Доклад «Современный урок в свете внедрения ФГОС»

Разделы: Начальная школа


Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Меняются времена, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Урок - главная составная часть учебного процесса. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Рассмотрим примерную типологию уроков. Тип урока определяет формирование того или иного действия в структуре учебной деятельности. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  • Уроки «открытия» нового знания;
  • Уроки отработки умений и рефлексии;
  • Уроки общеметодологической направленности (уроки построения
  • системы знаний);
  • Уроки развивающего контроля.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта?

Урок ОНЗ («Открытие» нового знания)

Основные цели урока:

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Отличительной особенностью уроков «открытия» нового знания от традиционных изучения новых знаний заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Урок отработки умений и рефлексии (урок рефлексии УР)

Основные цели УР:

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.].
  • Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Отличительной особенностью уроков отработки умений и рефлексии от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности.

Следующий тип урока - это урок общеметодологической направленности или урок построения системы знаний.

Основные цели этого типа урока:

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

Новый тип урока - это урок развивающего контроля.

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
  • Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа:

  • проведение контрольной работы;
  • анализ контрольной работы.

Эти этапы проводятся на двух уроках.

Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.

Давайте сравним структуру урока изучения и первичного закрепления знаний в рамках системно-деятельностного подхода в сравнении с традиционной структурой урока изучения нового материала.

В левой колонке структура урока по традиционному обучению, в правой - структура урока в рамках федеральных стандартов.

Первый этап по традиционному обучению называется «Оргмомент» Цель учителя на этом этапе: проверка готовности обучающихся к уроку.

А 1-й этап урока в рамках гос.стандартов называется; «Создание эмоционального настроя. Введение в работу»

Цель учителя: мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Следующий этап в структуре урока в рамках ФГОС называется: «Актуализация и фиксация затруднений в деятельности»

При традиционном обучении этап актуализации знаний часто превращается в опрос обучающихся или в проверку домашнего задания. В новой системе обучения на данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На этом этапе учитель предлагает сначала детям те задания, для решения которых у них имеются все знания, умения и навыки. А последнее задание должно вызвать у них познавательное затруднение.

Следующий этап в традиционном обучении называется «Сообщение темы и цели урока». На этом этапе учитель сам сообщает тему и цель. По стандартам этот этап называется «Создание проблемной ситуации», где учитель только создает проблемную ситуацию, а обучающиеся формулируют тему урока и выдвигают цели в виде вопросов или гипотез.

Следующий этап по традиционному обучению - объяснение нового материала, на котором учитель сам излагает новый материал. По новым стандартам этот этап называется «Поиск решения проблемной ситуации». Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.

Следующий этап - «Первичное закрепление» - в структурах урока по целям деятельности учителя ничем не отличается. Отличие только в деятельности обучающихся. На уроке по новым стандартам они решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап этот сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

Отличие следующего этапа состоит в том, что в завершении самостоятельной работы проводится рефлексия усвоения нового способа.

Учитель создаёт, по возможности, для каждого обучающегося ситуацию успеха.Следующий этап отличается только названием.

Далее, по традиционному обучениюидет итог урока.

Цель: подведение итогов урока. По новым стандартам это «Рефлексия учебной деятельности на урок». Цель этого этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

В завершение урока фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности и согласовывается домашнее задание. Заметим, что домашнее задание должно включать в себя:

  • обязательную часть - посильную для каждого ребенка, небольшую по объему (не более 30-40 минут самостоятельной работы для наиболее слабых детей класса) и - желательно - на вариативной основе (выполнить из 3-4 предложенных заданий одно-два по выбору) и с творческим компонентом (составить задачу, пример, схему и т.д.);
  • необязательную для более сильных обучающихся. Одно задание (лучше по выбору) творческого уровня (метод выполнения которого не изучался).

В традиционном обучении информация о домашнем задании выделяется в отдельный этап урок.

Физкультминутка обязательный элемент в обеих системах обучения.

Цель: поддержание работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма обучающихся.

Так что же для нас современный урок? Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Используемая литература

  1. Фаизова А.Г. Типология уроков в начальной школе (ФГОС).
  2. Белоглазова Н.Е. Освоение специфики уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.
  3. Гришова Е.А., Горобец М.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения.