Цели: повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола; развивать навыки точного употребления глагола в речи.
Формируемые УУД:
- п. объяснять языковые явления, связи и отношения, выявленные в ходе исследования глаголов;
- к. использовать необходимые языковые средства для высказывания своих мыслей;
- р. оценивать правильность своих действий;
- л. формировать устойчивую мотивацию к обучению.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Спишите, обозначьте знакомые орфограммы.
Каждый день папа возит Фатиму и Залину в школу. Широкая дорога идёт степью.
В классе их ждут друзья. В школе важное дело - ученье.
(Фронтальная проверка. Самооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Всё в действие придёт
Летит ракета
Люди строят зданья
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?
- Сформулируйте задачи урока. (повторить всё, что нам известно о глаголе.)
- Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Потому надо много знать о глаголе и правильно употреблять его в речи.
IV. Работа по теме урока
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
1. Игра "Блиц-опрос"
- Глагол - это часть ........
- Глаголы изменяются по .......
- Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы?
- На какую форму глагола указывает суффикс -л-?
- В прошедшем времени глаголы изменяются...
2. Наблюдение над ролью глаголов в речи.
Упражнение "Оживите картинку".
- Прочитайте текст. Вставьте в каждое предложение глаголы.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья.
- Какие слова "оживили" картину. (Глаголы наступила, уснула, погасли, шумит, качаются)
- Почему именно эти слова оживили картинку? (Записывают текст самостоятельно)
- Обозначают действия предметов.
-- Разберите слово "погасли" по составу. (один ученик работает у доски)
- Объясните написание слова"качаются".
- Определите время глаголов.
- Разберите второе предложение по членам предложения. Каким членом предложения бывает глагол? (Оценивают свою работу) (один ученик работает у доски)
V. Физкультминутка
Если назову глаголы прошедшего времени делаем наклоны в стороны, а если назову глаголы настоящего времени - приседаем.
Лаял, сеет, шумит, облетел, чистит, почистил, играет, сажает, шуршал, звенит, ушла.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику. (упр. 399)
- Какие части речи вы ещё знаете?
- Что называется именем существительным? Прилагательным?
- Запишите слова в три столбика. (Взаимопроверка)
2. Работа в парах.
- Найдите глаголы и определите время.
1 группа
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
2 группа
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
(Проверка. Самооценка)
VII. Рефлексия
- Расскажите о глаголе по плану:
- Что это такое?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяются?
- Каким членом предложения чаще всего бывает?
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Итог урока
- Как распознать глаголы среди других частей речи?
Домашнее задание. Упр. 401, с. 62.