Великая Северная война 1700–1721 гг.

Разделы: История и обществознание


Цели урока

  • Образовательные: проверить знание учащихся; рассказать о ходе, этапах и основных событиях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны.
  • Развивающие: развивать интеллект, логику мышления, культуру речи, познавательный интерес учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности; способствовать формированию нравственной ценности, осознанию таких понятий как историческая память, долг, честь, совесть.

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для осмысления и систематизации информации по теме «Северная война» средствами критического мышления;
  • продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:

  • формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
  • владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать - выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников;
  • создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его;
  • способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в группах;
  • оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради, карте,;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы в тексте, карте;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить классификацию, указывая на основание классификации;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь аргументировано отвечать;
  • искать информацию в нескольких источниках

Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять
результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.

Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация (Приложение 1), проектор, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Северная война 1700-1721гг.», картосхемы «Сражение под Нарвой 19 ноября 1700г.», «сражение при Лесной 28 сентября 1708 г.», «Полтавское сражение 27 июля 1709 г.», рабочие листы (Приложение 2).

Содержание урока

Основные понятия: рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, редут, янычары, фрегат, эскадра, десант.

Важнейшие даты:

  • 1700-1721 гг. - Северная война;
  • 1700 г. - поражение русских под Нарвой;
  • 1701 г. - взятие Нотебурга (Шлиссельбурга)
  • 1703 г. - начало строительства Санкт-Петербурга;
  • 1704 г. - взятие Нарвы и Дерпта
  • 1708 г. - битва на р. Лесной;
  • 1709 г. - Полтавское сражение;
  • 1711 г. - Прутский поход;
  • 27.07.1714 г. - Гангутское сражение;
  • 1721 г. - Ништадский мир.

Выдающиеся личности: Карл XVIII, Петр I, А.Д.Меншиков, Ф.Лефорт, Б.П.Шереметев, гетман И.Мазепа, М.М.Галицин, Д.Кантемир, Ф.М.Апраксин, А.И.Остерман.

1. Организационный момент

2. Актуализация пройденного материала

Беседа

В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи - какие?

- Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)

- Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)

- Когда и как закончилась эта война?

- Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство)

- Его итоги?

3. Введение в тему урока, целеполагание

- После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Укажите, какие и прокомментируйте.

Ответы учащихся: (из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).

- Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I ? (Прямое военное столкновение со Швецией).

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века Северной войне. Тема нашего урока сегодня: «Великая Северная война 1700-1721».

Эпиграф к уроку: «Никогда бываемая виктория» (слайд 1)

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите какие цели вы поставите на урок:

Таким образом, цели сегодняшнего урока, познакомиться с основными событиями Северной войны, её причинами, ходом, итогами; определить значение Северной войны для России.

Мы будем рассматривать эту тему по следующему плану: (слайд 2)

  1. Начало Северной войны
  2. Поражение под Нарвой.
  3. Реформа армии.
  4. Полтавская «виктория».
  5. Прутский поход.
  6. Победы русского флота.
  7. Ништадтский мир.

В течение урока вы будете заполнять рабочие листы. В конце урока сдадите их на проверку. (Приложение 2)

Мы узнаем, что явилось причинами войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны.

4. Изучение нового материала

Работа в группах с текстом учебника.

1 группа - пп. 1, параграф 4.

2 группа - дополнительный материал «Из указа Петра I о начале войны с Швецией (1700)»

- Попытайтесь сформулировать главные причины Северной войны.

Запишите причины в рабочие листы. (Слайд 3)

Для Северного союза война началась неудачно. Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац стр.26) (карта)

Заполните п.2 рабочих листах.

- Какой опыт из этих неудач извлек Петр I?

Используя учебник (§4 п.3), выпишите в рабочие листы меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (слайд 4)

Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709 гг.? (Армия стала боеспособной и сильной).

Очень важная победа русской армии, которая укрепила боевой дух солдат Петра, оказала влияние на дальнейший ход войны произошло летом 1708 года у деревни Лесной (карта).

Самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте абзац 1 стр. 28 и заполните п. 4 в рабочих листах.

- Петр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии», объясните это определение.

Карл XII был вынужден отказаться от похода на Москву и выступил на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа - правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I.

Генеральное сражение решено было дать под Полтавой (карта). 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения

Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.

Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.

Зачитывает учитель

Карл XII: «Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!»

Пётр I «Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!»

Учитель: 27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но была обнаружена. Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…».

Познакомимся с ходом Полтавской битвы

Рассказ учителя по ходу просмотра анимации (Приложение 3).

Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?

Заполните п.5-6 в рабочих листах. (Слайд 5)

- Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.

Мы переходим к 5-му пункту плана.

Сообщение учащегося с заранее подготовленным докладом об этом походе.

Каковы последствия Прутского похода?

В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?

(Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу).

Заполните п.7 в рабочих листах. (Слайд 6)

Работа с текстом учебника и картой.

После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.

Какие? Найдите на карте в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений. Сформулируйте их значение.

Заполните п.8 в рабочих листах (Слайд 7)

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 32

После победы России на море Швеции ничего не оставалось, кроме как, подписать мирный договор с Петром I в местечке Ништадт.

Определите условия Ништадтского мира запишите их в рабочие листы. (Слайд 8)

5. Закрепление изученного материала

Дискуссия.

1. Попробуем определить значение Северной войны для России. (Северная война подтолкнула царя в проведении реформы армии, и развитии промышленности).

2. Какое значение для России имела победа в Северной войне? (Петр заложил основы подлинно независимого существовании России, а также сделал возможным, не только вступление ее европейскую семью народов, но и в разряд великих держав Европы).

3. Что могло бы быть в случае иного исхода войны?

4. Почему к сегодняшнему уроку взят этот эпиграф? (Таких побед раньше не было и т.д.)

6. Подведение итогов урока

1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.

  • Что Вы сегодня узнали нового?
  • Какая сегодня стояла перед нами цель?
  • Добились ли мы ее?
  • Какое задание вы выполняли в течении урока?

Учитель собирает рабочие листы и анализирует их заполнение вместе с учащимися.

2. Оценки за работу на уроке.

Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей.

Кто хотел бы внести коррективы?

7. Рефлексия

Синквейн - Северная война.

8. Домашнее задание

  • Параграф 4.
  • Напишите эссе о главных победах российского флота в Северной войне.
  • С помощью дополнительных источников выясните и запишите краткую информацию об истории Семеновского или Преображенского полков (от создания до окончания Северной войны).

УМК: «История России»: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева, 2016 г.