образованна тремя типами желез.

Обратите внимание на доску.

Железы внутренней и смешанной секреции и внешней секреции

Какими свойствами обладают гормоны? Слайд.

  1. Воздействие гормонов носит дистантный характер - орган, на который действуют гормоны, может далеко располагаться от желез.
  2. Гормоны действуют только на живые клетки.
  3. Действие строго специфично; некоторые гормоны действуют на определенные органы - мишени, другие влияют на строго определенный тип обменных процессов.
  4. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.
  5. Быстро разрушается, поэтому они должны постоянно образовываться.

Функции гормонов:

  1. Обеспечивают рост и развитие организма.
  2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды
  3. Обеспечивают гомеостаз
  4. Контролируют процессы обмена веществ.

Давайте более подробно познакомимся с некоторыми железами внутренней секреции.

Эту железу называют «дирижером оркестра».

Как вы думаете, о чем идет речь?

Это ГИПОФИЗ - небольшая железа массой 0.5-0,7 граммов, находится у основания мозга в углублении турецкого седла. Слайд.

I. ГИПОФИЗ.

ГИПОФИЗ регулируется ГИПОТАЛАМУСОМ - высшим центром нейро-гуморальной регуляции, который выделяет нейрогормоны. С оснлвными мы с вами сегодня познакомимся:

1. СОМАТОТРОПИН - гормон роста, который регулирует рост организма, рост длинных костей, стимулирует синтез белков.

2. Тиреотропный гормон - действует на щитовидную железу, стимулируя ее функцию, регулирует уровень Са2+ в крови.

а) При избытке (гиперфункции) гормона роста в детском возрасте приводит к гигантизму. Самым высоким мужчиной был Федор Махов (1880-1905 гг.). Его рост составлял 2 м 85 см, а самая высокая женщина была китаянка (1964-1982 гг.), ее рост был 2 м 47 м.

б) При недостатке (гипофункция) гормона роста в детстве происходит задержка роста при нормальном умственном развитии. Такое заболевание называется гипофизарная карликовость, для таких людей характерна резкая задержка роста с сохранением пропорций тела. Кроме того они страдают задержкой полового развития, часто бесплодны. Их интеллект не страдает.

в) Бывают случаи, когда гормон роста вырабатывается с избытком в то время, когда процессы роста закончились. Тогда происходит непропорциональное разрастание (увеличение) органов, которые еще не потеряли возможность роста. Усиленно растет нос, уши, язык, конечности, происходит утолщение костей Увеличиваются печень, сердце и другие внутренние органы. Заболевание чаще наблюдается у мужчин. Эту болезнь называют АКРОМЕГАЛИЕЙ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз.

- Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

- Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

- Закройте глаза, представьте себя на зеленой лужайке, вокруг летают разноцветные бабочки, шумит листва, журчит ручей…

- А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

II. Щитовидная железа, имеет массу 20 г. Слайд.

На рост, физиологическое и психическое развитие большое влияние оказывает и щитовидная железа.

Нарушения деятельности щитовидной железы

Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах нелюбимой падчерицы в ведьму: нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. К такому заболеванию приводит нарушение щитовидной железы, оно называется базедовой болезнью.

Щитовидная железа располагается на щитовидном хряще гортани и состоит из двух долей, соединенных узким перешейком. На ее срезе видно множество пузырьков, заполненных однородной вязкой массой, содержащей большое количество Йода. В этой ткани и образуются гормоны. Щитовидная железа выделяет гормоны ТИРОКСИН и ТРИЙОДТИРОНИН. В номе за сутки она вырабатывает до 0,3 мг этих гомонов. Увеличиваясь, щитовидная железа выделяет больше гормонов, чем нужно. Увеличенная щитовидная железа в народе называется ЗОБОМ. В результате, избыточное количество гормонов является ядом для организма, вызывая жесткое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии, поэтому наступает похудание, дрожание рук, увеличивается частота сердечных сокращений, повышается температура тела, повышается потообразование. Появляется раздражительность, быстрая усталость при физической работе. Развивается пучеглазие.

