При разработке пользовательских интерфейсов словом юзабилити обозначают общую концепцию удобства и простоты при использовании компьютерного интерфейса программного обеспечения, а также логичность расположения и группировки по функциональному назначению элементов управления, например, кнопок, веб-форм, гиперссылок [1, 2]. Процесс разработки веб-приложения, как частного случая программного обеспечения, может быть организован на основе гибких методологий создания программного обеспечения, например Scrum или Kanban. Как правило, общее число разработчиков в таких проектов не превышает 10 человек [1]. Поэтому возникает необходимость в создании простой и эффективной методики проектирования и оптимизации пользовательского интерфейса в условиях малочисленного состава коллектива разработчиков в течение короткого промежутка времени на основе измеряемых по определенным правилам критериев юзабилити.
При рассмотрении задач построения удобного для работы пользователя человеко-машинного интерфейса программного обеспечения требуется учитывать множество психологических, когнитивных и физиологических факторов, успешность реализации которых положена в основу следующих принципов проектирования и оптимизации пользовательского интерфейса [1, 2].
- Принципа структурной организации подразумевает разделение на группы по функциональному назначению элементов интерфейса и схожести их графического исполнения внутри каждой группы.
- Принципа простоты требует, чтобы управление наиболее распространенными операциями было максимально простым и велось на понятном для пользователя языке.
- Принципа видимости утверждает необходимость организации видимости и доступности пользователю одновременно всех функций и данных, требуемых для решения поставленной задачи.
- Принципа обратной связи позволяет получить оповещения о действиях и ошибках веб-системы при выполнении пользователем операций с интерфейсом.
- Принципа толерантности разрешает адекватно интерпретировать действия пользователя, снижая риск ошибочно принятых решений путем многократной их отмены и повтора в правильной последовательности.
- Принципа повторного использования повышает надежность веб-системы за счет многократного применения ранее разработанных модулей и структурных компонентов и обеспечивает тем самым унифицированность интерфейса;
- Принципа эргодизайна веб-системы требует использования минималистического дизайна интерфейса, чтобы не отвлекать пользователя от выполняемой им работы [1].
Для оценки производительности работы с интерфейсом разработан метод GOMS (анг. Goals, Objects, Method and Selection rules) [3], позволяющий количественно измерить показатели, характеризующие эргономичность и дружественность пользовательского интерфейса, в частности, скоростные показатели работы, нервно-эмоциональное напряжение, скорость обучения навыкам взаимодействия с интерфейсом и т.д.
Количественная оценка показателей может проводить двумя методами: окулографией (или айтрекингом, от англ. еyetracking), фиксирующей положение взгляда пользователя, и маустрекингом, основанным на отслеживании движений мыши пользователя.
Среди способов проведения исследований методом айтрекинга наиболее распространены бесконтактные методы регистрации движения глаз оптическим сенсором при восприятии и отражении зрачком специально созданной инфракрасной подсветки. При проведении исследований используют, например, программно-аппаратный комплекс, состоящий из дистанционного айтрекера RED 500 в качестве инфракрасной камеры и программного обеспечения от компании-производителя SensoMotoricInstruments (SMI).
Как правило, метод айтрекинга применяют для оценки привлекательности фрагментов интерфейса, эффективности поиска информации, удобства перехода между веб-страницами, оценки качества дизайна интерфейса веб-системы в целом [4].
Метод маустрекинга (от анг. mousetracking) позволяет зафиксировать все движения мыши пользователя, и на основе полученных координат перемещения мыши составить «Карту кликов». Установлено, что курсор мыши следует за взглядом пользователя, именно поэтому маустрекинг применяют как альтернативу айтрекингу [4]. Проще всего для маустрекинга использовать карты Яндекс.Метрики, служащие для проведения аналитических исследований действий пользователя на веб-приложении: Карту кликов, Карту ссылок, Карту скроллинга и Аналитику форм. Для их создания на веб-систему требуется установить специальные счетчики от Яндекса.Метрики (https://metrika.yandex.ru/promo/webvisor).
На основе полученных данных создают множество аналитических моделей поведения пользователя. Например, существуют следующие режимы отображения Карты кликов: тепловая карта, в которой теплые цвета соответствуют частым кликам, холодные ‒ редким; монохромная карта, где плотность цвета соответствует частоте кликов в данной точке; карта элементов, отображающая все элементы страницы сайта и др.
Вышеперечисленные методы исследования активности пользователей позволяют выявить зоны их активности и оптимизировать интерфейс веб-системы в соответствии с принципами юзабилити.
Количественную оценку практичности интерфейсов веб-систем проводят на основе критериев, предложенных Л.Констайном и Л.Локвудом [1]. Рассмотрим рекомендованные этими авторами метрики контроля удобства интерфейса.
- Сущностная эффективность измеряет количество реальных шагов пользователя для достижения поставленной задачи с минимально возможными шагами, перечисленными в сущностном описании.
- Согласованность задач служит показателем соответствия сложности задач, решаемых с помощью интерфейса, ожидаемой частоте их использования.
- Наблюдаемость задач показывает наличие всех требуемых элементов веб-интерфейса в зоне видимости пользователя.
- Единообразие компоновки позволяет оценить качество пространственного размещения компонентов.
- Визуальная связность оценивает согласованность расположения визуальных компонентов и их семантических взаимосвязей.
На основании вышесказанного авторы доклада предлагают методику создания и оптимизации интерфейса пользователя, состоящую из следующих этапов.
- Разработка интерфейса на основе принципов юзабилити.
- Контроль удобства интерфейса по критериям производительности Л.Констайна и Л.Локвуда.
- Установка счетчиков Яндекс Метрики.
- Проведение аналитических исследований.
- Оптимизация пользовательского интерфейса.
По мнению авторов доклада, интерфейс, созданный с помощью данной методики, позволит существенно снизить информационную и когнитивную нагрузку на пользователя веб-системы и качественно повысить уровень их взаимодействия.
В настоящее время данная методика находится в процессе апробации и на её основе разработаны интерфейсы двух веб-систем: туристического агентства Avilona (http://avilona.ru) и агентства digital-маркетинга Mediazen, (https://mediazen.ru). Предварительный анализ отношения роста заявок пользователей на предлагаемые кампаниями услуги к количеству посещений пользователей сайтов имеет устойчивую положительную динамику. Данный результат доказывает эффективность предлагаемой методики.
Библиографический список
- Орлов С.А. Программная инженерия: учебник/ С.А.Орлов. СПб.: Питер, 2016. 640с.
- Кишкурно Т.В., Брусенцова Т.П. Использование принципов юзабилити для оптимизации процесса восприятия экранного пространства// Труды БГТУ, 2017. Серия 3. № 2. с. 96-99.
- Oray, W.D., John, B., & Atwood, M. Project Ernestine: Validating GOMS for predicting and explaining real-world task performance. Human Computer Interaction, 1993, 8. с.112-120.
- Мишин А.А., Французова Ю.В. Проектирование программных интерфейсов на основе анализа шаблонных действий пользователя //Известия ТулГУ. Технические науки. 2016. Вып. 11. Ч. 1. с. 212-217.