Открытый урок "Кислород". 8-й класс

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: кислород


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока

Расширить знания обучающихся о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе; рассмотреть распространение кислорода в природе; изучить физические свойства кислорода; познакомиться с историей открытия кислорода.

Тип урока

Усвоения новых знаний с применением ИКТ-технологии.

Планируемые результаты
(предметные)

Провести составление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента и простого вещества, познакомить учащихся с получением кислорода в промышленности и лаборатории, с его физическими свойствами и историей открытия.

Личностные
результаты

Проявление: интереса обучающихся к самостоятельной учебной деятельности, навыкам сотрудничества в совместной работе; творческого отношения к процессу обучения, осознания здорового и безопасного образа жизни; понимания необходимости соблюдения экологической культуры.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные. Умение: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу, контролировать, оценивать свои действия.

Познавательные. Умение: находить способы решения проблем поискового характера; развивать исследовательское мышление, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать поставленные задачи, обобщать полученную информацию, вести наблюдение прогнозировать ситуацию.

Коммуникативные. Умение: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости;
сравнивать, анализировать обобщать, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный (таблицы, видео)
словесный (рассказ, объяснение, беседа)
демонстрационный (лабораторный опыт)
практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой)

Оборудование

прибор для получения и собирание кислорода в лаборатории, компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, портрет А.Лавуазье, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

ЭОР

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику Химия. 8 класс Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. - Режим доступа: htt//school-collection.edu.ru/catalog)
Видеоурок «Кислород»

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (1-2мин)

Организация внимания и порядка в классе, проверка присутствующих, мотивация их деятельности,
Проверка готовности класса к уроку.
Добрый день, садитесь, пожалуйста. Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке.
Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте настроимся на поиск и творчество, улыбнемся друг другу и начнем урок.

Взаимное приветствие

II. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Работа в парах по карточкам
Карточка 1
Из приведенного перечня символов химических элементов выпишите символы неметаллических элементов: азот, ртуть, железо, углерод, медь
натрий, магний, олово.

Карточка 2
Из приведенного перечня символов химических элементов выпишите символы металлических элементов: азот, кислород, ртуть, железо, углерод, медь, магний, цинк.

Проверка работы в парах.
Какими признаками вы пользовались во время разделения элементов на металлические и неметаллические? Зачем мы это выяснили?

«Незаконченные предложение»
Сложные вещества - это…..
Варианты ответов:
- металлы;
- неметаллы
- вещества состоящие из атомов разного вида
- вещества молекулярного строения.
Учитель формулирует вывод

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников.
Формулируют выводы
Сравнивают.
Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

Формулирование темы и целей урока

Давайте с помощью загадки узнаем, о каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг, и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без (Кислорода)
Учащиеся: Кислорода
Таблица «ЗХУ»
Что вы знаете о кислороде?
Что бы вы хотели узнать?
То, о чем хотите узнать и что ожидаете после сегодняшнего урока, запишите на листе, который прикрепите к «Дереву мудрости»
Какова химическая формула простого вещества?
Озвучивает тему и цель урока.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Вопросы учителя и устные ответы.

III.Усвоение новых знаний и способов действий

«Светофор»
Перед уроком учитель раздает ученикам карточки определенного цвета с номером на каждой из них. Ученикам предлагается объединиться в группы в соответствии с цветом карточки, которую они получали. Сформировалось три группы.
Группы получают определенные задания - обработать материал учебника:
«Красные» - открытие кислорода
«Желтые» - распространение в природе.
«Зеленые» - физические свойства кислорода.
Учитель предлагает ученикам объединиться в группы в соответствии со своими номерами и поделиться с товарищами полученной информацией. После этого учитель предлагает ученикам вернуться в свои группы по цветам и обменяться информацией.
«Свободный микрофон»
- Почему кислород является жизненно важным элементом для всех живых организмов?
- Какую роль кислород играет в природе?
- Что представляет собой кислород при нормальных условиях?
«Задай вопрос»
- Зная физические свойства кислорода, каким образом можно, по вашему мнению, собрать кислород?
- В лабораторных условиях кислород получают путем разложения некоторых кислородсодержащих соединений. Какие правила безопасности следует соблюдать. Выполняя этот опыт?

Воспринимают информацию. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

IV. Проведение лабораторной работы.
Освоение способа действия с применением знаний практической деятельности

Демонстрация опыта «Разложение перманганата калия».
Наличие кислорода проверяется с помощью тлеющей щепки.
Демонстрация опыта
« Разложение перекиси водорода».

Запись уравнения реакции в тетради.
Составляют план работы
Выполняют лабораторную работу.
Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы.

- Что общего в записанных вами реакциях, кроме того, в обоих случаях можно получить кислород?

Ученики самостоятельно дают определение реакции разложения

V. Первичное закрепление изученного материала

Игра «Верите ли вы?»
1. Кислород - наиболее распространенный элемент на Земле.
2. Молекулярная формула кислорода.
3. Относительная молекулярная масса кислорода 16.
4. Кислород поддерживает
дыхание и горение.
5. Перманганат калия разлагается с выделением кислорода
Самостоятельная работа. Вычислить массовую долю кислорода в перманганате калия

В участвуют в коллективной беседе; выполняют задание.

VI. Рефлексия учебной деятельности

«Паутинка»
Учащимися предлагается подвести итоги урока. Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось:
-узнать…
-понять…
- научиться…
-применять…
-использовать..
- я чувствую…
- я хочу для себя..
- могу помочь сделать другим…
Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка, закрывают глаза, представляя, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Осуществляют самоанализ деятельности.
Воспринимает оценку своей работы учителем, товарищами.

VII. Подведение итогов.
Выявление качества и уровня овладения знаниями

Беседа
- Как материал урока поможет вам в жизни?
- Для чего вам необходимо знать этот материал?

Оценивают работу учащихся во время урока, комментируют оценки. Отмечает степень вовлеченности учеников в работу на уроке.

Ученики срывают листья с «Дерева мудрости» и определяют, осуществились ли их желания

Слушают учителя.
Формулируют выводы. Высказывают свое мнение
и позицию.

Домашнее задание.
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с.45-47;

Записывают задание.
Читают задание. Задают уточняющие вопросы.