Можно выделить наиболее существенные моменты в развитии на данном возрастном этапе. Возраст от 4-х до 5-ти лет - период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса («я сам») и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
В этом возрасте дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми.
В группе отведено специальное место для спортивного центра, где дети могут разложить дорожки, походить по ним, перепрыгнуть, перешагнуть через гимнастические палки, поставить воротики, подлезать под ними, организовать хороводную игру. У меня создана картотека хороводных, малоподвижных игр, физкультминуток. Хочу заметить, что дети с радостью выходят на игры.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Рассказывают, какие события с ними происходят.
Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному общению
Потому что для детей в этом возрасте становятся интересны внутренние отношения явлений, причинно-следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?
Я не упускаю момент всегда отвечать на эти вопросы, и ответы при этом краткие и простые. Если ответ не получается. Ищем совместный ответ. Так рождаются проекты: «Осень на дворе» «Перелетные и зимующие птицы», «Зимушка-зима» и другие.
Если ответ не требует глобального решения, можем найти информацию в интернете, (предложение ребенка) или прошу ребенка спросить у родителей. Это на тот случай, если я не могу ответить.
Пример: Ребенок рисует мелками, мелок у него ломается. Он его рассматривает и задает вопрос: Как делают мелки?» Ответ я не знаю, ищем информацию в интренете.
Взаимодействуя, общаясь с детьми, рекомендуется использовать несколько педагогических позиций: Я их тоже использую:
- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»),
- позиция передачи опыта («Люди обычно это делают так»),
- позиция обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).
Такое взаимодействие взрослого помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Это возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно - ролевой игре, ведь сюжетно - ролевая игра становится ведущей формой игровой деятельности. Дети в отличие от малышей играют с 2- и более детьми (до 5 человек). И их сплачивает в играх симпатии.
Важно использовать это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Объединять детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. В основном в этом возрасте я наблюдаю за игрой. Но если, что-то не получается, то своим участием в играх я помогаю детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Пример: Я замечаю на полу лежит кукла, девочки через нее перешагивают, играют с другими куклами. Я «пришла» в гости, принесла угощение к чаю. Девочки усадили меня за стол, поставили чашку, и я обращаю внимание: «А кукла уже покушала, она пошла играть? И тут девочки подбегают берут куклу и начинают с ней играть. Усаживают за стол: кормят, идут гулять и т.д.
Уже могу привлечь детей для оформления игрового места: сделать «конфеты», «деньги» для игры в магазин. Придумать значки для обозначения больницы, магазина.
В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных.
Т.к. ребенок в игре - и главный режиссер, и главный исполнитель. Играя, он учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры, учится проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение. .
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы - заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Здесь главное стараться - предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Говорю «жалобщику», чтобы тот сделал сам замечание «нарушителю». Конечно, дети все равно ищут защиты у взрослого. Но это ничего страшного в этом возрасте. Главное вовремя заметить частого «жалобщика», чтобы со временем не стало это у него привычкой.
В 4-5 лет дети ранимы - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Т.к. уже работаю много лет, научилась быть внимательной к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. Всегда подчеркиваю успехи, достижения и нацеливаю на положительные действия. А если приходится сделать замечание за его поведение, то делается за его поступок, а не порицание самого ребенка
Активно развиваются эстетические чувства детей. Постоянно обращаю внимание детей на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В группе есть схемы построек из строительного материала, конструктора Лего.