Одной из задач предмета Основы религиозных культур и светской этики является «развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества» (Примерная образовательная программа НОО). Для выполнения этой задачи необходима особая деятельность, направленная на раскрытие смысла нравственной нормы перед детьми младшего подросткового возраста и интериоризации ценности этой нравственной нормы. Если этот сложный процесс будет осуществлен, предметным результатом обучения будет: «умение раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, милосердие, добродетели, …) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности» [3].
Работа с текстами в начальной школе всегда имела большое значение для формирования и развития личности, и тем актуальнее сейчас становится использование стратегий смыслового чтения (автор Н.Н.Сметанникова). Эти стратегии были разработаны автором для изучения иностранных языков, но из практики мы видим, что они повышают эффективность учебно-воспитательной работы в целом в школе.
Приведём высказывания Н.Н.Сметанниковой из её статьи «Стратегиальный подход к обучению профессиональноспециализированному чтению»
«В результате выполнения проекта «Чтение, которое нас объединяет», реализованного Русской ассоциацией чтения в 2013-2018 годах, удалось получить интересные и содержательные материалы, позволяющие наметить новые подходы к осмыслению и дальнейшему исследованию феномена чтения в современном обществе, определить актуальные проблемы в этой области, требующие дальнейшего изучения» [4].
«Сущность стратегиального подхода заключается в осознании и сохранении путей установления связей между текстом (словом) написанным (фиксированным, сохраненным, прочным) и его прочтением (вариантным, личностным, эфемерным). Этот путь осознается и закрепляется, поскольку он удобен читателю и обеспечивает положительный результат, а именно понимание текста. Он осознается и запоминается в виде программы определенных действий и сохраняется подобно определенной базе данных. Стратегиальный подход технологичен» [4].
Именно технологичность позволяет достичь результатов. Целью стратегий смыслового чтения на уроках ОРКСЭ является создание условий для продуктивного обучения: максимально полного понимания текстов нравственного содержания, практического осмысления полученных этических знаний, развития устной, письменной речи.
«В настоящее время существует достаточно большое количество группировок и классификаций стратегий». Остановимся на группировке стратегий «по временной отнесенности к тексту - на предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии, ориентирующие, готовящие читателя к встрече с текстом, управляющие чтением и включающие полученную информацию в систему понятий, знаний, умений» [4].
Приведем примеры применения предтекстовой, текстовой, послетекстовой стратегий в урочной деятельности обучающихся.
Предтекстовая деятельность
Приём: предваряющие вопросы
После определения понятия «добродетель» и перед чтением текста В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» - предваряющий вопрос: «У какого героя проявилась добродетель как наилучшее качество человека?» (урок «Что такое добродетель»)
Текстовая деятельность
Приём: ориентиры предвосхищения содержания текста
Задание. Прочитайте текст об Эзопе. Кем он был и почему Эзоп, живший в VI в. до н.э. известен современникам? Чем он нам интересен (урок «Ответственность»)
Послетекстовая деятельность
Деятельность организуется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из текста.
Приём: проблемный вопрос
После эмоционального прочтения «Притчи о совести» монаха Варнавы (Евгений Санин) ставятся вопросы: «Почему человек решил избавиться от совести»? (грызла, упрекала, мучала человека), «Почему человек заплакал, когда понял, что совесть покинула его насовсем?» (она помогает сделать правильный выбор, подсказывает решение, напоминает о долге…)
Приём: составление сводных таблиц по темам об основных мировых религиях.
Задание: заполни недостающие сведения.
С какой религиозной культурой познакомились |
Символ религии |
|
Бог (кто он для иудеев?) |
|
|
Священная книга |
||
Храм |
||
Моисей (кто он для иудеев?) |
||
Заповедей |
О какой религиозной культуре узнали больше |
Символ религии |
|
Бог (кто он для христиан?) |
|
|
Священная книга |
||
Храм |
||
Иисус (кто он для христиан) |
||
Заповедей |
О какой религиозной культуре узнали больше |
Символ религии |
|
Бог (как его называют мусульмане?) |
|
|
Священная книга |
||
Храм |
||
Мухаммад (кто он для мусульман) |
||
Изречения |
С какой религиозной культурой познакомились |
Символ религии |
|
Бог (как называют его буддисты?) |
|
|
Священная книга |
||
Храм |
||
Будда (кто он для буддистов) |
||
Заповедей |
Приём: составление синквейна
Задание: составить синквейн
После прочтения текста учебника о честности (правдивости), который рассказывает об употреблении в русском языке этого слова в других смыслах: порядочность, верность, справедливость, ребятам предлагается составить синквейн (урок «Нравственные качества»):
Синквейн - это стих без рифмы, ритмичность ему придает определенный порядок слов.
«Честность» (Первым словом в нашей теме будет «честность» или синоним)
- 1 строка _________________1 слово (имя существительное)
- 2 строка _________________ ______________ 2 слова (имя прилагательное)
- 3 строка __________________ ______________ _______________ 3 слова (глаголы)
- 4 строка __________________________________________________фраза из 4-5 слов
- 5 строка ________________________ вывод (любая часть речи)
Прием: соотнесение пословиц, афоризмов и текста по смыслу
Задание. Какая пословица раскрывает главную мысль текста?
Наименование текста
|
Пословицы и афоризмы |
Тема урока |
«Восточная притча о гвоздях» |
- «Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой» Э.Берк
|
«Терпение и терпимость» |
«Нищий». И.С.Тургенев |
- «Друг сердечный; а как зовут, не знаю»
|
«Милосердие» |
«Притча о прощении» |
- «В своём глазу бревна не видит а в чужом соринку разглядит»
|
«Прощение» |
Приём: использование символов при записях в тетради. Символы милосердия, дружбы, доброжелательности, основных религий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма.
Символ обладает мощным эмоциональным потенциалом. Через символ формируется ценностные отношения подростка к изучаемым объектам (Щуркова Н.Е. «Организация духовной деятельности школьников»).
Результат применения стратегий смыслового чтения можно наблюдать в:
- повышении уровня понимания текстов нравственного содержания
- развитии познавательного интереса к нравственным знаниям, а значит, развитии способности к самоанализу поступков.
Литература
- Катышева И.Б. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику А.А.Шемшурина, Н.М.Брончуковой, Р.Н.Демина и др. «Основы светской этики». 4 кл. / И.Б.Катышева, К.В.Савченко Т.Д.Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой. - М: Дрофа, 2013г. - 234с Эл. версия Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие - методическое пособие - Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа - Вентана) (rosuchebnik.ru)
- Монах Варнава (Евгений Санин). «Притча о совести» http://sv-troitckiy-hram.prihod.ru/biblioteka/duxovnaya-poeziya/malenkie-pritchi/
- Примерная образовательная программа начального общего образования 2022г. 3552e66fab822e54cc1b5fb22086eb43.pdf (fgosreestr.ru)
- Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению профессионально-специализированному чтению (cyberleninka.ru)