Дыхание на суше и в воде

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с


«ДЫХАНИЕ - это ЖИЗНЬ!» (Консультация-практикум)

Цель: Дать знания родителям о правильной технике дыхания в воде, чтоб они и их дети чувствовали себя во время плавания «Как рыба в воде».

1. Введение.

2. Дыхание.

  1. Интересные факты из жизни тех, кто дышит легкими.
  2. Работа дыхательной системы (Роль легких, кровеносной системы, мозга в дыхательной системе).
  3. Техника дыхания в воде.
  4. Игры и упражнения на закрепления техники дыхания.
  5. «У нас в гостях Водяной».

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

  • Рассказы о китах, дельфинах, рыбах.
  • Чем дышат рыбы, насекомые, человек, растения.
  • Дыхательная система человека.
  • Кровеносная система.
  • Для игр: Корзина. Салфетки бумажные из ткани. Надувные резиновые шарики. Трубочки. Перья. Султанчики. Сосуды с жидким мылом. 2- таза. 1- ведро. 1- ковш. Листочки, на которых напечатаны вопросы и ответы. 2 - стола.
  • Фотоальбомы (3 шт.)
  • Картотеки: «Схемы по плаванию», «Интересные факты», «Дыхательная гимнастика», «Игры в воде».
  • Костюм Водяному.
  • Магнитофон и песня «Водяной».
  • Литература: «Большая книга интересных фактов», «Большая книга знаний», Л.П.Макаренко, «Плавание», Г.Левин «Плавание для малышей», «Арнольд детям от рождения до 10».

Мое желание научить детей плавать, и чтоб они в жизненной ситуации смогли спасти, возможно, жизнь чужую, потому что, стихия вода бывает коварная и жестокая иногда.

Согласно статистике - несчастные случаи на воде с детьми дошкольного и подросткового возраста занимают, в числе ежедневных катастроф, второе место после дорожных происшествий.

Навык плавания полученный в детстве, сохраняется на всю жизнь.

Я думаю, что мои желания, совпадают с вашими, и по этому, прошу стать моими помощниками, для этого вам нужно сегодня овладеть не большой техникой плавания. Почему небольшой? Потому что мы сейчас поговорим о дыхании.

«Дышу - Живу! Живу - Дышу!
Смотря, КАК и ГДЕ!
«ДЫХАНИЕ НА СУШЕ И В ВОДЕ»».

Опытные преподаватели говорят: «Тот, кто не умеет дышать в воде, не умеет плавать». Здесь нет намека на иронию, это действительно так.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЛЕГКИХ

За один вдох в легкие попадает около 500 мл. воздуха. Максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть, называют жизненной емкостью легких. Она составляет от 3,5 до 5 литров. По мере роста ребенка жизненная емкость легких увеличивается. Но особенно быстро она возрастает у детей, которые занимаются спортом. Например, у девяти и у десятилетнего ребенка после одного года занятий спортивным плаванием жизненная емкость легких увеличивается до 2-2,5 литров. У мастеров спорта по плаванию в возрасте 15-16 лет она равна 4,5-5 литрам - у девушек, а 5, 5-7 литров - у юношей. Как видите, плавание прекрасно развивает легкие. Пловцы занимают одно из первых мест по жизненной емкости легких, мощности дыхания. Они отличаются высокими показателями минутного потребления кислорода, которое определяет уровень физической работоспособности организма.

Не случайно морские животные имеют большую емкость легких. Например, синий кит весом в 122 тонны забирает в легкие за один вдох около 14000 литров воздуха. Этот запас воздуха позволяет ему долго находиться под водой.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ТЕХ, КТО ДЫШИТ ЛЕГКИМИ

Наземные млекопитающие дышат автоматически. Когда в крови скапливается слишком много углекислоты, она воздействует на дыхательный центр головного мозга и происходит рефлекторный вдох. Как ни стараешься задержать дыхание, вдох непременно произойдет помимо нашей воли. В этом заключается главная причина гибели купальщиков. Человек не в состоянии преодолеть силу прирожденного рефлекса и непроизвольно делает преждевременный вдох, наполняя легкие водой. У китов все обстоит совершенно иначе. Сигналом для вдоха им служит соприкосновение ноздрей с воздушной средой. Пока кит не поднимется к поверхности, он вообще не в состоянии вдохнуть. Вынырнув, кит производит несколько глубоких вдохов, опасность захлебнуться ему не грозит - ноздри снабжены специальными запорами, которые наглухо перекрывают воде доступ в дыхательные пути.

