Технологическая карта урока изобразительного искусства «Города земли Российской. Крепость Владикавказ»

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4

Ключевые слова: Осетия, город Владикавказ


Тип урока: комбинированный.

УМК: Под ред. Б.М.Неменского.

Предмет: ИЗО, 4 класс.

Цель: создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа города-крепости.

Решаемые учебные задачи:

  • Образовательные: дать представление об исторической архитектуре и памятниках Владикавказа, формировать навыки работы различными художественными материалами над элементами города-крепости;
  • Развивающие: развивать художественный вкус, творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;
  • Воспитательные: воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру; прививать любовь и бережное отношение к архитектуре нашего города, воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: закрепят навыки работы с ножницами и бумагой;
  • Личностные УУД: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать, анализировать форму с позиции задуманного образа.
  • Регулятивные: умение определять цель своей работы, определять этапы, выполнять поэтапный контроль своих действий.
  • Коммуникативные: умение вести диалог среди участников группы, соблюдать правила общения, уважать чужое мнение.

Используемые методы:

  • Словесные: беседа, объяснение, диалог;
  • Наглядные: демонстрация, наглядные пособия, презентация;
  • Практические.

Оборудование для учителя: доска, компьютер, проектор, презентация к уроку, наглядный материал.

Оборудование для учащихся: альбомы, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд: презентация о Владикавказе, карта крепости Владикавказ, фотографии достопримечательностей Владикавказа.

Литературный ряд: стихи о Владикавказе.
Музыкальный ряд: осетинская музыка, песня «Владикавказ».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать

Приветствуют учителя.
Садятся на места.

Р. Осуществляют самоконтроль.
К. Контролируют свои действия в классе.

2.Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущих уроках четверти? (Ответы учащихся)
- Посмотрите на доску и скажите, что изображено на фотографиях. Можете ли вы определить, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы учащихся)
- Правильно. Сегодня мы продолжим путешествие по древним городам России.
- Какие города Древней Руси вы знаете?
- А кто знает, какой город России считается самым старым?
Звание старейшего из российских городов носит Дербент, находящийся в соседней к нам республике Дагестан, в сентябре 2015 года официально отметил свой 2000-летний юбилей. Однако многие дербентцы, а также некоторые ученые, проводящие раскопки на территории Дербента, уверены, что крепость Нарын-кала, которая дала основание городу старше на 3000 лет.
- Вспомните, от какого слова произошло слово «город»?
(Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной от вражеских набегов.)
- А что значит город-крепость?
- Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, и флагами, делал прекрасные ворота из кованого металла.
Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие башни, мощные стены. Крепости, подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства, родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному.

О:- рисовали древние соборы, познакомились с образом древнерусского воина - богатыря, путешествовали по Москве…
О: - О древних города

О: - Новгород, Псков, Ростов

Л. Проявляют интерес к изучению материала.
К. Слушать и понимать речь других;
уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

3.Постановка учебной задачи

Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по-прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны. Древних городов в России очень много. А вот сегодня на уроке речь пойдет об одном городе, о каком, догадайтесь, послушав стихотворение:
Освещая скалистый хребет,
Солнце светом тебя озаряло,
Город мой, ты стоишь двести лет
Часовым у теснины Дарьяла.
И сверкая бурливой волной,
Набегая на каменный берег,
Здесь врывается в гул городской
По камням громыхающий Терек.
Сегодня мы будем говорить о Владикавказе. Говоря о древних русских городах, мы не можем не вспомнить наш родной город, рядом с которым мы с вами живем. Конечно, он не такой древний, как Дербент и гораздо моложе Москвы, Новгорода или Ярославля, но у него своя история. А познакомят нас с историей возникновения Владикавказа экскурсоводы Кирилл и Майя.

О: - Узнать как можно больше о нашей Родине…
(Уч-ся определяют задачи)

О: - Владикавказ

Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;
П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

4.Изучение нового материала

1 экскурсовод: Кавказ во все времена привлекал завоевателей. Через Кавказ шли важные военные дороги и торговые пути. В самом центре, на пересечении главных дорог, лежали земли горной Алании. Правители разных стран пытались завоевать Аланию. 235 лет назад Осетия присоединилась к России. И в 1784 г. у входа в Дарьяльское ущелье, близ осетинского селенья Дзауджикау была заложена русская крепость с 12 пушками. Крепость и селение настолько слились, что носили общее имя - по-осетински оно звучало «Дзауджикау», по-русски - «Владикавказ».
2 экскурсовод: Сама крепость занимала совсем немного места. Зато быстро росли жилые кварталы вокруг крепости. К середине 19 века Владикавказ-Дзауджикау превратился в небольшой уютный город. Появились заводы, на которых делали кирпич и черепицу, свечи и мыло. На площади за воротами крепости торговцы собирались на ярмарки. Тогда во Владикавказе было 24 улицы с одноэтажными домиками тенистыми садами, 6 площадей и 24 уличных фонаря. Горожане гордились красивым бульваром на проспекте.
Учитель: Посмотрите на экран:
Учитель: С самого начала Владикавказ строили, как Санкт-Петербург, с центральным проспектом и прямыми улицами. Причем улицы были параллельны Тереку, а гуляя по улицам, можно было любоваться красотой гор. Каждый город по-своему неповторим. Но у всех городов одинаковое строение. Наиболее значительными сооружениями города-крепости являются:
- Крепостные стены
- Въездные ворота
- Сторожевые башни
- Звонница или колокольня
- Соборы
- Площадь или проспект.