Если в сказке Фея может вернуть человеку его нормальный вид, то в жизни больного излечивает нож хирурга. После удаления разросшейся ткани щитовидной железы исчезает пучеглазие, понижается нервозность, улучшается работа сердца, прекращается дрожание рук. Для лечения щитовидной железы прибегают так же к использованию радиоактивного йода.

Что произойдет, если в кровь поступает мало гормона этой железы? Признаки будут другие:

  1. Окислительные процессы протекают вяло.
  2. Сердце работает недостаточно, что приводит к отеку ног.
  3. Больные ощущают слабость, сонливость
  4. В нервной системе преобладают процессы торможения
  5. Падает температура тела, наблюдается апатия и ожирение.
  6. Волосы становятся редкими, а кожа сухой, грубой с желтоватым оттенком.

Все это признаки МИКСЕДЕМЫ или слизистого отека. Лечением этого заболевания является систематический прием гормона этой железы - тироксина. Тироксин не разрушается, поэтому его вводят через рот.

Для профилактики необходимо употреблять продукты, содержащие йод йодированную соль, а также препарата ЙОДОМАРИН. Местность, где йода не хватает в почве, в воде, а значит и в пище, называют эндемичной по дефициту йода. Наша с вами республика также является одной из тех, где в пище не хватает йода. Особенно тяжелые последствия от недостатка гормона щитовидной железы наступают у детей. У них превращается рост костей в длину, в то время, как в ширину они растут нормально. Это приводит к серьезным нарушениям пропорций тела. Ребенок растет с резким отставанием в физическом (карлики) и умственном развитии. Это заболевание называется КРЕТИНИЗМОМ. Слайд.

Можно ли помочь этим детям? Да, если болезнь определяется в ранней стадии развития болезни.

III. Поджелудочная железа - является железой смешанной секреции, т.к. она выделяет пищеварительные ферменты в 12-ти перстную кишку. Давайте вспомним. Слайд.

Гормоны, вырабатываемые поджелудочной железой, попадают прямо в кровь. Одна группа клеток вырабатывает гормон ГЛЮКАГОН, способствующий превращению гликогена печени в глюкозу, в результате чего уровень сахара в крови повышается. Другие клетки вырабатывают ИНСУЛИН, повышающий проницаемость клеточных мембран для глюкозы. Это благоприятствует ее расщеплению в тканях, отложению гликогена в клетках печени и уменьшение сахара в крови. При недостатке этого гормона развивается сахарный диабет, организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

IV. Надпочечники. При переходе от состояния покоя к физическому напряжению требуется существенная перестройка работы многих органов. Эта перестройка происходит по влиянием гормонов надпочечников. Это парные железы, расположенные на верхних полюсах почек, массой 15 г, состоят из двух слоев: коркового и мозгового. Гормоны адреналин и норадреналин. Слайд.

III. Обобщение

- Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению - главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.

Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких!

IV. Закрепление

Задание. Выберите правильный ответ. Слайд.

1. Являются ли железы смешанной секреции:
а) щитовидные железы;
б) поджелудочная железа,
в) гипофиз;
г) половые железы

2. Какие железы внутренней секреции управляют функциями других желез:
а) щитовидная железа;
б) надпочечники;
в) гипофиз

3. Гормоны, каких желез стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы:
а) гипофиза;
б) надпочечников;
а) щитовидных желез

3. Гормоны каких железы внутренней секреции, влияя на рост человека ,могут вызвать гигантизм или карликовость:
а) надпочечников;
б) половых желез
в) гипофиз?

V. Домашнее задание: Слайд

  1. Закончите заполнение таблицы.
  2. Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.
  3. Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней секреции.

- Спасибо за работу!