Развитие элементарных математических представлений через ознакомления с финансовой грамотностью

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Математическое мышление позволяет адекватно воспринимать окружающий мир, формирует такие важные качества человека, как умение оценивать происходящие события, развивает логическое мышление, интуицию.

Одной из важнейших задач математического развития является формирование познавательных интересов и способностей детей, расширение кругозора личности ребёнка. Формирование элементарных математических представлений способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни.

В старшем дошкольном возрасте мы начинаем знакомить ребенка с миром экономики и финансов как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное, познавательное и нравственное развитие ребенка. И я, в этом году, в подготовительной к школе группе №6 стала вести кружок «Занимательные финансы». Так как считаю, что дошкольник вырастет, закончит школу, выучится и приобретёт ту или иную профессию, станет специалистом своего дела. Но основу успеха в любом деле, как и в жизни составляет грамотность, и математическая, и финансовая. Чем раньше ребёнок станет финансово грамотным, тем легче он войдёт во взрослый мир.

Финансовая грамотность - это не просто фраза, которая включает в себя множество понятий, с которыми необходимо познакомить детей. В результате изучения у дошкольников формируется первичное понимание финансово-экономических терминов: деньги как мера оценки труда, деньги как инструмент купли-продажи, трудовое вознаграждение, доходы, пенсия, банки, монета, купюра, кошелек, копилка, сейф, банковская карта, а также научит интеллектуальным и нравственным качествам - бережливости, смекалке, трудолюбию, умению планировать свои дела, осуждать жадность, и т.д., обязательно научит пользоваться этими понятиями и осуществлять с ними операции. В ходе кружковой деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дети старшего дошкольного возраста знакомы со словом "деньги", они слышат его от взрослых, по телевизору и из других источников. Внешний вид денег детям так же знаком, родители часто берут их в магазин, а иногда дети самостоятельно могут сходить в магазин за мелкими покупками. Так же взрослые разрешают забрать сдачу ребёнку, говорят о том, что можно положить в копилку, и накопить на что - то более дорогое по стоимости. Таким образом, к 6-7 годам у детей уже сформированы определённые знания о деньгах, которые нужно систематизировать и обобщить, помочь им усвоить элементарные арифметические действия с деньгами.

Знакомство детей с деньгами происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений и на кружковой работе, которая включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры. Данные игры направлены на:

  • развитие умений детей совершать покупки, знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей - различать, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами, расширить представление о видах товаров, об их классификации, закрепить знание о приблизительной цене товаров, об их соотношении использую знаки неравенства;
  • закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10);
  • закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
  • формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=). Например: игры на сравнение: «Кошельки», «Магазин-Рынок», «Детский мир», «Копилка-помощница» и многие другие.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, расширяет знания детей о профессиях, таких как кассир, банкир, контролёр, продавец, бухгалтер и их трудовых действиях, воспитывает уважение к труду взрослых. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Также на кружковой работе, я, использую Лэпбук, который называется «Детям о деньгах», при помощи которого можно продемонстрировать всю информацию по теме. Лэпбук может быть использован, как самостоятельное пособие, либо как вспомогательный познавательно-игровой материал в разных видах детской деятельности (данное пособие направлено на экономическое воспитание детей, формированию финансовой грамотности и расширению их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услуга).

К концу учебного года дети усвоят относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Дети научатся ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях и финансовых отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др., смогут считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Формируется развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. Воспитывается устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.