Конспект урока по русскому языку "Глагол. Общее понятие". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: глагол, Глагол как часть речи


Цели: повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола; развивать навыки точного употребления глагола в речи.

Формируемые УУД:

  • п. объяснять языковые явления, связи и отношения, выявленные в ходе исследования глаголов;
  • к. использовать необходимые языковые средства для высказывания своих мыслей;
  • р. оценивать правильность своих действий;
  • л. формировать устойчивую мотивацию к обучению.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Спишите, обозначьте знакомые орфограммы.

Каждый день папа возит Фатиму и Залину в школу. Широкая дорога идёт степью.

В классе их ждут друзья. В школе важное дело - ученье.

(Фронтальная проверка. Самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Всё в действие придёт
Летит ракета
Люди строят зданья
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

- Сформулируйте задачи урока. (повторить всё, что нам известно о глаголе.)

- Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Потому надо много знать о глаголе и правильно употреблять его в речи.

IV. Работа по теме урока

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Игра "Блиц-опрос"

  1. Глагол - это часть ........
  2. Глаголы изменяются по .......
  3. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы?
  4. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?
  5. В прошедшем времени глаголы изменяются...

2. Наблюдение над ролью глаголов в речи.

Упражнение "Оживите картинку".

- Прочитайте текст. Вставьте в каждое предложение глаголы.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья.

- Какие слова "оживили" картину. (Глаголы наступила, уснула, погасли, шумит, качаются)

- Почему именно эти слова оживили картинку? (Записывают текст самостоятельно)

- Обозначают действия предметов.

-- Разберите слово "погасли" по составу. (один ученик работает у доски)

- Объясните написание слова"качаются".

- Определите время глаголов.

- Разберите второе предложение по членам предложения. Каким членом предложения бывает глагол? (Оценивают свою работу) (один ученик работает у доски)

V. Физкультминутка

Если назову глаголы прошедшего времени делаем наклоны в стороны, а если назову глаголы настоящего времени - приседаем.

Лаял, сеет, шумит, облетел, чистит, почистил, играет, сажает, шуршал, звенит, ушла.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику. (упр. 399)

- Какие части речи вы ещё знаете?

- Что называется именем существительным? Прилагательным?

- Запишите слова в три столбика. (Взаимопроверка)

2. Работа в парах.

- Найдите глаголы и определите время.

1 группа

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

2 группа

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

(Проверка. Самооценка)

VII. Рефлексия

- Расскажите о глаголе по плану:

  • Что это такое?
  • Что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Как изменяются?
  • Каким членом предложения чаще всего бывает?

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Итог урока

- Как распознать глаголы среди других частей речи?

Домашнее задание. Упр. 401, с. 62.