Организация экологических практик в урочной и внеурочной деятельности

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология

Классы: 8, 9, 10, 11


Реализация современных ФГОС задает необходимость развития личности. Поэтому перед школой встает задача определения эффективных технологий и методов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

Одним из путей достижения данной цели является организация в образовательной деятельности социокультурных практик. Именно социокультурные практики позволяют сегодня создать условия для активного освоения детьми социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации. Николина В.В. и Фефелова О.Е. отмечают, что «в процессе социокультурной практики у школьников формируются универсальные учебные действия, связанные с ориентацией в окружающем мире, умением принимать решения, осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, планировать и проектировать работу в команде, разрабатывать социально-значимые программы и проекты, ориентироваться в новых стратегических инициативах поиска, участие в деятельности, которая им интересна» [1].

В настоящее время накоплен богатый опыт социокультурных практик. Для меня как для учителя биологии актуальными являются экологические практики. На современном этапе взаимодействие природы и человека с каждым годом усложняется. Это неизменно влечет за собой экологические проблемы, которые придется решать сегодняшним ученикам.

Экологические практики являются частью социокультурных практик и направлены на формирование экологического сознания и опыта деятельности.

Особенностью экологических практик является их экологическое просвещение, образование и воспитание, развитие осознанного, ответственного личного поведения во взаимодействии «человек-природа» и «человек-человек», решение задач в процессе практической природоохранной деятельности.

Экологические практики включают в себя:

  • освоение экологических норм и образцов деятельности (поведения);
  • получение опыта работы способствующего достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • приобретение опыта проектной деятельности.

Биология как предмет сама по себе не дает экологических знаний, но может внести реальный вклад, в частности, в формирование экологического сознания и в целом, в приобретение учащимися позитивного социального опыта. Для этого учащиеся вовлекаются в разнообразные формы экологических практик в процессе уроков и внеурочной деятельности.

При разработке практик учитываю мотивацию, планирую рефлексию и оценку. В урочной деятельности активно применяю экологические практики, практической стороной которых является умение проводить наблюдения в природе, прослеживать взаимосвязь между биологией и экологией, осознавать, что «я и природа - неотделимы». Например, в шестом классе провожу практики по распознаванию деревьев и кустарников, оценке их санитарного и экологического состояния. Мои ученики с удовольствием решают экологические кейсы и практические задачи.

Формированию УУД и экологического сознания способствует применение игровых практик, в основе которых деловые, операционные, сюжетно-ролевые и другие игры. Ежегодно в седьмом классе провожу эко-игру «Нужные и ненужные насекомые» в результате которой ученики приходят к выводу, что одно и то же насекомое на разных стадиях своего развития может иметь положительное и отрицательное значение. Также игровые практики организую с помощью дидактических игр, созданных в среде LearningApps.

Успешно применяю интегрированные уроки, которые позволяют в рамках одного урока или одной темы решить двуединую задачу биологического и экологического образования. При этом использую познавательные экологические практики (от наблюдения до экологического исследования и от заботы о живом существе до улучшения эстетического и санитарно-гигиенического качества среды).

Сегодня разработаны практики, изучающие проблемы экологического состояния нашего города, гимназии, дома. Например, в восьмом классе провожу интерактивную практику «Изучение экологического состояния пришкольной территории», результатом которой является создание экологического паспорта. Практика обеспечивает формирование активности, самостоятельности и ответственности в процессе деятельности.

Формирование экологического сознания неразрывно связано с проведением таких форм практик как экологическая акция и флешмоб, которые отличает творческих характер и получение опыта работы в команде. Наиболее успешными для нас были совместные социально-экологические акции «Кормушка», «Елочка», «Скворечник», «Остановим загрязнение города ТБО», «Подснежник».

Удачными считаю семейные практики, обеспечивающие создание ситуаций диалога между разновозрастными представителями семей для решения экологических задач. Например, практика семейного чтения «Красная книга Урала» или семейные практики по выращиванию рассады «Семейная клумба», по высадке саженцев в микрорайоне «Посади дерево». После таких семейных практик семья становится одним из звеньев в экологическом воспитании ребенка.

В системе использую такие экологические практики как эко-игра и эко-квест. Например, экологическая игра с элементами геймификации «Битва титанов», в ходе которой группы учащихся принимают участие в различных экологических мероприятиях в течение года, а в завершении получают эко-приз.Квесты включают набор проблемных экологических заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых часто использую цифровые ресурсы. Это позволяет развивать инициативность, самостоятельность, поисковую активность.

Востребована сегодня и такая форма практики как тренинг. Экологические тренинги провожу как с учащимися, так и с родителями, используя активные методы групповой работы. Например, тренинги «Питьевая вода в городе», «Рабочее место», «Как уменьшить свой экологический след» и др. Данная практика позволяет объединить участников в команду, развивает взаимопонимание и личную ответственность.

Актуальны в настоящее время дистанционные практики, которые провожу с использованием сервисов «Я-класс», «ЦДО «Снейл», «Фактор роста», позволяющие развивать навыки саморегуляции. Обучающиеся получают положительный опыт самоорганизации, самомотивации и самообучения.

Большой интерес у учащихся вызывают олимпиадные практики. Мои ученики успешно участвуют в очных и дистанционных олимпиадах по экологии, являются победителями и призерами муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Основу разнообразных практик составляет проектная деятельность учащихся или ее элементы, что способствует развитию личности и формированию опыта деятельности. Мои учащиеся приобретают опыт проектирования от мини-проектов до экологических проектов, занимающих призовые места на городских и региональных научно-практических конференциях. Темы проектов актуальны («Противогололедные реагенты и их влияние на окружающую среду», «Оценка фитоценозов древесно-кустарникового яруса города Нижний Тагил», «Оценка качества водной среды с использованием зоопланктона»). Социально-экологические проекты по природоохранной деятельности такие как «Родники» или ежегодная санитарная обрезка кустарников воспитывают бережное отношение ребят к результатам своего труда и понимание значимости проводимых экологических мероприятий. В рамках социального партнерства провожу практики на базе Станции юных натуралистов, городской детской библиотеки, ГДТЮ.

В этом учебном году мои ученики инициировали создание волонтерского экологического движения, что, несомненно, актуализирует разработку новых форм экологических практик.

Литература

  1. Николина В.В., Фефелова О.Е. Социокультурная практика в современном образовании//Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №4.