Для сынов Отечества пример!

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Родина, Россия, семья


В одном из интервью телеканалу «Россия» (от 10 мая 2020 г.) Владимир Владимирович Путин назвал патриотизм национальной идеей: "Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперёд...». Президент подчеркнул, что патриотизм - это не только обращение к нашему героическому прошлому, но и обязательно - стремление к успешному будущему. То есть - процесс не созерцательно-пассивный, а деятельный.

В «Словаре русского языка» мы можем найти определению понятия «патриот». Это «человек, проникнутый патриотизмом» (Ожегов С.И.Шведова Н.Ю.Словарь русского языка: нормативный толковый словарь. 1992. с. 766) или «человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [1]. Определение понятия «патриот» сводится к формулировке: человек, испытывающий патриотизм.

Можно ли назвать того или иного человека патриотом - это очень сложный философский и мировоззренческий вопрос. Является ли человек патриотом, зависит от точки зрения и жизненной позиции каждого, от кругозора человека и от его увлечений. Например, можно ли считать революционеров или белогвардейцев патриотами? То есть понятие «патриот» - это отчасти понятие субъективное.

О примерах патриотизма нам говорят с раннего детства, и они часто встречаются как в художественном творчестве, так и в реальной жизни. Это, так сказать, «общепринятые» примеры патриотизма. Например, в третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» герой Данко ради своего народа и их будущего вырвал из груди своё сердце, чтобы осветить путь людям. Или Василий Тёркин из одноименной поэмы Твердовского: парень подбадривает всех сослуживцев, и проходит уже вторую войну до конца, говоря, что не нужен ему орден, ему нужна Родная сторона: «А нужна, больна мне родина, Родная сторона!..». «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого рассказывает о реальном человеке, лётчике Алексее Маресьеве, который, потеряв ноги на войне, не сдаётся и, превозмогая боль, учиться заново ходить, чтобы потом вновь послужить своей Родине. Множество примеров патриотизма можно найти на войне. Например, Александр Матросов закрыл амбразуру пулемёта своим телом, который не удавалось подавить, что привело к победе. Или Николай Гастелло, который ценой жизни уничтожил колонну врага, направив свой горящий самолёт на них. Таких примеров множество, но в мирное время патриоты тоже есть: испытатели, добровольцы, врачи, учёные, работающие на благо страны, подвергающие себя опасности. Например: Ю.А.Гагарин, который во время космической гонки, несмотря на неизвестность и опасность, полетел в космос; волонтёры, которые добровольно работают в больницах во время коронавируса.

Понятие «патриотизм» берёт свои корни из греческого языка. В нём существовало слово «πατρίς», которое означало «отчество» или «страна отцов». Греки понимали под этим понятием коммуну-полис, в котором они жили, и в котором почти все приходились друг другу родственниками. Таким образом, получается, что патриотизм в Древней Греции - это любовь к родственникам, семье. В Древнем Риме патриотизмом называли служение Родине, за которое выдавали земли в качестве платы. В ходе истории понятие «патриотизм» претерпевало различные смысловые изменения. В наши дни оно не ограничивается любовью к родным или наёмничеством.

В современных словарях наиболее полно раскрывают суть понятия «патриотизм» следующие определения:

  • «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2]
  • «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [3]
  • «любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [4]

Одним из ярчайших примеров патриотизма в истории России является князь Олег Константинович Романов.

Князь императорской крови Олег Константинович Романов родился 15 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце, который в том году перешёл во владение его отца. Там и прошло детство князя. Олег - пятый из девяти детей. Его прадедом был Всероссийский император Николай I (годы правления: 1825 - 1855 г.). Дедом - генерал-адмирал Российского Императорского флота, заместитель начальника Главного морского штаба, военно-морской министр, великий князь Константин Николаевич Романов.

