Методика по диагностике и коррекции устной речи «В мире животных»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Мастер-класс


Актуальность темы: логопедическое исследование предполагает использование различных методик. Это делает исследование громоздким, увеличивает время его проведения и заставляет учителя-логопеда нести определенные материальные издержки из-за необходимости приобретения различных диагностических инструментов. Мною была поставлена задача разработать методику, которая позволила бы диагностировать все сферы речевого развития ребёнка с помощью одного диагностического инструментария, который можно было бы использовать и в коррекционных целях.

Принципы подхода к созданию диагностической методики

Создавая методику, я исходила из следующих принципов: принцип комплексного подхода к изучению ребенка. Он означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития речевой сферы ребенка и охватывает не только речь, но и поведение, эмоции, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние.

Следующим важным положением современного подхода к диагностике речевого развития является принцип целостного системного изучения ребенка. Целостный системный анализ в процессе логопедической диагностики предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений развития речи, но и связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных нарушений, т.е. взаимосвязанную систему нарушений - первичных, вторичных и т.д. Принцип динамического изучения опирается на концепцию Л.С.Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка - актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития. При организации условий и методов диагностического обследования следует учитывать принцип возрастных особенностей детского развития. Т.е. для каждого возраста имеется своя классификация речевых расстройств и особенностей развития речи. Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе логопедической диагностики, включает в себя отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности. Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей.

Цель данной методики - выявление у детей нарушений в устной и/или письменной речи с помощью одного универсального диагностического инструментария, который затем используется в коррекционных целях.

Задачи:

  • определение уровня речевого развития ребенка;
  • разработка рекомендаций и проведение коррекции речевых нарушений.

В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:

  • наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком;
  • доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;
  • сообщение родителям о результатах диагностики и рекомендаций по коррекции речевых нарушений;
  • возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.

Описание методики.

Методика рассчитана на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения. Методика предполагает индивидуальную работу с ребенком. Она хорошо себя зарекомендовала и в подгрупповой коррекционной работе.
Инструментарий методики представлен следующими 7 группами объектов:

  • объемные фигуры животных (Приложение 2);
  • коврики из цветного фетра с местами обитания животных (Приложение 1);
  • корма животных (флаконы с различными сыпучими кормами и объемные миниатюры овощей, фруктов и других кормов) (Приложение 3);
  • изображения и отпечатки следов животных (Приложение 5);
  • тени животных (Приложение 4);
  • изображения «жилищ» животных;
  • голоса животных, записанных на электронный носитель;
  • бирки с названиями животных.

Работа начинается с проведения логопедической диагностики. Ребенку дается возможность потрогать животных, объемные фигуры кормов, фетровые коврики мест обитания, поиграться с ними. На этом этапе логопед устанавливает контакт с ребенком, выясняет его мотивационную направленность, его эмоциональное состояние, получает представления о моторных возможностях ребенка.

Затем обследуемому даются задания, направленные на изучение отдельных сторон речи.

1. Проверка звукопроизношения.

Инструкция: «Называй за мной животных, которых я буду тебе давать». Проверка звукопроизношения осуществляется, когда ребенку предлагается называть животных, фигуры которых ему демонстрирует логопед. Животные подбираются таким образом, чтобы исследуемый звук находился в различных частях слова.

Собака, лиса, утконос;
Синица, осёл, лось;
Заяц, коза;
Зебра, козёл
Шакал, кошка, мышь;
Жук, ежи, уж;
Щука, ящерица, лещ;
Чайка, бабочка, грач;
Рыба, корова, бобёр;
Рябчик, орёл, снегирь;
Лошадь, акула, дятел;
Лев, олень, шмель.

2. Проверка фонематического восприятия.

Ребенку предлагается выбрать животных на заданный звук. Инструкция: «Выбери животное, в названии которого имеется звук Ш (или любой другой звук). Выбери животное, название которого начинается на звук Ш (или любой другой звук). Назови второй (последний) звук в названии животных. Назови звуки по порядку и посчитай общее количество звуков в названии животного. Составь название животного из звуков, предъявленных по порядку.»

3. Проверка состояния представлений ребенка о слоговой структуре слова.

Логопедом предъявляются фигурки животных, в названии которых имеется разная слоговая структура. Инструкция: «Раздели на слоги слово, обозначающее название того или иного животного. Выбери животное, в названии которого есть только один (два, три, четыре слога)».

4. Исследование грамматического строя речи.

Используется лексическое задание. Инструкция: «Объедини животных в группы и расположи их по месту обитания». Ребенок формирует следующие группы: домашние животные, животные «дальних» стран (джунглей), животные Севера и пр. Фигуры животных ребенок размещает на фетровых ковриках с изображением леса, фермы, джунглей и пр. Для детей, владеющих письменной речью, предлагается соотнести бирки с названиями животных с объемными фигурами животных.

