Конспект урока по математике в 5-м классе "Решение задач на движение"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: задачи на движение


Цель урока:

  • Научиться решать задачи на движение, используя формулу пути.
  • Ввести типы задач на движение по одной прямой, научить распознавать эти типы, продолжить формирование вычислительного навыка учащихся.
  • Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к "видению" проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельности, гибкости мышления.
  • Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.

Устный счет. Учащиеся работают в тетрадях под диктовку. После окончания работы меняются тетрадями с соседом по парте. Идет проверка с участием учителя.

1. Примеры для устного счета

Найти:

1 вариант

2 вариант

1. Сумму чисел 21 и 53;

1. Произведение чисел 15, 4 и 1

2. Произведение чисел 111 и 7

2. Частное отделения 81 и 9

3. Разность чисел 100 и 77

3. Разность чисел 400 и 1

4. Частное от деления 160 на 2

4. Произведение чисел 52 и 0

5. Сумму трех чисел 26, 65 и 14

5. Частное от деления 72 и 3

6. Произведение чисел 25, 3 и 1

6. Сумму чисел 25 и 43

7. Частное отделения 64 и 8

7. Произведение чисел 111 и 5

8. Разность чисел 200 и 1

8. Разность чисел 200 и 57

9. Произведение чисел 66 и 0

9. Частное от деления 180 на 6

10. Частное от деления 81 и 3

10. Сумму трех чисел 26, 63 и 17

Запишите тему урока: «Задачи на движение».

Скажите, что вы знаете о задачах на движение и что бы вы хотели узнать.

Нам известна формула пути и нахождение скорости и времени из этой формулы.

Сегодня мы рассмотрим виды задач на движение и попытаемся разобраться что общего у них и в чем различие, а также рассмотрим способы решения.

Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

- Скорость, время, расстояние.

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

- S=V·t, V=S:t, t=S:V

Работаем устно. Обратите внимание на единицы измерения.

1. v = 12 км/ч, t = 5 ч, найти s - ?

2. v = 6 м/мин, t = 15мин, найти, s - ?

3. s = 60 см, v = 15 см/с, найти t - ?

4. s = 90 км, t = 6 ч, найти v - ?

2. Решение задач на движение

Задача 1. Велосипедист ехал 6 часов с некоторой скоростью. После того как он проехал еще 11 км с той же скоростью, его путь стал равным 83 км. С какой скоростью ехал велосипедист?

- Прочитайте задачу.

- Какой процесс описан в задаче? (Процесс движения)

- О каких величинах мы должны говорить, решая задачи на движение? (Мы должны говорить о времени движения, скорости движения и о расстоянии) математический моделирование задача движение.

- Кто участвует в задаче? (велосипедист)

- Что нам известно в задаче? (что одну часть путь велосипедист проехал за 6 часов, а вторая часть пути равна 11 км, весь путь = 83 км)

- Значит, получается, что весь путь движения велосипедиста состоит из двух частей, первая часть неизвестна, вторая часть путь равна 11 км, а весь путь равен 83 км.

- Что требуется найти в задаче? (скорость движения велосипедиста)

- Что мы знаем про скорость? (она одинаковая на всем пути)

- Давайте сделаем чертеж к задаче.

V=? км/ч (одинаковая)

Обозначим за х (км) первую часть пути.

Пусть х км проехал велосипедист за 6 часов. Тогда весь путь будет равен (х+11) км. По условию задачи путь равен 83 км. Значит, можем составить уравнение.

х+11=83
х=83-11
х=72

72 (км) путь велосипедиста за 6 часов

Нам достаточно данных для определения скорости велосипедиста? (да, т.к скорость движения одинаковая на всем пути, поэтому нам достаточно найти скорость движения на первом участке)

72:6= 12 (км/ч)- скорость велосипедиста

Ответ: 12 км/ч

2. Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях.

Задача. Одновременно из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Один из них шёл со скоростью 6 км/ч, а другой 4 км/ч. Через сколько времени пешеходы удалятся друг от друга на 30 км?

- Прочитайте задачу.

- Какой процесс описан в задаче? (Процесс движения)

- О каких величинах мы должны говорить, решая задачи на движение? (Мы должны говорить о времени движения, скорости движения и о расстоянии).

