В современном мире, который характеризуется коренными изменениями социально-экономических, политических и других сфер жизни, ставятся более высокие цели и задачи в области образования. На современном этапе развития общества целью образования становится формирование творческой, мыслящей личности, которая интересуется новыми источниками информации, изучает, анализирует и применяет их в процессе обучения.
Следует отметить, что информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной области, она органически связана с процессом модернизации не только образования, но и всех сфер жизни нашего общества. Интенсивное, инновационное обновление образования не возможно без широкого применения новейших информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). Компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые интересные возможности для интеграции различных действий, способствующих достижению социально значимых и актуальных целей обучения.
В качестве классификационных признаков программно-технических средств Л.Д.Столяренко выделяет: дидактическую направленность; программную реализацию; техническую реализацию; предметную область применения (2).
Мультимедийные средства обучения (МС), как бурно развивающаяся область информатики играют все большую роль в отечественной системе образования. Продукты мультимедиа применяют различные виды информации: компьютерные данные, теле- и видео информацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации. Толчком к дальнейшему развитию мультимедийных средств обучения послужило появление в школах и других учебных заведениях интерактивных досок. Задача внедрения ИКТ в практику школы состоит вовсе не в том, чтобы вытеснить учебники, пособия и книги электронными средствами обучения, а напротив, чтобы дополнить ее и обогатить.
Во многих школах республики РСО-Алания как городских, так и сельских, имеются интерактивные доски (ИД). Учителя отмечают, что новая технология проведения урока делает его содержание более насыщенным, интересным. Следует отметить и другие положительные моменты: однажды подготовленный материал урока можно использовать несколько раз в параллельных классах и группах, что дает возможность подготовиться к уроку более тщательно. Ценность данного устройства в том, что оно позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы и таблицы как на обычной доске, сохранять их в виде компьютерных файлов для печати на принтере, рассылке по электронной почте и тд. Еще одно удобство ИД для учителя - контроль тестовых заданий по грамматике, лексике, домашнему чтению и письменной речи. Все это дополняет дидактические возможности урока, дает учащимся возможность плодотворной работы. Появление таких устройств, как ИД, по мнения учителей решает многие проблемы в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, использование на уроках электронных обучающих средств обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала и проверки домашнего задания;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, способствуя лучшему усвоению материала;
- дифференцированный подход к обучению учащихся имеющих разный уровень восприятия материала.
- постоянный оперативный контроль за усвоением материала учащихся.
Бесспорно, образовательная ценность такого урока значительно выше традиционного. Чтобы эффективно использовать ИД учитель должен уметь работать с данными средствами, отбирать те, которые обеспечат оптимальные процессы подачи информации, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, иметь навык работы с различными презентационными программами. В рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Информатизация системы образования» ряд издательств участвуют в создании национальных коллекций цифровых образовательных и мультимедийных наглядных пособий по многим предметам. Не случайно II Международный конгресс ЮНЕСКО (1996) объявил стратегическим ресурсом в образовании информационные технологии.
Можно с уверенностью предположить, что поддержка учителя по использованию ИТК в образовательном процессе позволит наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в педагогических технологиях, что создает благоприятные условия для развития личности учащихся и обеспечит высокое качество их обучения.
Список использованной литературы
- Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А. Поддержка педагогической деятельности учителя в условиях информатизации общества. Профильная школа. 2006.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003.