Эмбрион млекопитающих получает кислород через пуповину от организма матери. Во время внутриутробного развития его дыхательный центр бездействует. Все знают о первом крике ребенка, знаменующем начало новой жизни. С этого момента и до последней минуты автомат, управляющий нашим дыханием, работает с изумительной четкостью. Только что родившийся китенок, пока он находится под водой, не дышит. Мать подталкивает новорожденного вверх, чтобы его ноздри почуяли воздух, и лишь тогда включается дыхательный автомат маленького китенка. Благодаря этому механизму киты могут даже спать на воде.

Люди могут обходиться без воздуха около трех минут, а киты способны задерживать дыхание на полтора часа.

Дельфины тоже дышат легкими и могут находиться под водой в среднем около 3-5 минут (хотя были зафиксированы случаи, когда дельфины находились под водой от 10 до15 минут). Возникает вопрос, как же они отдыхают, если находятся под водой только такое короткое время? Дело в том, что сон их не похож на сон обычных животных - во время сна одно полушарие дельфина отдыхает, а второе бодрствует. Таким образом, дельфин всегда контролирует ситуацию и, в то же время, получает полноценный отдых.

Дельфины - одни из самых загадочных животных на нашей планете. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «Людьми моря».

Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Самка дельфина в это время старается высоко подпрыгнуть, чтобы детеныш смог сделать первый вдох.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, прошу ответить на некоторые вопросы.

- ЧЕМ МЫ ДЫШИМ?

Правильно КИСЛОРОДОМ, а выдыхаем УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ - не пригодный для жизни.

«Кислород - это жизнь, без него нет жизни на земле!» Воздух необходим организму гораздо больше воды и пищи. И не только для того, чтобы пополнить легкие. Воздух - это ценное «горючее» для каждой из миллиардов клеток.

- ГДЕ ЕСТЬ КИСЛОРОД?

- В ВОЗДУХЕ.

- В ВОДЕ.

(Рыба, насекомое, человек и растение).

Кроме пищи, всем живым существам на земле нужен КИСЛОРОД - газ, входящий в состав ВОЗДУХА и ВОДЫ. Все живое поглощает кислород, но делает это разными способами.

Например:

- У РЫБ есть жабры, которые фильтруют кислород из протекающей через них воды.

- НАСЕКОМЫЕ получают кислород через дыхательные маленькие отверстия в их теле.

- А у РАСТЕНИЙ на листьях есть маленькие дырочки, которые называются УСТЬИЦАМИ, через них поглощается УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ и выходит - КИСЛОРОД.

- Этот кислород, человек и многие животные из воздуха извлекают ЛЕГКИМИ.

- КАК ДЫШИТ ЧЕЛОВЕК?

- ЧЕРЕЗ РОТ и НОС.

Вот как можно объяснить детям.

Вдох нужно делать через нос, чтобы согреть, увлажнить и очистить воздух.

Воздух с кислородом при вдохе через дыхательные пути попадает в легкие, легкие состоят из мельчайших воздушных мешочков, называют их легочными пузырьками. Эти мешочки передают кислород красным кровяным тельцам, поскольку стенки мешочков - пузырьков, пронизаны кровеносными сосудами - трубочками.

«Кровеносная система человека»

Вы можете представить эти мешочки как кислородный склад, из которых красные кровяные тельца - крошечные вагоны, по сосудам - трубочкам («Легкие - поезд - сердце») развозят кислород по всему нашему организму. Организм - это наша машина, получает горючее - кислород с помощью насоса - СЕРДЦА. Вы знаете, что ваше сердце - это одна из мышц? Да - да, и причем - самая важная, она никогда не отдыхает по сравнению с другими мышцами. Это мускульный орган, который постоянно работает, перекачивая обогащенную кислородом кровь.

Сердце у человека размером с его кулак, уважаемые родители сожмите свою ладонь в кулак и посмотрите на него, вот почти такого размера ваше сердце, а у ваших детей размер сердца такой же, как их кулачок.