О: - Главные части города - это укреплённый кремль; торг - большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад- поселение ремесленников, собор, колокольня

П. обобщают информацию о крепости Владикавказ, определяют ее роль и назначение в жизни человека; строят логически обоснованные рассуждения.
К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.
Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

На Аллее Славы во Владикавказе можно увидеть скульптурную композицию «Послы у императрицы». Это исторический момент, скульптор изобразил саму императрицу Екатерину, и осетинских послов прибывших с прошением о присоединении Осетии к Российской империи.
В 2007 в самом центре Владикавказа неподалеку от уцелевшего участка стены старого города, открыли памятник Дзаугу Бугулову, основателю селения Дзауджикау, близ которого выросла крепость Владикавказ.
За Дзаугом Бугуловым мы видим макет стены.
А это и сам фрагмент стены.
Сохранившиеся крепости, сооружения, церкви - это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы - это выдающиеся произведения архитектуры. И над их созданием трудились зодчие. Так раньше называли архитекторов. А искусство, которое создает красивые здания называется архитектурой. И сегодня мы попробуем себя в роли архитекторов. Но прежде чем приступим к работе, давайте немного разомнемся.
Учащиеся анализируют крепость

Физкультминутка

Другу иностранному
Объясним про республику Аланию,
Где выросли горы на равнине,
Существующие и поныне.
Горы выглядят вот так (руки вверх, в стороны, т.е. рисуем картинку в воздухе - 2 раза)
На них смотрят люди вот так (наклоны головы вверх-вниз - 2 раза)
И удивляются увиденному вот так (повороты головы влево-вправо - 2 раза)
Остановились. Горы… Свежий воздух… Дышим вот так (набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем - 2 раза)
Отдохнули… Давайте присядем! И переходим к практической работе.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Л. Проявляют физическую активность в выполнен. упражнений

5.Творческая практическая деятельность учащихся

Сегодня на уроке мы будем конструировать макеты каменной архитектуры - храм, колокольню, сторожевые башни, стены города. На прошлом уроке мы разделились на артели, во главе стоят зодчие, которые будут вас консультировать. Ваши зодчие уже обучены и все вам объяснят. Обратите внимание: на столах у вас таблицы со схемами, которые помогут вам в работе. Итак, слово главному зодчему.
Зодчий:
- Читаю указ императрицы: «Построить град каменный со стенами, собором да колокольней. Да чтоб из лучшего камня был!»
Соборный храм и колокольню строили соборно, то есть всем миром и мы сегодня, други, будем соборно град возводить.
1 артели - стены возвести вокруг града, да чтоб крепки были.
2 артели - вам наказ башни сторожевые отстроить.
3 артели - собор белокаменный поставить. Да чтоб красоты невиданной был.
4 артели - вам построить колокольню, чтоб звон ее по всей округе раздавался.
За работу братья! Поторопитесь! Да не забудьте о технике безопасности! Зодчие головой за технику безопасности отвечают! Принимать работу всем миром будем!
Учитель: (показываю образцы элементов макета крепости, объясняю).
Для создания макета воспользуйтесь схемами. Распределите обязанности в группе, договоритесь о совместных действиях. Используйте знания и навыки, по конструированию, полученные на других уроках.
(дети выполняют работу, во время выполнения прослушивают осетинскую музыку)

Учащиеся выполняют творческое задание, используя различные художественные материалы.

Л. Самоопределение
Р. Уметь действовать по плану и планировать свою деятельность.
К. понимать общую задачу урока и точно выполнять свою часть работы,
отработка навыков.

6. Итог урока. Рефлексия.

Создавая макет крепости Владикавказ, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Приглашаем зодчих проанализировать работу своей артели.
Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось, достигнуты ли поставленный результат в создании макета.
1 артель: Все работали дружно. Стены удачно выполнили, стоят крепко, враг не пройдет.
2 артель: Мы сторожевые башни расставили грамотно, как в старину: по углам круглые, а в середине квадратные.
3 артель: У нас труднее всех задание было, но храм поставили. Главки золотые, вход сделали. Три закомары вырезали. Он у нас величественный получился, очень красивый.
4 артель: Наша колокольня получилась выше собора, все по правилам. Это главная вертикаль. На нее сразу внимание обращаешь.
Главный зодчий: Я считаю, что с заданием все справились, императрица будет довольна!
Рефлексия:
Скажите, что понравилось вам на уроке, что узнали нового.
Где можно использовать наш макет?
Пусть цветет для всех, для нас,
Стольный град-Владикавказ!
Пусть живет в душе его
Слава гордая веков!

Учащиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников.
Р. оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.
К. умение рассуждать о художественных особенностях детских рисунков, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Домашнее задание

Узнать, какие достопримечательности есть в нашем городе.