«Занятия в школе могут вдолбить в ребёнка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьёт только домашний самостоятельный труд.»
Иммануил Кант(философ)
Домашнее задание в школе - это важная составляющая любого урока. Поэтому формирование самостоятельности - ведущая функция домашней работы.
Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнение работы определенного объема, т.е. организации их домашней учебной работы.
Домашняя учебная работа учащихся - важная форма организации обучения, которая является неотъемлемой частью учебного процесса и входит в процесс обучения как его звено. Отличается от урочных занятий полной самостоятельностью, отсутствием руководства со стороны учителя. «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладеть знаниями и навыками» (Крупская Н.К.) Домашнее задание - типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала
Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий.
По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задания. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно. Но есть задания, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (написать сочинение, изложение, а в дифференцированных группах перевод слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов).
Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задания подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, а на уроках родной литературы можно проинсценировать отрывок из произведения). Эти виды заданий играют важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.
По степени индивидуализации задания могут разделяться на групповые, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные, одно на весь класс, творческие. Основное назначение дифференцированных заданий - обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задания подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.
В традиционной школе к основным требованиям относились следующие:
- Задание должно быть понятно каждому ученику.
- Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения.
- Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся.
- Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке, ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:
Домашнее задание обязательно дифференцированное.
Оно может быть: единым, групповым, творческим. На уроках родной литературы можно задать такое домашнее задание, как:
- найти сведения о писателе,
- составить кроссворд по теме,
- выполнить рисунок,
- составить к произведению умные вопросы ….
Дети сами выбирают, какое задание они могут и хотят выполнить.
Из личного опыта известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес, например у ребят - шестиклассников, они в силу своего возраста, стараются выполнить даже лишнее, для них очень важна похвала учителя.
- Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместную работу по биографии писателя (Заочная экскурсия «В гости к К.Хетагурову в селение Нар»). Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
- Творческие домашние задания можно предложить всем учащимся. На уроках родной литературы можно предложить написать сообщение о писателе, сочинить по картине небольшую по объему сказку, сделать рисунок к произведению
Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы.
Каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных. При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания по родному языку и литературе - закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.
Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания
- Задание выписывается на доску, в ЭЖ, бумажный дневник.
- Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.
- Прочитывается вслух текст упражнения, задачи … (учителем или детьми).
- Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения. (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)
У учащихся необходимо сформировать четкие алгоритмы выполнения д/з.