Урок подготовки к сочинению по теме "Репортаж с места событий"

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тема: «Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения».

Цель: создать условия для формирования умения писать сочинение, учить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Предметные результаты: формировать представление о том, как правильно подготовиться к написанию сочинения.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД
    • формировать понимание важности планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в соответствии с образцом
  • познавательные УУД
    • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;
    • анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
  • коммуникативные УУД
    • формировать умение работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Личностные результаты: формировать ценностное отношение к самому себе через осознание особенностей своей собственной позиции

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, карточки с заданиями.

Методы: продуктивный, словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Организация пространства: работа фронтальная, в парах, индивидуальная.

Быть журналистом - значит не только ездить,
смотреть, отбирать, писать
- это значит особым образом жить.
М.Кольцов

Многие и многие русские писатели отдавали репортажу
много сил, внимания и находчивости.
В.Гиляровский

Организационный этап

Каковы цели нашего урока? Подумаем над критериями оценивания.

Вызов

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграфы к нашему уроку. О чем пойдет речь на уроке? Вам знаком этот вид работы?

Д: да, описывали картину А.Сайкиной «Спортивная детская школа».

- Давайте вспомним, чем отличается жанр репортажа от других жанров? Где его можно встретить?

Репортаж - это глаза и уши читателя.

Г.Я. Солганик

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

- Какая задача стоит перед автором репортажа?

Работа со статьей Гуревича С.М. ГАЗЕТА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Один из самых популярных жанров газетной публицистики - репортаж (от лат. reportare - сообщать, передавать). Популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события - его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра - его динамичность.

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность»: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж - из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Систематизация полученной информации (ОК)

  • Репортаж - сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).
  • Репортер - газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни.
  • Хроника - отдел сообщений в газете, журнале, на радио и телевидении, посвященный текущей общественной жизни.
  • Хроникер - сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.

Различают несколько видов репортажа: а) репортаж, носящий информационный характер; б) оперативный, где авторы сообщают читателю о том, что они видели и слышали; в) фоторепортажи.

Публицистика - это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Основная цель - воздействовать на читателя, слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призывать.

Вопросы - актуальные вопросы современности, представляющий интерес для общества, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.

Языковые средства: риторические вопросы, предложения с обращениями, восклицательные предложения, которые помогают выразить эмоциональную взволнованность.

Публицистический стиль характерен для газет, журналов, репортажей, интервью, выступлений по радио, телевидению, на собраниях, митингах.

- Какова же композиция репортажа?

Начало репортажа - это зачин. Каким он может быть?

Центральная часть - это рассказ о чем?

- Какой тип речи представляет?

- Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы)

- В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.)

- Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего)

Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в.

Концовка - оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Правила репортажа.

  1. Изложение ведется от 1-го лица
  2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность .
  3. Документализм, объективная точность.
  4. Эскизность речи.
  5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.
  6. Полная и достаточно достоверная информация.
  7. Репортаж ведет репортер.
  8. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.

- А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с информационными заметками. Выберете одну из них, которая станет основой вашего репортажа. Ориентируясь на структуру репортажа и правила его, напишите сочинение с места событий. Не забудьте обозначить тему вашей работы.

Приложение