5. Изучение навыков словообразования и словоизменения.

Ребенку предлагается образовать множественное число названия предъявленного животного в именительном и родительном падежах. Инструкция: «Кошка одна, если их много, то это - кошки. Если кошка одна, то много кого? Кошек. А теперь также попробуем с этим животным (показывается собака)». Испытуемый должен назвать детенышей предъявляемых животных. Инструкция: «Как называется детеныш коровы? (Показывается объемная фигурка коровы)».

6. Изучение навыков образования притяжательных прилагательных от существительных.

Инструкция: Ребенку демонстрируется животное и задается вопрос: «Чей хвост?», «Чья лапа?», «Чей мех?»

Изменения названий животных и жилищ по падежам. Инструкция: Ребенку демонстрируется животное. И.п. «У меня есть кто?»; Р.п. «Нет (не стало) кого?»; Д.п. «Дадим кому?», «Подойдет к кому?»; В.п. «Видишь кого?»; Т.п. «Любуюсь кем?», «Доволен кем?»; П.п. «Говорим о ком?».

7. Проверка навыков образования прилагательных.

Инструкция: Ребенку демонстрируется животное и задаются вопросы. «Лиса какая?», «Медведь какой?», «Жираф какой?»

8. Изучение образования глаголов. Инструкция: после демонстрации животного задаются вопросы. «Как подает голос - это животное?» (Лает, мычит, хрюкает). «Как передвигается животное?» (Прыгает, ползет, скачет).

9. Изучение связной речи.

Ребенку предлагается придумать рассказ (сказку) об одном или нескольких животных из коллекции.

В ходе обследования происходит полимодальное взаимодействие с ребенком, поскольку включается не только слуховой, но и тактильный, зрительный анализаторы. Это позволяет провести более точную диагностику.

Разнообразный инструментарий методики позволяет использовать её в коррекционных целях.

Большую помощь методика может оказать учителю-логопеду при работе с неговорящими детьми. Поскольку, подражая голосам того или иного животного ребенок может произнести простые звукоподражания: «У-у-у», «Му», «Ав-Ав», «Га-га», «Ко-Ко», «Ме» и т.д.

Игра в «кормление» животных может способствовать формированию первых слов: «Ам-Ам», «На», «Дай», «Иди». Или простых фраз: «Киса на», «Котя ам-ам», «Миша иди ам-ам» и пр.

Животных можно дрессировать, потенцируя появление простых фраз: «Зая иди!», «Миша сиди!», «Котя спи!» и т.д.

Используя «тени» животных можно играть в прятки «Кто тут?» - «Тут Гуся!», «Тут бык!», «Тут хрю-хрю или Хрюша!» (зависит от того, насколько доступно название животного ребенку).

Сопровождая игры соответствующими жестами, можно добиться их формирования у ребенка (указательный, на, дай и др.).

При отсутствии активной речи у ребенка в игре с фигурками животных можно формировать понимание обращенной речи. «Где Киса?», «Дай Зае!», «Неси Мишу!», «На Утю!».

Пригодятся животные и в процессе коррекции звукопроизношения. Можно подобрать животных так, чтобы в их названиях корректируемый звук находился в разных позициях (начале, середине и конце слова).

Работая над фонематическим слухом, можно предлагать ребенку задания отобрать животных, название которых начинается на определенный звук или угадать животное по звукам, названным по порядку. Предложить ребенку показать животное, чей голос он слышал.

Работа над слоговой структурой слова также может быть основана на игре с фигурками животных. Игра в слоговой домик сопровождается следующей инструкцией: «Засели животных в многоэтажный дом. Сколько в названии животного слогов, на таком этаже и будет проживать животное. Если один слог, то на первом, если два, то на втором и т.д.»

Данная методика имеет большой потенциал по формированию грамматического строя речи. Используя фигурки животных и коврики со средой их обитания или «кормами» для животных, можно составлять предложения и целые рассказы.

Навыки словообразования и словоизменения можно формировать в разнообразных играх: «Детеныши животных», «Чья тень?», «Кто где живет?», «Чей след?», «Чей хвост?», «Чья лапа?», «Один -много», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Кто как передвигается?», «Кто какой?».

Методика компактна. Она позволяет внести разнообразие в совместную работу ребенка и логопеда, позволяя последнему использовать гибкую стратегию выбора и применения того или иного задания, ориентируясь на состояние ребенка (его интерес к заданию, наличие утомления, нарушения мотивации). Опыт применения методики на протяжении 4 лет свидетельствует об её эффективности.