Вот такой небольшой механизм, обеспечивает работу всего нашего организма. Этот непрерывно работающий насос, все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минутку, несет кислород и питательные вещества ко всем клеткам нашего организма, в том числе и в легкие. Именно здесь и происходит обмен газов. Кровь отдает углекислый газ и впитывает в себя кислород. При вдохе мы поглощаем кислород, а при выдохе мы выдыхаем углекислый газ, который производят клетки в процессе внутреннего дыхания. Обогащенная кислородом кровь из легких возвращается в сердце, сократившись, сердце толкает в сосуды кровь и заставляет ее обегать все наше тело.

ЕСЛИ КРОВЬ ПЕРЕСТАНЕТ ПРОБЕГАТЬ ПО ТЕЛУ, ЧЕЛОВЕК ПОГИБНЕТ!

Когда мы начинаем работать, нашим мышцам требуется больше кислорода, чем обычно, и организм поставляет этот кислород двумя способами: наше дыхание учащается, легкие начинают захватывать больше воздуха, посылая тем самым больше кислорода в мешочки, а сердце начинает сокращаться быстрее, прокачивая через легкие большее количество крови. Когда и сердце, и легкие работают более напряженно, в мешочках скапливается больше кислорода, готового к отправке, и большее количество вагончиков (красных кровяных телец) проходит через склад (легочные мешочки), подхватывая кислород и доставляя его к мышцам.

(«МОЗГ ЧЕЛОВЕКА»).

Это наш мозг - пульт управления нашим дыханием, нашим телом. Благодаря этому органу, каждый из нас может воспринимать, запоминать, мыслить, воображать.

Мозг - это единственный орган, который может принимать решения о каких-либо действиях, основываясь на полученных знаниях ранее, текущих событиях, планах на будущее.

Чтобы овладеть техникой дыхания, одновременно «чувствовать» и «понимать» происходящее, в процессе занятий необходимо задействовать тело и мозг, и тогда ваш ребенок будет чувствовать себя в воде как рыба.

ИСКУССТВО ПЛАВАНИЯ предполагает, что пловец чувствует воду, а не борется с ней.

НАУКА ПЛАВАНИЯ состоит, главным образом, в том, чтобы «понимать» процесс дыхания в воде.

Восполнение запасов кислорода является неотъемлемой частью любого вида спорта. Но в плавании с этим существуют определенные трудности. Поэтому процесс дыхания является в этом виде спорта главнейшим аспектом техники
Плавание требует особой выносливости и зависит от регулярного и достаточного снабжения организма кислородом, как при плавании на груди, так и при плавании на спине.

Чтобы максимально подпитывать кислородом свое тело, дети должны научиться дышать ритмично. Это будет возможно только при условии правильного процесса дыхания. Кроме того, им необходимо учиться вдыхать и выдыхать за время одного гребка - чтобы избежать прерывания поступательных движений вперед, то есть торможений в воде. При этом необходимо учесть, что вдох затруднен вследствие давления воды на грудную клетку и брюшную полость, кроме того, при большинстве способов плавания рот и нос находятся относительно долго в воде. Плывем ли мы длинные или короткие дистанции, техника дыхания является определяющим фактором нашей способности лучше перемещаться в воде. И что бы дойти до самой высокой ступени: «Дышу ритмично и поэтому чувствую себя как рыба в воде», нужно начинать с нуля.

Только при хорошо отработанной технике дыхания можно обеспечить необходимое ритмичное поступление кислорода.

ЦЕЛЬ: Подготовить дыхательный аппарат к плаванию и к подводным ныряниям. Укрепить дыхательную систему. Сделать ее выносливой.

Без правильной техники дыхания невозможно плавать, нырять, передвигаться под водой и в воде.

ЗАДАЧИ:

  • Учить смыкать губы, вытягивать их трубочкой для выдоха.
  • Учить детей плотно закрывать рот для задержки дыхания на вдохе.
  • Научить детей делать быстрый, но полноценный вдох и выдох в воду плавный, сильный и тоже полноценный.
  • Учить новый вдох делать только тогда, когда дети полностью выдохнут весь воздух.
  • Необходимо добиваться правильного дыхания - чередование быстрого вдоха и медленного выдоха.
  • Учить делать вдох только через рот, а выдох через нос и рот одновременно.
  • Учить управлять силой выдоха.

Примечание:

- Запомните, выдох в воде осуществляется через рот и нос, а когда лицо находится над водой, вдох выполняется только через рот.

- (При выдохе частицы воды, случайно попавшие в нос, будут вытолкнуты оттуда выдыхаемым воздухом).

- Это правило - выдыхать через нос и рот, а вдыхать - исключительно через рот - распространяется как при плавании на груди, так и при плавании на спине.

- Перед упражнениями: ныряние, скольжение и плавание, следует проделать несколько глубоких вдохов - выдохов, чтобы насытить кровь кислородом.

- Ритмичное и правильное дыхание играет важную роль.

Дыхание пловца тесно связано с его движениями в воде и в силу этого существенно отличается от дыхания человека на суше.

Рассмотрим характер дыхания пловца.

ОДИН ВАРИАНТ ДЫХАНИЯ В ВОДЕ: «ВДОХ» над водой и «ВЫДОХ» над водой.

Он не сложен. С него мы и начинаем обучение умению дышать в воде. Овладев этим вариантом дыхания, ребенок сможет выполнять многие учебные упражнения.

Параллельно первому разучивают и ДРУГОЙ ВАРИАНТ ДЫХАНИЯ: При погружении под воду, нырянии, скольжении по поверхности воды в положении на груди пловец должен задерживать дыхание после вдоха на 5-7 секунд, смыкать губы, а затем, когда рот погрузиться в воду соединять губы в форме трубочки и выполнять полноценный выдох. Он непривычен, его выполнению препятствует давление воды, при неправильном выдохе вода попадает в нос и доставляет ребенку неприятности. Во время разучивания этого варианта дыхания особое внимание следует обратить на следующие моменты:

Выдох в воду должен быть плавным, сильным, продолжительным (губы при выдохе - в форме трубочки). Вот так я говорю детям: «Губы вытянуть и сложить так, чтобы образовалась маленькая дырочка». «Так как вы маму целуете».

Вдох должен быть быстрым, он напоминает произношение «АП!», но, так же, как и выдох, полноценным.

Выдох должен выполняться через рот и нос одновременно, вдох - толь через рот.

Вот как я говорю ребятам: «Про кислород не забывайте, он помощь нашему телу и нашему организму несет. Дельфины про него не забывают. Они делают вдох во время стремительного выпрыгивания из воды на поверхность. Умение столь же быстро, как дельфин, выполнять полноценный быстрый вдох важно и для нас. Ведь при плавании лицо наше чаще всего опущено в воду, и чем меньше мы нарушаем горизонтальное положения тела во время вдоха, тем легче нам плыть».

«Вдох на «АП!» похож.
Его делаем быстро и только через рот.
А выдох, сильный, что б с водой сразиться (вода сильная, и порой, первая попадает в рот).
И не пустить и в рот, и в нос ее частицы!
Воздушных солдатиков, нужно через рот и нос выпускать,
А губы сомкнуть и трубочкой держать.
Чтобы войско водное, подальше отогнать!»

Необходимо следить, чтобы ребенок не делал слишком короткий вдох, так как это отрицательно сказывается на глубине дыхания. Темп вдохов и выдохов нужно повышать постепенно.

Разучиванию ритмичного дыхания в воде (полный вдох за короткий промежуток времени - продолжительный и полный выдох) помогает упражнение под команду, задающую правильный ритм дыхания. Например, протяжно, на распев произнести «Вы-ы-ы-дох!» и коротко «Вдох!».

С помощью подготовительных упражнений и игр можно добиться хороших результатов при погружении в воду, передвижений под водой, в воде.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ВЫДОХ.

Надуем воздушный шарик». «Шарик сдувается». «Дует ветер». «Теленок мычит».

«Холодная струя воздуха ладошку щекочет» - ладонь одной руки находится на расстоянии 20-ть, 30-ть см. от лица. Сделать вдох через рот, так чтобы грудная клетка расширилась, затем выдохнуть на живот и почувствовать движение воздуха на ладошке.

ВЫДОХ ПЛАВНЫЙ, ЭНЕРГИЧНЫЙ, СИЛЬНЫЙ.

1) На ладонь кладут листок, перышко или другие легкие предметы. Дети делают вдох, подносят ладонь ко рту и сдувают с нее предметы, дунув энергично и сильно. Проконтролировать правильность выдоха и его полноту, можно уменьшая расстояние от находящего предмета от руки до рта (от стола, если предметы лежат на столе) или увеличивать. Чем предмет дальше или тяжелее, тем сильнее нужно дуть.

2) Взять в руки стакан с водой, набрать в рот воды и выпустить ее струей или фонтанчиком вперед.

