На данном этапе модернизации российского образования большое внимание уделяется информатизации образования, которая связана с изменениями в жизни нашего общества. Эти изменения невозможны без широкого применения информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), в том числе в области обучения иностранным языкам. Еще в 1996 году II Международный конгресс ЮНЕСКО (Образование и информатика) объявил информационные технологии стратегическим ресурсом в образовании. Огромное количество информации, ее рассеянность по разным источникам, а также быстрое устаревание знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм, усиливают значение информационной культуры в деятельности человека.
Доступ к глобальной сети Интернета дает возможность давать уроки в средних образовательных учреждениях, которые кардинально отличаются от традиционных. От современного учителя сегодня требуется использование ИКТ в процессе обучения иностранным языкам (ИЯ) не только для подготовки и оформления дидактического материала (картинок, карточек, ситуативных, коммуникативных и контрольных заданий), но и для организации учебно-воспитательного процесса на всех этапах обучения.
Компьютерные презентации, электронные учебные пособия, словари, учебники, находят широкое применение на уроках ИЯ. Учителю, конечно, следует пересмотреть структуру учебного материала, его подачу, разработать новые формы учебной деятельности для достижения намеченных целей. Подобная стратегия педагогической деятельности позволяет перевести учащихся в режим творческого развития, задействовать механизмы формирования их личностных качеств. Формирование познавательной активности школьников средствами ИКТ является залогом успешности обучения. Чтобы добиться этой цели, учителю необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть и раскрыть роль английского языка в современном обществе;
- поощрять и развивать познавательную активность учащихся;
- формировать творческие и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений;
- формировать умения использовать различные источники информации;
- способствовать развитию навыков самоконтроля.
Следует отметить, что поисковые системы Yandex, Rambler, Google, Opera и др. очень удобны для подготовки презентаций. Красочное и четкое предъявление страноведческого материала позволяет учителю наглядно и доступно познакомить учащихся со страной изучаемого языка, ее историей, традициями, жизнью и бытом молодежи, их проблемами и интересами. То же самое и с презентацией грамматического материала. За считанные минуты можно построить таблицы, схемы. Компьютерные презентации помогают учителю сосредоточить внимание ребят на важных моментах изучаемой информации с помощью наглядных, эффектных образцов в виде иллюстраций , диаграмм, графических композиций, что , в конечном счете, способствует повышению восприятия нового материала и запоминанию его.
Хорошо зарекомендовал себя электронный образовательный ресурс БЭНП «Английский язык» (основная школа) при изучении новых лексических единиц, отработки произношения, при обучении диалогической, монологической речи, при обучении письму и письменной речи, отработки лексических и грамматических структур и конструкций. Одним из преимуществ ИКТ в обучении иностранным языкам является осуществление текущего, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся. Как известно, контроль, будучи необходимой частью обучающего процесса, выполняет функцию обратной связи между учителем и обучаемым. Особенно удобно выполнять тесты, лексико-грамматические упражнения на подстановку, решать кроссворды и др. на интерактивной доске. В итоге происходит существенная экономия времени и достигается большая объективность оценки знаний учащихся.
Проектный метод прочно вошел в обучение ИЯ. Современные УМК по английскому языку предусматривают проектную работу в каждом разделе. Предлагается очень широкая и разнообразная тематика. Безусловно, эти видом работы руководит учитель. Как опытный организатор он компетентен в этом вопросе. Проектные задания учащиеся получают согласно их уровню знаний и сформированности умений на ИЯ. Проекты выполняются в разных формах: в форме презентации, буклета, публикации, кластера, коллажа; используются программы «Word», «Publisher», «PowerPoint» и др. Следует отметить, что проектная деятельность способствует развитию воображения, фантазии, творческого мышления и самостоятельности. При работе над проектами учащиеся используют различные источники информации: ресурсы интернета, мультимедийные энциклопедии, словари и пособия, электронные газеты и журналы.
Конечно, компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые широкие возможности для интеграции различных действий, способствуя тем самым достижению социально значимых и актуальных целей обучения. Учет психолого-педагогических и организационно-методических условий в процессе обучения ИЯ позволяют с максимальной эффективностью внедрить ИКТ в учебный процесс, повысить результативность обучения, сформировать прочные и глубокие навыки, т.е. в целом повысить качество знаний. Но все же, никакие новейшие электронные средства не смогут заменить на уроке учителя, живое общение с ним. В настоящее время на учителя ИЯ возлагается дополнительная функция: грамотная организация обучения ИЯ с использованием ИКТ.