Отец Олега - Великий князь Константин Константинович родился 10 августа (по старому стилю) 1858 г. в Стрельне, под Петербургом. По семейной традиции Константин Романов стал морским офицером, и в 19 лет участвовал в Русско-турецкой войне. Однако закончил военную карьеру в чине генерала от инфантерии (в дореволюционной России - высший чин в пехоте), уволившись из флота в 1884 г. по слабости здоровья. В 1887 г. великий князь Константин Константинович Романов был удостоен звания почётного члена Императорской Академии наук, а в 1889 г. - назначен её Президентом. Константин Романов увлекался сочинением стихов. В 1886 г. вышла в свет его первая книга "Стихотворения К.Р." Поэтические строки Константина Романова мы можем слышать в музыке Петра Ильича Чайковского (романс «Растворил я окно...»), Сергея Васильевича Рахманинова (романс "Молитва") и Александра Константиновича Глазунова (музыка к драме К.Р. «Царь иудейский»).

Мать Олега - Елизавета Августа Мария Агнесса - родилась 25 января 1865 года в Мейнингене в семье принца Морица Саксен-Альтенбургского и принцессы Августы-Луизы Саксен-Мейнингенской. Вышла замуж 15 апреля 1884 года, приняла имя Елизавета Маврикиевна, но православия не приняла, оставшись лютеранкой. Елизавета усердно изучала русский язык. Она была обычной женщиной, интересовавшейся будничными делами, увлекалась светскими новостями и сплетнями и не стала духовно близкой своему супругу, не разделяла его творческие порывы и вдохновения. Своё счастье она видела в детях, воспитанию которых она уделяла большое внимание. «Со мной у неё редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места. Надо много терпения. Она считает меня гораздо выше себя и удивляется моей доверчивости. В ней есть общая Альтенбургскому семейству подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, не стоящим никакого внимания. Переделаю ли я её на свой лад когда-нибудь? Часто мною овладевает тоска» [5] - писал Великий князь через несколько месяцев после свадьбы. Отношение Константина Константиновича к супруге становились холоднее с каждым годом, Елизавета глубоко переживала обиду, но её любовь к своему избраннику оставалась прежней.

Несмотря на долю непонимания между супругами, обстановка в семье была уютной и спокойной. Каждый из девяти детей занимал особое место в сердцах родителей: Иоанн - «громкое выражение Божия благословения»; Гавриил - «воплощенная радость и беззаботность», «многожеланная дочь Татьяна - щедрая милость, ниспосланная небом», Константин - осуществление «заветного желания» деда иметь внука с тем же именем, Олег - «общая семейная радость», Игорь - «огромная радость, как будто он первый», Георгий - «такая Божья милость и счастье, которые были даны ему не по заслугам и не по грехам», Вера - «вознаграждение Господа за утрату бедной милой Натуси» [6].

Великий Князь много времени уделял воспитанию и образованию своих детей. Каждое утро он начинал с чтения детям Евангелия. Константин Константинович был глубоко верующим человеком и старался воспитывать своих детей в духе православия. Затем начинались уроки. Дети занимались музыкой и рисованием, гимнастикой, ручным трудом, прогулками и верховой ездой. Каждый вечер была молитва, отец присутствовал на ней и следил за детьми, кто как читает, если кто-то ошибался - поправлял. Также по вечерам они читали на иностранных языках. Однако главным языком для русского князя Константин Константинович считал русский. Гавриил, брат Олега, вспоминал: «Отец был с нами строг, и мы его боялись. «Не могу» или «не хочу» не должны были для нас существовать. Но отец развивал в нас и самостоятельность: мы должны были делать все сами, игрушки держать в порядке, сами их класть на место. Отец терпеть не мог, когда в русскую речь вставляли иностранные слова, он желал, чтобы первым нашим языком был русский. Поэтому и няни у нас были русские, и все у нас было по-русски» [7] .

Великий Князь всей душой любил свою страну и старался помочь простому народу. На его личные средства была открыта церковно-приходская школа в Осташёво, для которой выстроили отдельный дом, открыт больничный корпус на 75 мест, библиотека, в селе Колышкине созданы детские ясли. В 1914 г. началось строительство шоссе Волоколамск - Осташёво. Конечно, эта любовь отца к России не могла не перейти к Олегу и заложить в нём любовь к России.

