Формирование гражданско-патриотического сознания у школьников через различные виды деятельности

Разделы: Патриотическое воспитание


Как нет человека без самолюбия, -
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...»

К.Д.Ушинский

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины - эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества.

Сегодня воспитание патриотизма необходимо осуществлять на основе соблюдения следующих принципов: интеграции в содержании образования федерального, регионального и местного компонентов; изучения различных социально-педагогических, культурно-исторических традиций и ценностей; самоопределения и самореализации личности; социальной активности и созидательной деятельности; противостояния различным видам проявления национального и религиозного экстремизма.

Цель гражданско-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи гражданско-патриотического воспитания:

  • проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников;
  • формирование эффективной работы по направлениям воспитательной деятельности, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, семейным ценностям;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

Планируемые результаты:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государств
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

К основным направлениям гражданско-патриотического воспитания относятся:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание включает такие черты, как беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Для достижения этих целей проводятся тематические классные часы, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся - «Детям Беслана посвящается», «День героев Отечества», «Мои права и обязанности», «День народного единства», встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, участие в декадах, посвященных Дню Победы, поздравления ветеранов войны и ветеранов педагогического труда, тематические мероприятия по духовному воспитанию - «В начале было слово», «Моя малая Родина», «Все мы люди мира», посещение выставки «Великая Отечественная война в творчестве художников и живописцев».

Историко-краеведческое - познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

В работе с учащимися средней школы краеведческая работа может включать не только экскурсии и прогулки, но и творческие задания. Это достигается изучением многих предметов. В области исторического краеведения существуют следующие направления работы: выдающиеся личности нашего края, рождение и история нашего города, история учебного заведения, население нашего города, наш город в Великой Отечественной войне, история предприятия нашего города.

Для ребят были организованы экскурсии в краеведческий музей им. Т.Е.Евсеева и музей истории г.Йошкар-Олы, во время которых ученики познакомились с историей своего народа, его обычаями и культурными традициями. Классные часы были посвящены знаменательным датам российской истории - проведены викторина «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной войны», игра-путешествие «Города РМЭ», познавательные экскурсии в города Козьмодемьянск, Казань, Нижний Новгород и Санкт-Петербург.

Гражданско-патриотическое - это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание способствует формированию социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Ежегодно в феврале традиционно проводятся месячники героико-патриотической направленности, в рамках которых проведены тематические классные часы и мероприятия: «Пионеры-герои», «Города-герои», «Ему было 19», «День Защитника Отечества», конкурса знатоков права «Государство. Право. Я», «Победная викторина», «Победа будет за нами». На протяжении нескольких лет учащиеся школы принимают активное участие в параде Победы, во всероссийской гражданской акции «Бессмертный полк», в городской социально-патриотической акции «Вахта памяти». Традиционным стало посещение Мемориального комплекса, посвященного памяти героев Великой Отечественной войны с возложением цветов у Вечного огня.

Социально-патриотическое направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования.

Военно-патриотическое - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. Военно-патриотическое направление связано с созданием в школе военно-патриотического клуба «Защитник». Деятельность клуба ориентирована на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории и воинских традиций. Участники клуба неоднократно становились победителями городского фестиваля «Я гражданин России», фестиваля кадетских классов «Кадетское братство» и «Кадет XXI века», «Профессиональная кадетская лига», городского военно-спортивного слета «Ратник». Обучающиеся 5-6 классов были приняты в ряды всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения Юнармия. Юные кадеты принимали участие в республиканских и городских слетах юнармейцев, в городском конкурсе «Смотр строя и песни».

Спортивно-патриотическое - направлено на формирование конкурентоспособности человека на рынке труда, развитию силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Учащиеся школы становились победителями муниципального этапа военно-спортивной игры «Зарница», городского слёта «Школа безопасности», республиканского слёта «Юный пожарный», призёрами спартакиады допризывной молодежи, открытого республиканского слёта «Школа безопасности», республиканского этапа военно-спортивной игры «Зарница Поволжья».

В течение пяти проводилась сравнительная диагностика по критериям гражданско-патриотического воспитания в 5-11 классах. Можно сделать вывод, что большинство учащихся младших классов испытывают любовь и гордость к Родине. Важными качествами человека они считают доброту, порядочность и честность.

Большинство детей испытывают чувство восхищения, гордости и сопричастности. Они с удовольствием и радостью поздравляют и помогают ветеранам.

Результаты диагностики обучающихся 5-7 классов показали, что большинство ребят считают себя патриотами своей страны, но 17-28% анкетируемых затрудняются ответить на этот вопрос. Положительно относятся к службе в армии бльшинство обучающихся и считают профессию военного престижной 76-96%. Ребята любят свою школу и город, они готовы принимать участие в мероприятиях по изучению истории края и патриотического направления. В целом, анализ результатов исследования подтверждает положительную динамику формирования самосознания школьников, их социально-активную позицию личности гражданина и патриота.

Результаты гражданско-патриотического воспитания старших школьников отслеживали посредством мониторинга. Диагностика «Гражданственность и патриотизм» показала, что сформировавшиеся понятия гражданственности и патриотизма находятся на среднем и высоком уровне, но в некоторых классах - более низкие показатели. На основе полученной информации были спланированы и проведены тематические мероприятия гражданско-патриотической направленности.

У большей части воспитанников к окончанию 11 класса сформировано позитивное отношение к службе в армии, многие обучающихся хотели бы связать свою жизнь с военными профессиями, примерно 80% считают себя патриотами. Большинство ребят готовы встать на защиту Отечества в случае реальных угроз для России. Результаты свидетельствуют о положительной динамике и сформированности гражданско-патриотического сознания у старших школьников.

Можно сделать вывод, что работа, проводимая по формированию гражданско-патриотического сознания у школьников, способствует формированию у учащихся стремления быть достойными защитниками своего Отечества, развитию волевых качеств личности, воспитанию у подростков уважительного отношения к ратным подвигам защитников Отечества, чувства долга и гражданской ответственности.