Обобщение опыта работы «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальных классах»

Разделы: Информатика, Начальная школа


«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствии актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства».

XXI век - век высоких компьютерных технологий и электронной культуры, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс, а роль учителя в этом процессе - стать координатором информационного потока.

Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа. Это объективное явление необходимо учитывать в процессе модернизации образования. Сегодня появились целые самодостаточные медиасреды, которые вступают в противоречие с устоявшимися в педагогике средствами и методами воздействия на развивающуюся личность. К сознанию целого поколения можно «достучаться» лишь через Интернет, чаты, sms- и mms-сообщения, теле- и радиоэфир - в этом убеждены многие психологи и педагоги.

Принимая за реальность существование новых средств коммуникации, педагоги должны установить целесообразность и своевременность использования новых информационных технологий в начальное обучение. Для начальной школы это, очевидно, должно быть время, когда сформированы методы познания окружающего мира, адекватные данному возрастному этапу развития ребенка: наблюдение, сенсорная и читательская деятельность, - которые уже не могут быть подменены другими методами познания. Такой подход обеспечит развитие эмоционального пласта процесса познания (результат обучения) и целесообразное применение медиасредств в процессе обучения как вспомогательных (технология обучения). Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Внедрение в процесс обучения младших школьников ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. При условии системного использования ИКТ в учебном процессе, в сочетании с традиционными методами обучения, можно значительно повысить эффективность обучения. Исследования психологов показывают, что в среднем лишь 15% информации эффективно усваивается учеником с помощью органов слуха и 25%-с помощью органов зрения. Вместе с тем результат комбинированного действия на указанные каналы восприятия превышает суммарное действие каждого из них в отдельности и составляет 65%. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Учет всех возможностей, потребностей и показателей в организации образовательного процесса - важная и объективная реальность настоящего времени в работе учителя.

«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы» - говориться в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.

В настоящее время мы являемся свидетелями и потребителями активной информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Всё это стало причиной выбора мною для изучения и работы темы «Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах».

По результатам обследования учащихся моего класса (методика Акимовой Г.Е) - 63% детей относятся к визуалам. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Данный факт помогает мне проектировать учебно-воспитательный процесс для достижения целей образования и целей работы по выбранному направлению.

Цель: Создать условия, способствующие максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ в образовательной деятельности.

Задачи:

  • создать организационные условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;
  • развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др.компетентности);
  • использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;
  • развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;
  • вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектную);
  • создать условия для презентации личных достижений и способностей каждым учеником класса.

Ожидаемые результаты:

  • готовность и способность учеников актуализировать полученную в различных формах информацию для самообразования и презентация результатов своей работы;
  • стабильная демонстрация школьниками опыта обмена, обработки и представления информации с помощью средств ИКТ;
  • представление на школьной (и выше) конференции индивидуальных и совместных с родителями проектов, отражающих разнообразные способности и увлечения учеников класса;
  • достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Богатейшие возможности для реализации обозначенных целей и задач предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии.

Этапы работы с ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательная передача. Представляет собой объедение информационных и коммуникационных технологий. /http://inf.1sept. ru./

Подготовительный:

  • Анализ образовательных возможностей ИКТ и их отбор.
  • Определение возможных направлений и форм использования ИКТ в образовательной деятельности.
  • Ревизия и модернизация материально-технических возможностей школы для использования ИКТ на уроках. Подбор учебной и методической литературы по применению ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Формирование банка ЦОРов по предметам.
  • Отбор методик и технологий применения средств ИКТ, проектирование занятий на основе ИКТ, их апробация и анализ эффекта.
  • Разработка четкого алгоритма и регламента использования средств и ресурсов ИКТ на основе требований СаНПиН и технологий здоровьесбережения.

Внедренческий этап. Проектирование и встраивание презентаций, специальных программ, ЦОР и других ресурсов ИКТ в учебный процесс.

Аналитический. Анализ результатов учебной деятельности и достижений учащихся на основе использования ИКТ в образовательном процессе. Корректировка действий, используемых методик, технологий средств и ресурсов ИКТ, направленных на достижение новых результатов обучения школьников.

Классификация образовательных средств ИКТ по параметрам:

По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио - видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии словари, периодические издания).

По формам применения ИКТ в образовательном и воспитательном процессах:

  • урочные;
  • внеклассные;
  • индивидуальные;
  • совместные с родителями.

Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ

Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе общеобразовательной школы может активизировать мотивацию учащихся в получении образования, поскольку создаются условия для:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся;
  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;
  • раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.)
  • расширения круга общения через сетевые ресурсы;
  • освоения современных ИКТ.

Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникационных технологий могут быть использованы при применении новых форм, методов и приемов подачи учебного материала, при реализации курсов по выбору (курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами).

Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.

Организационный аспект. Информационно - коммуникационные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации обучения в начальной школе, а также в сочетании с другими технологиями личностно ориентированного обучения.

Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных достижений обучающихся на основе ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Использование ИКТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

  • повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
  • осуществляется дифференцированный подход;
  • каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
  • за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
  • облегчается процесс контроля и оценки знаний;
  • развиваются общеучебные компетентности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Использование ИКТ в учебном процессе должно быть четко регламентировано и основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  • в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
  • большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же с использованием ИКТ позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
  • мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

В Концепции новых образовательных стандартов второго поколения поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями и позволяют:

  1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик);
  2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
  3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
  5. Мобилизовать внимание обучаемого;
  6. Быть точным и объективным в оценке знаний;
  7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  8. Выходить в мировое информационное сообщество;
  9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:

Первое - ИКТ включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения.

Второе - ИКТ представляют собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим. Интегрируя ИКТ в образовательный процесс, можно обеспечить:

  • Развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специальными обучающими программами;
  • Развитие творческого мышления за счет выполнения заданий эвристического, исследовательского характера;
  • Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов.

Успешность интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно. Поэтому педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым.

Итак, место ИКТ в обучении - информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся. Роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения младшего школьника.

Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека, его способностей и социализация в современном обществе.

Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению на основе ИКТ

Для умения формировать мотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенности психологии младших школьников.

Развитие теоретического мышления: В младшем школьном возрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. У него развиваются способности к обобщению, выделению существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. «На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). К окончанию четвёртого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Таким образом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретической информацией. При представлении таковой в нестандартном виде (средствами ИКТ) интерес к представляемому увеличивается, восприятие и память работают четче и избирательнее.

Память становится мыслящей. Под влиянием обучения память развивается в 2-х направлениях:

  • Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).
  • Происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Восприятие становится думающим, поэтому для формирования мотивации к учению у учащихся на уроках необходимо концентрировать внимание на новом учебном материале с помощью схем, таблиц сравнительных и другой наглядности. При отсутствии или недостаточности такой - ИКТ выполнят заданную цель.

Внимание становится произвольным. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в будущем. В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится более конкретизированным, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учитель стремится сделать урок интересным, занимательным, т.е. мотивировать обучение учащихся.

Таким образом, при формировании мотивов к учению учителю следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности: непроизвольность внимания, развитие теоретического мышления. Необходимо также помнить, что память у младших школьников мыслящая, а восприятие думающее. Использование ИКТ-компонента в учебном процессе помогает сделать занятия интереснее, продуктивнее, что способствует развитию произвольного внимания, творческого мышления и способностей школьников.

Применение ИКТ на уроках в начальной школе.

Я работаю учителем более двадцати лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными, современными. Считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, сделать так, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Поиск эффективных методик привел меня к информационно- коммуникационным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные ИКТ открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Для того чтобы учить младших школьников, одного желания мало. Прежде чем начать применять на своих уроках ИКТ, мне пришлось овладеть рядом умений:

  • техническими, т.е умениями, необходимыми для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
  • методическими, т.е. умениями, необходимыми для грамотного построения урока и обучения младших школьников;
  • технологическими, т.е. умениями, необходимыми для разумного использования средств ИКТ обучению на разных уроках, проводимых в начальной школе.

В 2006-2007 учебном году я начала проводить уроки с компьютерным сопровождением. Для того чтобы методически верно проводить уроки с использованием ИКТ, грамотно составлять презентации, пользоваться различными программами, я прошла обучение в Институте Развития Образования по теме: «Информационные технологии в деятельности учителя - предметника».

Наша школа - новая, современная. На сегодняшний день, использование ИКТ в деятельности конкретного педагога является ограниченной, но возможной. Для реализации компетентностного подхода на уроках в начальных классах имеются необходимые ресурсы: стационарный компьютер; принтер, сканер, стандартный набор программного обеспечения МS Office 2007, а также компьютерный класс с выходом в Интернет на рабочем месте учителя, мультимедийный проектор, медиатека.

Формы использования ИКТ.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

См. продолжение статьи