Константин Константинович учил детей видеть красоту картин, гобеленов и скульптур, рассказывал о роде Романовых и истории России, знакомил с книгами из библиотеки. В этом доме еженедельные устраивались «четверги» - литературные вечера, на которые собиралась вся семья. На них звучали произведения Тургенева, Аксакова, Пушкина, Гоголя, Чехова, Короленко и других русских писателей.

С 1900 года Константин Константинович стал Главным начальником военно-учебных заведений Российской Империи. В его ведении находились кадетские корпуса и военные училища. С этого момента и до конца жизни он стал "отцом всех кадет" [8]. Константин Константинович проводил большую работу, чтобы кадетские корпуса прививали юношам любовь к Родине и царю, растили благородных людей, вырабатывали почву, на которой произрастала бы российская военная слава. К.Р. говорил: «Недостаточно надеть форму кадета, а затем и офицера - надо суметь с достоинством пронести её через всю жизнь» [9] . Он изменял программу корпусов, чтобы кадеты изучали в равной степени науку, культуру и военное дело. Постоянно ездил по разным корпусам и проводил время с кадетами, заставлял их всех сплотится, разослав по корпусам «Заповеди товарищества», своеобразный кодекс чести и высокой нравственной культуры [10], и прося товарищей плохо успевающего в учёбе помогать ему: «…уверял, что стоит ему выказать усердие и его можно будет оставить в классе, а товарищей убеждал помочь ему» [11].

В семье Романовых не было выпускников гражданских учебных заведений. Все сыновья Великого князя закончили Полоцкий кадетский корпус. Мальчиков готовили к военной службе. И, как оказалось, не зря… Взросление князя Олега и его братьев пришлось на тяжёлые военные годы. В 1905 году, когда мальчику было 12 лет, началась русско-японская война. В 1905 - 1914 гг. усиливаются противоречия между крупнейшими мировыми державами, что, в конечном счете, приводит к развязыванию в 1914 г. мировой войны. 20 июля 1914 г. Германия объявила войну России. На войну пошли все пятеро сыновей великого князя Константина Константиновича.

Для мальчиков, как и для их отца, были святыми понятия "боевое товарищество", "знамя", "полк". Этому с малолетства учил их отец, об этом говорит он в своём стихотворении К.Р. «Полк», написанном в 1899 г.:

Наш полк. Заветное чарующее слово
Для тех, кто смолоду и всей душой в строю.
Другим оно старо, для нас все так же ново
И знаменует нам и братство, и семью. «…»
Все благородное: отвага, доблесть, долг,
Лихая участь, честь, любовь к отчизне славной
К великому Царю и вере православной
В едином слове том сливается: наш полк.

Другое стихотворение К.Р. - «Кадету», написанное в 1909 году, оказалось пророческим. Оно изначально писалось как обращение ко всем кадетам, но потом Константин Константинович переделал его под единственное число, и стихотворение приобрело пророческий смысл, предсказывая трагическую гибель любимого сына - Олега:

Настанет день, и, крылья расправляя, счастливые пожертвовать собой,
Вы ринетесь отважно в смертный бой.
Завидна смерть за честь родного края!

О главном событии в жизни князя Олега Константиновича Романова сухо, по-армейски чётко сообщает телеграмма штаба Верховного Главнокомандующего от 10 октября 1914 г.: "При следовании застав нашей передовой кавалерии были атакованы и уничтожены германские разъезды. Частью немцы были изрублены, частью взяты в плен. Первым доскакал до неприятеля и врубился в его ряды корнет Его Высочество Князь Олег Константинович Романов" [12].

Такой подвиг могли совершить и совершали на войне и другие, и это даёт основания называть его только героем, но важна причина, толкнувшая юного князя на этот героический поступок. Она была проста и одновременно величественна. Этим поступком князь реализовал главную цель своей жизни - отдать себя Родине: «Вообще довольно много думал, думаю и, дай Бог, всегда буду думать о том, как мне лучше достигнуть моей цели - сделать много добра родине, не запятнать своего имени и быть во всех отношениях тем, чем должен быть русский князь» [13].