3) Набрать в рот воды, наклонить голову назад и выпустить фонтанчиком вверх - назад, чтобы вода не попала на лицо. Это упражнение пригодится при обучении плаванию на спине, при попадании в рот воды, что естественно неизбежно при плавании любым способом.

Чтобы занятие стало интересным возможны различные игровые варианты. Например: «Чей листочек (перышко) улетит дальше?» «Какой фонтанчик бьет выше?» «Выпуская « фонтанчик» не замочи лицо». «Чей султанчик (ленточка, вертушка) дольше двигается?»

- «Мчится поезд во весь дух» - сделать вдох и на выдохе произнести «Чух-чух-чух!»

- «Коровки на лугу кричат («ВДОХ» и на «ВЫДОХЕ» произнести) «Му-у-у». Молока («ВДОХ» на выдохе произнести) «Кому-у-у!»
- «Играем, мыльные пузыри выдуваем».

ПОЛНЫЙ ВДОХ и ПОЛНЫЙ ВЫДОХ.

Проведем ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ.

Почему именно сейчас? Потому что речь идет о полном дыхании, оно очень важно в нашей жизни, и я хочу, чтобы вы взяли себе на заметку, то, о чем речь пойдет.

Жизнь скоротечна, мы бежим и, она бежит. Бежим на автобус, бежим на работу. Добегая до работы, мы не можем открыть дверь, до автобуса - с трудом поднимаемся по ступенькам, а порой не можем даже подняться, потому что, во время движения забыли о правильном дыхании, не обеспечили свои свой организм кислородом. Что бы быстро, за считанные минуты восстановить работоспособность нашего организма и тела, нужно сделать, несколько раз подряд, полный вдох и полный выдох. И в следующий раз не забывать о правильном ритмичном дыхании во время движения.

Полное дыхание очень важно не только при физических нагрузках, оно хорошо помогает при стрессовых ситуациях. С его помощью можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в частности дыхательного аппарата, и стабилизации психоэмоционального состояния.

Выполним упражнение «ШАРИК». Для этого нужно сесть прямо и представить, что мы надуваем воздушный шар, ладонь нужно положить на живот, для проверки, на область диафрагмы. Делая вдох надувать живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. И проследить за тем, как во время вдоха живот выпячивается, затем расширяется грудная клетка. При выдохе проследить, как вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот, мышцы живота расслабляются и становятся мягкими. После этого легко сделать новый вдох. Приготовились, делайте, как я.

Шарик надуваем!
А рукою проверяем. (Делаем вдох через рот.)
Шарик лопнул - выдыхаем (Делаем выдох через рот.)

Подышим еще раз, только теперь выдыхать воздух будем через нос. (1 раз).

Следующие упражнения проводятся в воде.

С силой дуть на плавающие предметы, пытаясь отогнать их от себя как можно дальше.

С силой дуть на поверхность воды, выдувая ямочку в воде.

Игровые упражнения «Кто выдувает самую глубокую ямочку?», «Кто может выдувать ямочку в воде дольше всех?», «Остудим чай».

Игровые упражнения на управление силой выдоха «Бульканье» - дуть через трубочку выпуская, маленькие и большие пузыри.

«Маленькие и большие волны» - слабый ветерок дует, по воде маленькие волны гуляют. Сильный ветер дует, дует, задувает, большие волны поднимает.

Когда дети овладеют приведенными выше упражнениями, они смогут перейти к следующим, в которых предусматриваются выполнение выдоха в воду с опусканием лица в воду, и погружением в воду с головой.

Например: «Кто пускает пузыри дольше всех?», «Рыбки пускают пузыри», «Ветер дует», «Фонтанчики включают, в воде появляются пузыри».

По мере овладения техникой выдоха в воду, дети должны научиться, использовать четкие интервалы: делать под водой полный выдох, затем слегка приподнимать голову над водой настолько, чтобы рот чуть-чуть был выше поверхности воды, и быстро, но глубоко делать вдох, задерживать дыхание, опускать лицо в воду и снова производить выдох.

Также дети должны научиться управлять силой выдоха.

Чтобы находиться под водой или передвигаться под водой относительно долго, нужно научить ребенка задерживать воздух и постепенно его выдыхать, управляя силой выдоха.

