Применение стратегий смыслового чтения при работе с текстами нравственного содержания на уроках ОРКСЭ. 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: смысловое чтение


Одной из задач предмета Основы религиозных культур и светской этики является «развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества» (Примерная образовательная программа НОО). Для выполнения этой задачи необходима особая деятельность, направленная на раскрытие смысла нравственной нормы перед детьми младшего подросткового возраста и интериоризации ценности этой нравственной нормы. Если этот сложный процесс будет осуществлен, предметным результатом обучения будет: «умение раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, милосердие, добродетели, …) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности» [3].

Работа с текстами в начальной школе всегда имела большое значение для формирования и развития личности, и тем актуальнее сейчас становится использование стратегий смыслового чтения (автор Н.Н.Сметанникова). Эти стратегии были разработаны автором для изучения иностранных языков, но из практики мы видим, что они повышают эффективность учебно-воспитательной работы в целом в школе.

Приведём высказывания Н.Н.Сметанниковой из её статьи «Стратегиальный подход к обучению профессиональноспециализированному чтению»

«В результате выполнения проекта «Чтение, которое нас объединяет», реализованного Русской ассоциацией чтения в 2013-2018 годах, удалось получить интересные и содержательные материалы, позволяющие наметить новые подходы к осмыслению и дальнейшему исследованию феномена чтения в современном обществе, определить актуальные проблемы в этой области, требующие дальнейшего изучения» [4].

«Сущность стратегиального подхода заключается в осознании и сохранении путей установления связей между текстом (словом) написанным (фиксированным, сохраненным, прочным) и его прочтением (вариантным, личностным, эфемерным). Этот путь осознается и закрепляется, поскольку он удобен читателю и обеспечивает положительный результат, а именно понимание текста. Он осознается и запоминается в виде программы определенных действий и сохраняется подобно определенной базе данных. Стратегиальный подход технологичен» [4].

Именно технологичность позволяет достичь результатов. Целью стратегий смыслового чтения на уроках ОРКСЭ является создание условий для продуктивного обучения: максимально полного понимания текстов нравственного содержания, практического осмысления полученных этических знаний, развития устной, письменной речи.

«В настоящее время существует достаточно большое количество группировок и классификаций стратегий». Остановимся на группировке стратегий «по временной отнесенности к тексту - на предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии, ориентирующие, готовящие читателя к встрече с текстом, управляющие чтением и включающие полученную информацию в систему понятий, знаний, умений» [4].

Приведем примеры применения предтекстовой, текстовой, послетекстовой стратегий в урочной деятельности обучающихся.

Предтекстовая деятельность

Приём: предваряющие вопросы

После определения понятия «добродетель» и перед чтением текста В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» - предваряющий вопрос: «У какого героя проявилась добродетель как наилучшее качество человека?» (урок «Что такое добродетель»)

Текстовая деятельность

Приём: ориентиры предвосхищения содержания текста

Задание. Прочитайте текст об Эзопе. Кем он был и почему Эзоп, живший в VI в. до н.э. известен современникам? Чем он нам интересен (урок «Ответственность»)

Послетекстовая деятельность

Деятельность организуется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из текста.

Приём: проблемный вопрос

После эмоционального прочтения «Притчи о совести» монаха Варнавы (Евгений Санин) ставятся вопросы: «Почему человек решил избавиться от совести»? (грызла, упрекала, мучала человека), «Почему человек заплакал, когда понял, что совесть покинула его насовсем?» (она помогает сделать правильный выбор, подсказывает решение, напоминает о долге…)

Приём: составление сводных таблиц по темам об основных мировых религиях.

Задание: заполни недостающие сведения.

С какой религиозной культурой познакомились

Символ религии

Бог (кто он для иудеев?)

Священная книга

Храм

Моисей (кто он для иудеев?)

Заповедей

О какой религиозной культуре узнали больше

Символ религии

Бог (кто он для христиан?)

Священная книга

Храм

Иисус (кто он для христиан)

Заповедей

О какой религиозной культуре узнали больше

Символ религии

Бог (как его называют мусульмане?)

Священная книга

Храм

Мухаммад (кто он для мусульман)

Изречения

С какой религиозной культурой познакомились

Символ религии

Бог (как называют его буддисты?)

Священная книга

Храм

Будда (кто он для буддистов)

Заповедей

Приём: составление синквейна

Задание: составить синквейн

После прочтения текста учебника о честности (правдивости), который рассказывает об употреблении в русском языке этого слова в других смыслах: порядочность, верность, справедливость, ребятам предлагается составить синквейн (урок «Нравственные качества»):

Синквейн - это стих без рифмы, ритмичность ему придает определенный порядок слов.

«Честность» (Первым словом в нашей теме будет «честность» или синоним)

  • 1 строка _________________1 слово (имя существительное)
  • 2 строка _________________ ______________ 2 слова (имя прилагательное)
  • 3 строка __________________ ______________ _______________ 3 слова (глаголы)
  • 4 строка __________________________________________________фраза из 4-5 слов
  • 5 строка ________________________ вывод (любая часть речи)

Прием: соотнесение пословиц, афоризмов и текста по смыслу

Задание. Какая пословица раскрывает главную мысль текста?

Наименование текста

Пословицы и афоризмы

Тема урока

«Восточная притча о гвоздях»

- «Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой» Э.Берк
- «К большому терпению придет и умение» (пословица)
- «На хотенье есть терпение» (пословица).

«Терпение и терпимость»

«Нищий». И.С.Тургенев

- «Друг сердечный; а как зовут, не знаю»
- «Милостивому человеку и бог подает»
- «Доброе слово лучше мягкого пирога»

«Милосердие»

«Притча о прощении»

- «В своём глазу бревна не видит а в чужом соринку разглядит»
- «Понять - значит простить»
- «Лучше десять виновных простить, чем одного невинного наказать»

«Прощение»

Приём: использование символов при записях в тетради. Символы милосердия, дружбы, доброжелательности, основных религий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма.

Символ обладает мощным эмоциональным потенциалом. Через символ формируется ценностные отношения подростка к изучаемым объектам (Щуркова Н.Е. «Организация духовной деятельности школьников»).

Результат применения стратегий смыслового чтения можно наблюдать в:

  • повышении уровня понимания текстов нравственного содержания
  • развитии познавательного интереса к нравственным знаниям, а значит, развитии способности к самоанализу поступков.

Литература

  1. Катышева И.Б. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику А.А.Шемшурина, Н.М.Брончуковой, Р.Н.Демина и др. «Основы светской этики». 4 кл. / И.Б.Катышева, К.В.Савченко Т.Д.Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой. - М: Дрофа, 2013г. - 234с Эл. версия Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие - методическое пособие - Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа - Вентана) (rosuchebnik.ru)
  2. Монах Варнава (Евгений Санин). «Притча о совести» http://sv-troitckiy-hram.prihod.ru/biblioteka/duxovnaya-poeziya/malenkie-pritchi/
  3. Примерная образовательная программа начального общего образования 2022г. 3552e66fab822e54cc1b5fb22086eb43.pdf (fgosreestr.ru)
  4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению профессионально-специализированному чтению (cyberleninka.ru)