К этому главному поступку в своей жизни Олег Константинович Романов начал идти с раннего детства. Князь Олег родился в Петербурге, в Мраморном дворце 15 ноября 1892 года. С юных лет Олег был любознательным, живым, эмоциональным ребёнком. Вот одно из первых воспоминаний о нём, оставленное няней, Варварой Петровной Михайловой, которая воспитала братьев, сестёр, а также его отца, а после ухаживала за маленьким князем: «Миниатюрный, бледненький, тихий ребёнок, Князь Олег, становился всё живее и живее. Особенно резко выступала его впечатлительность и любознательность: всё его интересовало, всё оставляло на нём след» [14] .

Учить Олега начали с 6 лет. У него с ранних лет был интерес к гуманитарным дисциплинам: истории, "отечествоведению", музыке, рисованию, но особенно - к русской литературе. Вот воспоминание одного из учителей мальчика: «Помню его сидящим за учебным столиком; взоры устремлены прямо в глаза учителю. Время от времени появляются у него на лбу весьма заметные складки: это он особенно усердно трудится над разрешением какого-нибудь вопроса…»[15]. Но не только эта учёба сопровождала жизнь Олега. С самого раннего возраста он впитывал те уроки, которые ему преподавал отец - уроки любви и долга перед своим родом, своим народом и своей страной.

Вот один из ярких примеров плодов таких уроков. Впервые по-настоящему открыло для Олега родную страну лето 1901 года, которое семья провела неподалеку от Оптиной пустыни. Жизнь в деревне была непривычной и очень увлекательной: сыновья Великого Князя ходили в простых ситцевых рубашках, босиком, учились верховой езде, бегали в поле с крестьянскими детьми, ходили за грибами… словом, отдыхали, как простые мальчишки. Особенно сдружился Олег с крестьянскими мальчишками Гришкой и Капитошкой. Через пару лет в Мраморный дворец придёт письмо от крестьянина Капитона Чуркина. Того самого Капитошки… В письме товарищ деревенского лета писал, что его семья разорилась и просил помощи. «Для Олега Константиновича, - вспоминал его воспитатель, - день получения этого письма был одним из счастливейших в жизни. Он был вне себя от сознания, что на его долю выпало счастье выручить из тяжелого положения бедную крестьянскую семью и того самого Капитошку, с которым он играл в Прысках. Князь собирает все свои деньги, от конторы Двора отпускается еще особая сумма, и в тот же день помощь посылается в Прыски» [16].

Примерно в это время, с 9 лет - и до конца жизни - Олег начинает вести дневник и много работать над собой, задаваясь вопросами о своем предназначении, о долге перед Родиной и семьей, о смысле своей жизни. Эпиграфом к одной из своих дневниковых тетрадей он избрал наставление Серафима Саровского: «Каждодневно выметай свою избу, да хорошим веником». А вот его собственные слова, которые стали руководством для него, и могут стать для нас: "С малолетства себя воспитывать надо…" [17].

Даже в ранних записях видна склонность Олега к критической самооценке и «самокопанию»: «Я большой и потому имею мужество. Я тут отмечаю, сколько грехов я сделал за весь день… Отмечаю тут неправду точками, а когда нет неправды, отмечаю крестиками» [18]. Дальше шло много точек, по количеству которых нетрудно догадаться, что мальчик, которому на момент написания этих строк было 9 лет, внимательно следил за собой и сурово оценивал свои детские провинности.

Это был удивительный юноша с разносторонними дарованиями. Он был отличным музыкантом. Однажды Олег сказал учителю музыки: «Музыка - лучший врач. Когда я чувствую себя несчастным, сажусь за рояль и обо всем забываю. Как жаль, что у меня столько всяких обязанностей, что я не могу отдаться музыке всецело!» [19]. Он прекрасно рисовал, участвовал в спектаклях, выступал с чтением стихов под музыку. Любимыми предметами Олега были литература, история, музыка.

Плодами интереса к литературе стали многочисленные пробы пера. Но из-за самокритики (он считал свои произведения недостаточно зрелыми) мы увидели только часть в посмертном сборнике «Князь Олег». Хотя в своём дневнике он писал: «Быть писателем - это моя самая большая мечта, и я уверен, убежден, что я никогда не потеряю желания писать» [20]. Стихи - это то, что крепко связывало отца и сына, что сделало Олега из всех детей самым близким по душу Константину Константиновичу. Из стихов - также, как и из дневников - мы узнаём о жизненном кредо юноши.