«Чтобы под водой не заблудиться.
И воде подольше находиться.
Нужно глаза не закрывать,
Научиться силой выдоха управлять -
Маленькие и большие пузыри пускать
Делать быстрый вдох, губы смыкать,
Чтобы воздух в легких задержать.
Затем лицо в воду опустить.
Губы, в трубочки превратить.
И начать, потихоньку воздух из легких,
В воду выпускать.
Чтобы большим пузыря появиться,
Нужно посильнее потрудиться»

После того как дети научать делать выдох через рот, нужно научить их выдыхать через нос.

Игра «Шарик сдувается» - Воздушный шарик прокололи две маленькие елочные иголочки и он начал сдуваться.

Игры, на управление силой выдоха. «У кого самые маленькие пузыри», «У кого самые большие пузыри», «Кто пускает пузыри дольше всех?»

Затем приступают к последовательному выполнению нескольких циклов дыхательных движений. Сначала дети выполняют лишь 2-3 вдоха и выдоха над водой, затем 2-3 вдоха и выдоха в воду. Потом число последующих циклов увеличивается до 6-7-8 раз.

Инструктор обращается к родителям: «Послушайте, к нам кто-то стучится в дверь»

Звучит песня «Водяной».

Заходит ВОДЯНОЙ и инсценирует содержание песни, замечает родителей, останавливается.

Водяной. (Удивленно) О, а где ребята?

Инструктор. Здравствуй Водяной. Здесь нет ребят, тут только их родители сидят.

Водяной. Здравствуйте! (Кокетничает)

Можно с Вами поиграть,
Можно вашим другом стать?

(Ответы родителей)

Инструктор. Водяной, в какие игры ты хочешь с нами поиграть?

Водяной. Игры на укрепление дыхательной системы и закрепим технику дыхания, которая пригодится нам для плавания в воде. Я тут кое-что прихватил с собой.

Инструктор. Применяя игровой метод с использованием подручных средств (трубочек, листочков, перьев, веревочек, ленточек, мыльных пузырей, воздушных шариков и других предметов), не только облегчают разучивание упражнений, но и делают занятие более эмоциональным, разнообразным, интересным.

Водяной. Есть у меня воздушные шарики.

Инструктор. Очень хорошо, мы их используем вместо прибора спирометра. Спирометром измеряют количество воздуха, которое мы выдыхаем после глубокого вдоха. Чем больше жизненная емкость легких, тем выше плавучесть нашего тела в воде. Тем легче нам плавать. Тем выносливее мы можем быть. Вот мы сейчас проверим кто выносливее Водяной или родители. А для этого я предлагаю взять у Водяного по одному резиновому шарику и выполнить один цикл дыхания: один глубокий вдох и один полный выдох через рот в шар, затем зажать «горловину» пальцами и сравнить, у кого шар надут больше. Кому из вас, удалось выдохнуть больше воздуха за один раз, тот самый выносливый.

Итак, приготовились. Вдох. Надуваем.

Водяной. (Незаметно достает из корзины надутый шарик, показывает его родителям) А я быстрее всех надул и он у меня больше ваших.

Инструктор. Почему у Водяного шарик больше вашего? (ответы родителей) Потому что он каждый день тренирует свои легкие, и поэтому жизненная емкость его легких больше чем у вас.

Игра «КТО БЫСТРЕЕ, ЗА ТРИ ЦИКЛА, НАДУЕТ ШАР И У КОГО ОН БУДЕТ БОЛЬШЕ».

Задача: отрабатывать ритм дыхания (полный быстрый вдох и продолжительный выдох). Развивать силу выдоха, выносливость и быстроту.

Оборудование: не надутые резиновые воздушные резиновые шарики.

Игра «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Задача: Учить делать плавный, продолжительный выдох.

Оборудование: сосуд с жидким мылом.

Водяной выполняет волнообразные движения рукой, держа в ней сосуд, произносит: «Хочешь, так как я по морю летать? Научись мыльные пузыри пускать».

Инструктор (Обращается к родителям). Попробуйте и вы, попускать мыльные пузыри.

УПРАЖНЕНИЯ НА СМЫКАНИЕ ГУБ И ВЫТЯГИВАНИЕ ИХ ТРУБОЧКОЙ.

Оборудование: перья птиц.

- «ЧЬЕ ПЕРО ДАЛЬШЕ ЛЕТИТ?» - менять расстояние руки.

Оборудование: султанчики.

- «ЧЕЙ СУЛТАНЧИК ДОЛЬШЕ ДВИГАЕТСЯ?» - менять расстояние руки.

