Цели урока
- Образовательные: проверить знание учащихся; рассказать о ходе, этапах и основных событиях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны.
- Развивающие: развивать интеллект, логику мышления, культуру речи, познавательный интерес учащихся.
- Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности; способствовать формированию нравственной ценности, осознанию таких понятий как историческая память, долг, честь, совесть.
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
Предметные:
- создать условия для осмысления и систематизации информации по теме «Северная война» средствами критического мышления;
- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
Метапредметные:
- формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать - выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников;
- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его;
- способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради, карте,;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, карте;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь аргументировано отвечать;
- искать информацию в нескольких источниках
Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять
результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.
Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация (Приложение 1), проектор, компьютер.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Северная война 1700-1721гг.», картосхемы «Сражение под Нарвой 19 ноября 1700г.», «сражение при Лесной 28 сентября 1708 г.», «Полтавское сражение 27 июля 1709 г.», рабочие листы (Приложение 2).
Содержание урока
Основные понятия: рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, редут, янычары, фрегат, эскадра, десант.
Важнейшие даты:
- 1700-1721 гг. - Северная война;
- 1700 г. - поражение русских под Нарвой;
- 1701 г. - взятие Нотебурга (Шлиссельбурга)
- 1703 г. - начало строительства Санкт-Петербурга;
- 1704 г. - взятие Нарвы и Дерпта
- 1708 г. - битва на р. Лесной;
- 1709 г. - Полтавское сражение;
- 1711 г. - Прутский поход;
- 27.07.1714 г. - Гангутское сражение;
- 1721 г. - Ништадский мир.
Выдающиеся личности: Карл XVIII, Петр I, А.Д.Меншиков, Ф.Лефорт, Б.П.Шереметев, гетман И.Мазепа, М.М.Галицин, Д.Кантемир, Ф.М.Апраксин, А.И.Остерман.
1. Организационный момент
2. Актуализация пройденного материала
Беседа
В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи - какие?
- Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)
- Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)
- Когда и как закончилась эта война?
- Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство)
- Его итоги?
3. Введение в тему урока, целеполагание
- После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Укажите, какие и прокомментируйте.
Ответы учащихся: (из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).
- Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I ? (Прямое военное столкновение со Швецией).
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века Северной войне. Тема нашего урока сегодня: «Великая Северная война 1700-1721».
Эпиграф к уроку: «Никогда бываемая виктория» (слайд 1)
Ребята, глядя на данную тему урока, скажите какие цели вы поставите на урок:
Таким образом, цели сегодняшнего урока, познакомиться с основными событиями Северной войны, её причинами, ходом, итогами; определить значение Северной войны для России.
Мы будем рассматривать эту тему по следующему плану: (слайд 2)
- Начало Северной войны
- Поражение под Нарвой.
- Реформа армии.
- Полтавская «виктория».
- Прутский поход.
- Победы русского флота.
- Ништадтский мир.
В течение урока вы будете заполнять рабочие листы. В конце урока сдадите их на проверку. (Приложение 2)
Мы узнаем, что явилось причинами войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны.
4. Изучение нового материала
Работа в группах с текстом учебника.
1 группа - пп. 1, параграф 4.
2 группа - дополнительный материал «Из указа Петра I о начале войны с Швецией (1700)»
- Попытайтесь сформулировать главные причины Северной войны.
Запишите причины в рабочие листы. (Слайд 3)
Для Северного союза война началась неудачно. Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац стр.26) (карта)
Заполните п.2 рабочих листах.
- Какой опыт из этих неудач извлек Петр I?
Используя учебник (§4 п.3), выпишите в рабочие листы меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (слайд 4)
Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709 гг.? (Армия стала боеспособной и сильной).
Очень важная победа русской армии, которая укрепила боевой дух солдат Петра, оказала влияние на дальнейший ход войны произошло летом 1708 года у деревни Лесной (карта).
Самостоятельная работа с учебником.
Прочитайте абзац 1 стр. 28 и заполните п. 4 в рабочих листах.
- Петр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии», объясните это определение.
Карл XII был вынужден отказаться от похода на Москву и выступил на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа - правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I.
Генеральное сражение решено было дать под Полтавой (карта). 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения
Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.
Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.
Зачитывает учитель
Карл XII: «Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!»
Пётр I «Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!»
Учитель: 27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но была обнаружена. Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…».
Познакомимся с ходом Полтавской битвы
Рассказ учителя по ходу просмотра анимации (Приложение 3).
Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?
Заполните п.5-6 в рабочих листах. (Слайд 5)
- Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.
Мы переходим к 5-му пункту плана.
Сообщение учащегося с заранее подготовленным докладом об этом походе.
Каковы последствия Прутского похода?
В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?
(Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу).
Заполните п.7 в рабочих листах. (Слайд 6)
Работа с текстом учебника и картой.
После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.
Какие? Найдите на карте в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений. Сформулируйте их значение.
Заполните п.8 в рабочих листах (Слайд 7)
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 32
После победы России на море Швеции ничего не оставалось, кроме как, подписать мирный договор с Петром I в местечке Ништадт.
Определите условия Ништадтского мира запишите их в рабочие листы. (Слайд 8)
5. Закрепление изученного материала
Дискуссия.
1. Попробуем определить значение Северной войны для России. (Северная война подтолкнула царя в проведении реформы армии, и развитии промышленности).
2. Какое значение для России имела победа в Северной войне? (Петр заложил основы подлинно независимого существовании России, а также сделал возможным, не только вступление ее европейскую семью народов, но и в разряд великих держав Европы).
3. Что могло бы быть в случае иного исхода войны?
4. Почему к сегодняшнему уроку взят этот эпиграф? (Таких побед раньше не было и т.д.)
6. Подведение итогов урока
1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.
- Что Вы сегодня узнали нового?
- Какая сегодня стояла перед нами цель?
- Добились ли мы ее?
- Какое задание вы выполняли в течении урока?
Учитель собирает рабочие листы и анализирует их заполнение вместе с учащимися.
2. Оценки за работу на уроке.
Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей.
Кто хотел бы внести коррективы?
7. Рефлексия
Синквейн - Северная война.
8. Домашнее задание
- Параграф 4.
- Напишите эссе о главных победах российского флота в Северной войне.
- С помощью дополнительных источников выясните и запишите краткую информацию об истории Семеновского или Преображенского полков (от создания до окончания Северной войны).
УМК: «История России»: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева, 2016 г.