Готов забыть я все: страданье, горе, слезы
И страсти гадкие, любовь и дружбу, грезы
И самого себя. Себя ли?.. Да, себя,
О, Русь, страдалица святая, для Тебя.
(«Гроза прошла…», 1911)

Князь Олег писал не только стихи, но и прозу. У него есть рассказ "Ковылин", очерки «Сценки из собственной жизни» - храбро, просто и ясно рассказывает светлый Князь о том, что видел, что передумал и перечувствовал. Сохранились и несколько незавершенных произведений (рассказ «Запорожец Храбренко», повести «Отец Иван» и "Влияния"). Опубликованы были стихи и повесть «Ковылин» - в 1914 году в журнале «Нива».

В 10 лет Олег был зачислен в кадеты Полоцкого кадетского корпуса. Олег не уезжал из Петербурга, из-за слабого здоровья (болезнь лёгких) он получал образование дома. Но в 1907 году Олег впервые прибыл в свой корпус, несколько недель жил полноценной кадетской жизнью: ранние побудки, общая молитва, ранний завтрак, состоявший из куска черного хлеба с солью, занятия в классе, маршировки на плацу, гимнастика. В 1910 году успешно сдал экзамены за курс кадетского корпуса. И это очень нравилось Олегу, ведь он не хотел быть особенным, не хотел поблажек из-за своего императорского происхождения и слабого здоровья.

В 1905 году, когда Олегу было 12 лет, началась русско-японская война. К этому времени юноша уже поставил себе цель и нашёл возможные способы её достижения. Это можно понять из его разговора с флотским офицером, участником войны и обороны Порт-Артура Гаршиным: «Если бы Вы знали, как я завидую Вам - ведь я еще ничего не сделал для Родины…» На замечание, что у него еще вся жизнь впереди, и что он успеет послужить России, князь с грустью ответил: «Да ведь войны теперь долго не будет». Гаршин возразил, что это и хорошо, что войны не будет, а пользу можно принести и в мирное время. Олег Константинович немного задумался и живо заговорил: «Вы меня не поняли…, конечно, это хорошо, что войны не будет, но я хотел сказать, что только на войне можно отдать всего себя» (из статьи А.Н.Журавской «Князь Олег Константинович Романов. Несбывшиеся надежды» [21] .

В этом же году князь прочитал книгу В.П.Авенариуса «Юношеские годы А.С.Пушкина», и Пушкин стал кумиром юноши. Так появилась мечта поступить в высшее учебное заведение - Александровский Лицей и получить гражданское образование. «Лицейская неведомая сень давно уж начала к себе меня манить», - пишет он в одном из неоконченных стихотворений [22]. Эта мечта осуществилась в 1910 году, и он стал воспитанником 69-го курса, сумев первым из императорского Рода получить гражданское образование.

Но первые два года Олег - опять же из-за болезни - не мог учиться в самом Лицее и должен был слушать лекции дома, в Павловске. Врачи согласились на одно - дать молодому князю возможность держать экзамены в стенах Лицея вместе с товарищами. Олег очень переживал…. Но воле врачей пришлось подчиниться, и занятия были устроены в Павловске, где жила семья. Перейдя на последний курс, Олег уже ездил на все занятия в Лицей. Позволить ему жить в учебном заведении все же не разрешили.

Поблажек, скидок на «особенность» при оценке его знаний на экзаменах, так же как и в КК, не делалось, тем более что ответы князя могли слушать товарищи, и, по воспоминаниям, «много собиралось народу, чтобы послушать его ответы» [23]. С лицеистами юноша «…держался всегда как равный, принимая участие в их мелких шалостях, горестях, был всеми очень любим, хотя по своему пламенному характеру нередко спорил и не соглашался с товарищами» [24] .

Князь Олег всё время проводил за учёбой: читал книги, конспектировал, учил, никогда не ограничиваясь программой. И, как результат, получал за ответы и письменные работы высший балл. Юноша окончил Лицей с серебряной медалью. Выпускная работа «Феофан Прокопович как юрист» получила Пушкинскую медаль. Это особенно порадовало князя, так как Пушкинская медаль присуждалась не только за научные, но и литературные достоинства сочинения.

