Класс: 3.
Цели:
- Обобщить знания детей о снеге как природном явлении.
- Прививать интерес и любовь к природе.
- Учить наблюдать и видеть в явлениях природы физические и математические законы.
- Развивать ручную умелость.
- Учить работать в коллективе.
Задачи:
Образовательные:
- Научить учащихся приёмам работы с циркулем (разметка круглых деталей).
- Способствовать развитию математических представлений (понятие об окружности), дать понятия: «радиус», «дуга».
- Расширять знания об окружающем мире.
- Развивать художественные и конструкторско-технологические способности
Развивающие задачи:
- Научить учащихся приёмам работы с циркулем (разметка круглых деталей).
- Способствовать развитию математических представлений (понятие об окружности), дать понятия: «радиус», «дуга».
- Развивать зрительную память при запоминании расположения элементов геометрических фигур.
- Расширять знания об окружающем мире.
- Развивать активную речь при ответах на вопросы педагога, связанную речь при рассказе о проделанной работе, о ее этапах.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать интерес к трудовой деятельности;
- Воспитывать умение доводить работу до конца;
- Совершенствовать эстетическое восприятие, созерцать красоту природы зимой, используя музыку.
Методы и приемы: вопросы, объяснение, демонстрация объектов, показ.
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал: Презентация, доска, магниты, образец для демонстрации, опорные картинки, шаблон, картон, ножницы, карандаш, циркуль, салфетки.
- Раздаточный материал: картон, ножницы, карандаши, циркули, новогодний «дождик», липкая лента или скотч, салфетки.
Ход занятия
1. Вводная (организационно-мотивационная) часть
- Ребят, какие чувства у вас вызывает просмотр фотографий снежинок? (восторг, удивление)
- Рассмотрим образцы снежинок. Продолжите предложение: «рассматривая снежинки, можно заметить, что…)
- Что можем сказать о форме? (Сложная форма, идеальная симметрия, бесконечное многообразие).
(дети показывают на слайде центр симметрии и ось симметрии снежинок)
- Разнообразие форм зависит от соотношения тепла и влаги, но обязательно 6, 12 (4) лучей и симметрия.
- Давайте вспомним, что такое симметрия, и где мы с ней уже встречались. (На уроках математики и технологии).
- Ученые утверждают, что есть всего девять основных форм снежинки: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, оледенелая снежинка, круповидная снежинка.
- Ребята, как вы думаете, почему снежинки такой формы?. Что из себя представляет снежинка (предположения учеников)
- Пояснение учителя:
Вода - это вещество, которое состоит из маленьких частиц-молекул.
Молекула вода состоит из одного атома кислорода и 2 атомов водорода. Кристаллы, из которых состоят снежинки, организованы определённым образом. Это или шестиконечная звезда, или тонкая пластинка, имеющая форму шестиугольника. Каждая грань шестиконечной звезды точно похожа на другую, но едва ли можно встретить две одинаковые снежинки. Ледяные кристаллы растут за счет перехода водяного пара в твердое тело. В зависимости от внешних условий ледяные шестигранники усиленно растут вдоль своей оси, и тогда образуются снежинки вытянутой формы - снежинки-столбики, снежинки-иглы. В других условиях шестигранники растут в направлениях от центра симметрии, образуются снежинки в виде шестиугольных звездочек.
- Ребята, почему в морозную снежную погоду мы слышим скрип под ногами? (ответы детей)
- Давайте подведем итог. Что мы узнали о снежинках. (Ответы учеников)
Снежинка - это замороженный кристалл воды, который имеет форму шестилучевого многогранника.
2. Основная (деятельностная) часть
- Ребята, вы можете предположить, какую работу мы будем выполнять на уроке? (Ответы учеников)
- Рассмотрите образцы изделий. Какой материл для изготовления нам понадобится и какие инструменты? (Ответы учеников)
- Самый трудоемкий этап изготовления заготовок для снежинки - начертательный.
Построение нужно выполнять аккуратно и точно. Экономно распределим место на цветном картоне и начертим окружность радиусом 6 см. (Обозначить центр окружности.)
Разделим окружность на 12 равных частей (R 2 = 3 см).
С обратной стороны круга начертим окружность радиусом 5 см;
Проведем отрезки длиной 1 см по направлению к центру окружности, сделаем ножницами по линиям отрезков надрезы.
На лицевой стороне «чертим » ленточкой новогоднего «дождика» равносторонний треугольник.
Получается: в окружность радиусом 6 см вписан равносторонний треугольник.
Дети вырезают кружочки из картона.
Физкультминутка
Улетели лебеди с север на юг,
Потеряли лебеди белый-белый пух.
То ли пух лебяжий в воздухе кружит,
То ли в наши окна первый снег летит.
Дети приступают к заполнению круга треугольниками по схеме, соединяя точки:
- 1-й треугольник - 10 - 2 - 6
- 2-й треугольник - 11 - 3 - 7
- 3-й треугольник - 12 - 4 - 8
- 4 -й треугольник - 1 - 5 - 9
Фиксируют петлю с обратной стороны изделия с помощью липкой ленты.
Можно изготовить снежинки, заполняя круг по другой схеме (см. Презентацию)
3. Заключительная (рефлексивно-оценочная) часть
1. Чем занимались на уроке?
2. С какими трудностями встретились на уроке, что не получалось?
3. Какой этап урока понравился?
4. Что нового узнали на уроке?
5. Что заметили, на какие уроки был похож наш урок технологии?
6. Какую бы тему вы подобрали к нашему уроку? Тема занятия в начале урока не была озвучена. (ответы детей)
(Тема урока: «Эти удивительные снежинки»)
7. Ребята, для чего и где можно применить изготовленные нами изделия? (Можно изготовить коллективное панно, можно украсит стены дома, можно украсить елку)
8. Оцените свою работу, какую бы отметку поставили за работу на уроке и за изготовленную снежинку?
9. С каким настроением заканчиваете урок? Почему?
Спасибо за работу. Молодцы.