Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательной организации

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Одним из самых приоритетных направлением деятельности всего общества можно назвать охрану здоровья детей, так как лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляются на основе личностно-развивающих ситуаций и относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбереженияю.

Опыт, в свою очередь приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции. Так же и становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Такую технологию, которую применяют к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между воспитанием и образованием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Педагогические технологии, в том числе и здоровьесберегающие должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, в общении с людьми, искусством и природой.

Здоровьесберегающая технология - это:

  • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  1. Использование данных мониторинга о состоянии здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  2. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности детей данной возрастной группы.
  3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

  1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
  2. Число видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) в норме от 4 до 7 видов за занятие. Занятие должно быть разнообразным, иначе возможно утомление воспитанников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. С другой стороны частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. В этом случае также повышается рост утомляемости.
  3. Ориентировочная норма средней продолжительности различных видов учебной деятельности от 7 до 10 минут;
  4. Число методов обучения (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.) в норме должно составлять не менее трех видов.
  5. Чередование методов обучения в норме должно быть не позже чем через 10-15 минут.
  6. Выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:
  • метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
  • активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки):

  1. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). Умение педагога использовать ТСО как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  2. Позы учащихся во время занятия, чередование поз.
  3. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность. Норма от 15 до 20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.
  4. Наличие у воспитанников мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
  5. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Демонстрация, прослеживание этих связей, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения. Сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
  6. Психологический климат на занятии.
  7. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

  1. Количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %.
  2. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
  3. Темп и особенности окончания занятия:
  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • или спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

По каким критериям можно оценить результативность применения здоровьесберегающих образовательных технологий?

  • активная мыслительная деятельность воспитанников;
  • обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
  • мотивация познавательной деятельности;
  • обеспечение рефлексии и самоконтроля;
  • наличие самостоятельной работы.

Оценить успешность образовательного процесса по этим критериям учитель может уже непосредственно на занятии путем педагогического наблюдения, а также используя другие формы самоконтроля.

Известно, что успех педагогической деятельности определяется не только профессиональными, но и личностными качествами учителя. Учитывая это и основываясь на жизненных аксиомах, высказанных еще мудрецами древности, можно сформулировать некоторые положения - «секреты» педагога, успешно работающего в парадигме здоровьесбережения.

  • Секрет доброты. Этот секрет состоит в том, что без доброты результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается.
  • Секрет успешности. Состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим.
  • Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства. Заключается в профессионализме всех педагогов образовательной организации.
  • Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
  • Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов.
  • Секрет истинности. Состоит в интуитивном ощущении педагога непротиворечивости того, что делает, соответствии результатов законам природы.

Возможно, приняв для себя эти несложные истины, педагог по-иному расставит приоритеты в своей профессиональной деятельности, в ином ракурсе увидит себя и своих учеников.

Итак, что следует помнить педагогу?

  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. Вы сможете помочь ему в этом.
  • Каждое занятие должно оставлять в душе ребенка положительные эмоции.
  • На занятии дети должны испытывать не только интерес, но и ощущение комфорта и защищенности.

Литература

  1. Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: Учебное пособие. - М: Юрайт, 2018.
  2. Акимова Л.А. Здоровьесберегающие технологии. - Оренбург: ОГПУ, 2017.
  3. Белова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования: учебное пособие. - Ставрополь: СКФУ, 2015.
  4. Бусловская Л.К. Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании. - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.
  5. Здоровая школа: рабочая книга для педагогов и руководителей образовательных учреждений /под ред. С.В.Алексеева. - СПб.: СПбАППО, 2010.
  6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М.: Академия, 2008.
  7. 7.Морозов М.А. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии. - М.: Лань, 2016.
  8. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии / под общ. ред. С.В.Алексеева, М.Г. Колесниковой. - СПб.: СПбАППО, 2010.
  9. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Петрос, 1995.
  10. Филиппова Т.А. Как разработать программу культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. - М.: Просвещение, 2012.