В 1914 году началась Первая мировая война. За год до этого Олега зачислили корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Эту новость Олег воспринял с радостным волнением. Из-за тяжёлой болезни князь выполнял задания в штабе, но в скором времени по его просьбам он был переведён в строй. «Мы живем только надеждой, что на нашем фронте немцы скоро побегут, - тогда дело пойдет к концу. Так хочется их разбить в пух и со спокойной совестью вернуться к Вам» [25]. Юноша, несмотря на тяготы военной жизни и оторванность от семьи, был счастлив - наконец его мечта отдать себя Родине сбывается! И она действительно сбылась… 27 сентября 1914 г. князь, командовавший взводом в своём полку, был тяжело ранен в бою. Рассказ очевидца событий: "27 сентября, после полудня, вторая гвардейская кавалерийская дивизия наступала по направлению к Владиславову… Близ деревни Пильвишки, передовые части столкнулись с немецкими разъездами. Началась перестрелка…Князь Олег полетел со взводом преследовать немцев. Кровная кобыла Диана занесла Князя далеко вперед. И, когда победа была уже достигнута, когда часть немцев была уже перебита, а часть сдалась, один из раненых немецких кавалеристов, лежа, прицелился в Князя. Раздался выстрел..." [26]. Его положили на повозку с другими ранеными солдатами. Чтобы не стонать, юноша грыз яблоко.

28 сентября Олег был перевезён в Витебский госпиталь Красного Креста. В тот же день он был награждён орденом святого Георгия IV степени. Мужество не покидало Светлого князя до последнего вздоха. После того, как Олега прооперировали, профессор спросил, страдает ли он, и князь ответил: «Да, я страдаю! Но я невыразимо счастлив: Господь удостоил меня пролить кровь за Государя и Родину! Когда народ узнает, что один из Романовых пролил свою кровь за Россию, нас будут больше уважать и любить» [27]. Он не думал о себе, это была то самое величайшее проявление чувства долга, та жертвенность, выросшая из раннего детства.

29 сентября Олега не стало. Светлый князь смог достичь своей цели, поставленной в ранней юности: отдать всего себя Родине.

3 октября 1914 года князь Олег Константинович при огромном стечении народа, любившего Светлого князя, был похоронен в имении Осташёво Московской губернии. Князь Олег любил эти места и мечтал именно здесь обрести вечный покой.

В 1915 году скончался его отец. Великий князь не смог перенести смерти горячо любимого сына. «Смерть брата Олега была тягчайшим ударом для отца, ибо он из всех нас духовно был к нему ближе других, разделяя полностью его литературные и умственные интересы. Эта смерть и все пережитое в первые дни войны, - несомненно, очень отрицательно отразились на Его здоровье, вероятно, ускорили Его кончину» [28] .

Трагическая смерть юного князя потрясла всех, не только отца. Люди, близко знавшие и любившие Олега, собрали воспоминания о нем, и получилась прекрасная книга «Князь Олег», вышедшая из печати в Петрограде в 1915 г., а в 1995 году вышло переиздание, которое на данный момент является главным источником живой достоверной информации об этом удивительном юноше.

Мать, великая княгиня Елизавета Маврикиевна, желая увековечить память сына в воспитавшем его учебном заведении, принесла в дар Александровскому Лицею капитал в 1000 рублей, с тем, чтобы доход шел на изготовление серебряной медали имени Князя Олега Константиновича со словами «Жизнь - не удовольствие, не развлечение, а крест. Олег» [29], которой награждался бы лицеист за лучшее сочинение по отечественной словесности.

И такая медаль очень тесно связана с серьёзной работой Олега, выросшей из одного из сильнейших увлечений - увлечение жизнью и творчеством Пушкина. В 1911 году, в год столетия Лицея, Олег предложил новаторский проект: создание полного факсимильного издания рукописей Пушкина. И вскоре вышел в свет первый том с предисловием 19-летнего князя. Но он не успел завершить свой замысел из-за войны.