- Кто участвует в задаче? (два пешехода)

- Как движутся пешеходы? (в противоположных направлениях, они удаляются друг от друга)

- Что нам известно в задаче? (скорость первого пешехода равна 4 км/ч, скорость второго пешехода равна 6 км/ч, расстояние рано 30 км)

- Давайте сделаем чертеж к задаче.

Обозначим скорость первого поезда V1, а скорость второго поезда обозначим V2. Расстояние между двумя поездами обозначим S.

- Что требуется найти в задаче (время)

- Какое время движение у пешеходов? (одинаковое)

Решим задачу с помощью уравнения.

Пусть х (ч)- это время движение пешеходов.

Заполним таблицу:

скорость

время

расстояние

1 пешеход

6 км/ч

х ч

6х км

2 пешеход

4 км/ч

х ч

4х км

Тогда первый пешеход пойдет 6х (км), а второй 4х (км). Так как сумма этих расстояний равна 30 км, запишем уравнение.

6х+4х=30
10х=30
х=30:10
х=3

3(ч) - пешеходы удалятся друг от друга на 30 км через 3 часа.

Ответ: 3 часа.

3. Решение задач на встречное движение двух тел

Задача. Из двух пунктов, находящихся на расстоянии 30 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Один из них проходит в час 6 км, а другой 4 км. Через сколько часов пешеходы встретятся и какое расстояние пройдёт каждый из них до встречи.

Читаем внимательно задачу.

- Какой процесс описан в задаче? (движение)

- О каких величинах мы должны говорить, решая задачи на движение? (Мы должны говорить о времени движения, скорости движения и о расстоянии).

- Кто участвует в задаче? (два пешехода)

- Как они движутся? (навстречу друг другу)

- Что нам известно в задаче? (скорость первого пешехода 4 км/ч, скорость второго пешехода 6 км/ч, расстояние = 30 км)

Изобразим графически условие задачи.

- Что нам нужно найти в задаче? (время, через которое встретятся пешеходы и какое расстояние пройдет каждый из них)

Решим задачу с помощью уравнения. Пусть х ч время нахождения пешеходов в пути до встречи

Заполним таблицу:

скорость

время

расстояние

1 пешеход

6 км/ч

х ч

6х км

2 пешеход

4 км/ч

х ч

4х км

За это время один пешеход до встречи пройдет 4х км, а другой 6х км. Всего до встречи они пройдут (4х+6х) км. Так как это равно 30 км, то запишем уравнение:

6х+4х=30
10х=30
х=30:10
х=3

3 ч - время нахождения пешеходов в пути до встречи.

4 * 3 = 12 (км), 6 * 3=18 (км)

Ответ: 3ч, 12 км, 18 км.

4. Решение задач на движение двух тел в одном направлении

Задача. Одновременно из одного пункта в одном направлении вышли два пешехода. Первый пешеход идёт со скоростью 6 км/ч, а второй - со скоростью 4км/ч. Через сколько часов второй пешеход отстанет от первого на 10 км?

- Читаем внимательно задачу

- Какой процесс описан в задаче? (процесс движения)

- О каких величинах мы должны говорить, решая задачи на движение? (Мы должны говорить о времени движения, скорости движения и о расстоянии).

- Кто участвует в задаче? (два пешехода)

- Как они движутся? (в одном направлении)

- Что нам известно в задаче? (скорость первого пешехода 6 км/ч, скорость второго пешехода - 4 км/ч, расстояние на которое один пешеход отстанет второго равно 10 км)

- Изобразим графически условие задачи.

- Что нам надо найти? (время)

Решим задачу с помощью уравнения.

Пусть х ч - время

Заполним таблицу:

скорость

время

расстояние

1 пешеход

6 км/ч

х ч

6х км

2 пешеход

4 км/ч

х ч

4х км

Так как расстояние 1 п. больше расстояния 2п. на 10 км составим уравнение

6х-4х=10
2х=10
х=10:2
х=5

Ответ: 5 ч.

Итак, подведем итоги. С какими видами задач мы с вами сегодня познакомились? Сколько существует видов задач на движение по прямой? В чем сходство и в чем отличие в решении таких задач?