Оборудование: трубочки, одно ведро с водой, два таза, один ковш, два стола, салфетки тряпичные и бумажные.

- «КТО ПУСКАЕТ ПУЗЫРИ ДОЛЬШЕ ВСЕХ?»

- «У КОГО САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ПУЗЫРИ?»

- «У КОГО САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПУЗЫРИ?»

УПРАЖНЕНИЯ НА СМЫКАНИЕ ГУБ И ВЫТЯГИВАНИЕ ИХ ТРУБОЧКОЙ

Задачи: учить смыкать губы, вытягивать их трубочкой и делать продолжительный, полный выдох.

Водяной спрашивает у родителей, а они ему отвечают

Водяной. «КАК КОРОВА У ВОРОТ ТЕЛЕНОЧКА ЗОВЕТ?» родители быстро делают вдох, смыкают губы и на выдохе отвечают, вытягивая губы трубочкой «МУ - У - У».

Водяной. «КАК ПАРОВОЗ СИГНАЛ ПОДАЕТ, КОГДА ДАЛЕКО ИДЕТ?» родители произносят: «У - У - У».

Игра «ПУЗЫРЬ»

Задачи: учить делать вдох через рот, а выдох через нос. Добиваться полного выдоха.

Ход

Построение в круг.

Инструктор. Сейчас мы надуем большой пузырь, ветерок его подхватит, он полетит и наткнется на две маленькие еловые иголочки, на пузыре появятся две маленьких дырочки, через эти дырочки начнет выходить воздух, и ПУЗЫРЬ будет становиться все меньше и меньше. Он будет спускаться до тех пор, пока не выйдет весь воздух.

Инструктор спрашивает: «Где находятся у нас две маленькие дырочки, через которые мы делаем выдох?».

Родители отвечают: «В носу».

Родители берутся за руки, образуя круг вокруг Водяного (он стоит в центре круга), и подходят к нему. Затем отступая назад, на расстояние вытянутых рук, произносят:

Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
И не лопайся!

Затем, двигаясь по кругу, произносят:

Ветерок налетел,
Пузырем завертел,

Ускоряют темп движения.

Он летел, летел, летел,
За иголочки задел

Останавливаются, делают вдох через рот, смыкают губы и снова сходятся в центр круга, выдыхая воздух через нос.
И тихонько зашипел.

Игра «ВОПРОС, НАЙДИ СВОЙ ОТВЕТ»

Вопросы, раздать родителям. Ответы положить на стол. Родители должны найти ответ на свой вопрос. После того как родители найдут ответ на свой вопрос инструктор проверяет.

ВОПРОС № 1. Почему нужно делать сильный выдох?

ОТВЕТ. Чтобы справиться с сопротивлением воды.

ВОПРОС № 2. Зачем нужно смыкать губы?

ОТВЕТ. Чтобы вода раньше времени не попала в рот.

ВОПРОС №3. Для чего вытягивают губы трубочкой?

ОТВЕТ. Так удобнее справляться с сопротивлением воды.

Вопрос №4. Почему нужно делать быстрый и полноценный вдох?

ОТВЕТ. Чтобы пополнить организм кислородом и меньше нарушать, горизонтальное положения тела на воде.

ВОПРОС №5. Почему технику дыхания нужно отрабатывать?

ОТВЕТ. Чтобы чувствовать себя достаточно надежно в воде.

ВОПРОС №6. Кто управляет работой нашего тела и работой нашего организма?

ОТВЕТ. Мозг.

ВОПРОС №7. Кто развозит кислород по нашему телу и организму?

ОТВЕТ. Кровяные тельца.

ВОПРОС №8. Кто помогает двигать кровь насыщенную питательными веществами и кислородом?

ОТВЕТ. Сердце.

ВОПРОС №9. Где хранится кислород?

ОТВЕТ. В легочных мешочках.

Инструктор обращается к родителям: «У вас вопросы к нам есть?» (Родители спрашивают, а инструктор и «Водяной» отвечают)

Инструктор. Нашу встречу хочу закончить такими словами:

- «Без кислорода закрыты в большой спорт ворота!»

- «Чем больше кислорода, тем лучше спорится работа!»

И поблагодарить тех,
Кто детству руку подает.
Кто не проходит мимо их забот,
Из года в год, из века в век.
И тех, кто не теряет силу слов:
«Я ЧУТКИЙ ЧЕЛОВЕК!»