Светлый князь оставил большое наследие, и похоронили его в Осташёво. В 1915 над могилой построили храм-усыпальницу. К сожалению, храм над могилой князя так и не успели до конца обустроить и освятить. А в годы революции он был разграблен. Посмертный покой Олега Константиновича был нарушен. Вандалы вскрыли могилу и осквернили ее, украв золотую шашку, орден Св. Георгия и срезав пуговицы на мундире. Осташёвцы перенесли останки Олега на другой берег Рузы и погребли возле храма Св. Александра Невского. В 1939-м, когда храм был взорван, следы могилы исчезли. Усадьба также была разграблена, а в годы войны разрушена.

Сейчас усадьба восстанавливается, в главном здании находятся центр детского творчества, библиотека, музей, посвященный истории этого удивительного места. Полностью отреставрирован храм-усыпальница князя Олега. Ежегодно в конце августа в селе Осташёво Волоколамского района Московской области проходят Романовские чтения (в 2020 году - 28 по счёту), включающие в себя научно-практическую конференцию, награждение победителей и участников Международного творческого конкурса «Патриот Отечества», различные творческие мероприятия. Сегодня Осташёво выходит на новый уровень своего социального и туристического развития. Это стало возможным благодаря деятельности Фонда содействия возрождению благотворительности и милосердия «Елисаветинско- Сергиевское просветительское общество» и непосредственно председателя наблюдательного совета Фонда Анны Громовой. По её инициативе Фонд включил великокняжеское имение Осташёво в национальный туристический проект «Императорский маршрут».

Жизнь - не удовольствие, не развлечение, а крест. И свой крест Светлый князь смог пронести достойно. Показав пример истиной любви и жертвенности всем своим соотечественникам - не только современникам, но и нам, живущим через сто лет после его гибели. Такие Личности не должны забываться! И я очень надеюсь, что сбудутся слова одного из первых биографов Олега Константиновича М.П.Лося, писавшего в 1917 году: «Пройдет некоторое время… И вспоминая героев кровавой борьбы, русский народ отведет одно из первых мест Князю Олегу… Из уст в уста, от поколения к поколению будет передаваться рассказ о жизни царственного юноши и его мученической кончине. Народная любовь к народному герою, Светлому Князю Олегу, будет лучшим венком на его славной могиле» [30] .

Мне очень хочется верить, что изучение подвига Светлого князя, совершённого во имя Родины, его жизни, дневников, творчества когда-нибудь войдёт в обязательную программу не только по истории, но и по литературе. И я твёрдо убеждена в том, изучение таких исторических фигур, как князь Олег - это то, за что позволит нам и нашим детям гордиться нашей страной, что существуя в самых разных условиях, вопреки всему будет приносить свои плоды.

Список литературы

  1. Беленкова А.И. Лицейский час. Таллинн, 2006. С. 173-177.
  2. Григорян В.Г. Биографический справочник - М.:АСТ,2007.
  3. Добровольская Е.Б. Олег Константинович Романов. // Лицейская энциклопедия. Императорский Александровский Лицей (1844-1917). СПб., 2013.С. 466-468.
  4. Князь Олег. Петроград, 1915 (переиздание - Казань, 1995).
  5. Некрасов С.М. Лицей после Лицея. М., 1997. С.12.
  6. Некрасов С.М. Лицейская лира. СПб., 2007. С.193, 197, вкладка LXXVI-LXXVII.
  7. Павлова С.В. Князь Олег Константинович // Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. СПб., 2002. С. 239-253.
  8. Павлова С.В. Князь Олег Константинович // Лицей и лицеисты. М., 2015. С. 221-230.
  9. Пахалюк К. Боевые действия в Восточной Пруссии в Первую мировую войну. Указатель литературы. 2-е изд. Калининград, 2008
  10. Пахалюк К. Романовы в сражениях в Восточной Пруссии в 1914 г. // Рейтар. - 2009. - № 3. - С.180 - 191
  11. Пчелов Е.В. Романовы. История династии.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,2004
  12. Романов Г.К. В Мраморном дворце. М., 2001.

Ссылки и интернет-ресурсы