Актуальность
Физическая культура - часть общей культуры человечества.
Все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для здоровых людей как урочные, так и неурочные, можно использовать для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и утраченными способностями. Разница состоит: из стартовой позиции двигательных и физиологических, психологических возможностей больного человека.
Индивидуальных задач рекреации и реабилитации.
Цели и задачи образовательного, лечебного, спортивного учреждения.
Физическая культура в образовательном учреждении представлена системой, форм физического воспитания, одной из которых является урок или занятия.
В задачи физического воспитания в образовательном учреждении входит подготовка обучающихся к жизнедеятельности, через средства физической культуры, формирующие двигательные способности: к гибкости, скорости, координации, силе, выносливости двигательных действий.
Учитель, педагог транслирует информацию, применяет педагогические методы обучения для разучивания, совершенствования и контроля программного материала ФГОС.
Лечебная физическая культура
Проводится в лечебных организациях.
Цель: восстановить временно утраченные функции трудоспособности человека (например в отделении травматологии -перелом конечности; в отделении терапии: воспаление легких, инфаркт миокарда - согласно периоду заболевания назначается ЛФК). По окончании стационарного лечения больному рекомендуется продолжить лечение в поликлинике или самостоятельно в домашних условиях.
ЛФК имеет формы проведения: групповые, индивидуальные - в кабинетах лечебной физкультуры (ЛФК) поликлиник, стационаров, восстановительных, курортных центрах.
Средства ЛФК: физические упражнения, элементы спорта, терренкур, плавание, трудотерапия, массаж
Занятия проводит инструктор ЛФК
Адаптивная физическая культура (АФК)
АФК - физическая культура адаптированная (приспособленная) для занимающихся с утраченными способностями на всю жизнь.
Цель - уменьшить боль психологическую, что инвалиды не такие как все, предоставить возможность чувствовать себя человеком среди такого же контингента лиц.
Социализировать для самостоятельного обслуживания себя дома и в обществе.
Занятия АФК проводят по специальным методикам в специальных учреждениях, они могут быть медицинскими, педагогическими, социальными, благотворительными, спортивными.
Специалисты: инструкторы, медицинские сестры, спортивные тренеры, педагоги.
Адаптивное физическое воспитание
Адаптивное физическое воспитание, задачей которого является адаптация детей с нарушениями развития к жизнедеятельности, через совокупность применяемых медико-педагогических мероприятий к обучению двигательным действиям, восприятию мира и созданию условий обучения в системе образования.
Занятия адаптивной физической культурой, проводятся в образовательных учреждениях и являются для занимающихся обязательными, поскольку дисциплина «физическая культура», включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов.
АФК как направление физического воспитания
«Адаптивная физическая культура» появилась в России лишь в 1996 году. Санкт-Петербугский университет физической культуры имени основателя Физической культуры в России Петра Францевича Лесгафта, стал готовить специалистов в этой области - инструкторов адаптивного физического воспитания.
Адаптивное физическое воспитание (как вид физической культуры) - это физическое воспитание для лиц с отклонениями в физическом, психическом развитии, в состоянии здоровья по нозологическим группам (что принято называть специальными медицинскими группами), включая, инвалидов от рождения и ставших ими в процессе жизни.
Содержание деятельности АФВ (адаптивного физического воспитания)
1. Организация адаптивной физкультуры
2. Физкультурно-оздоровительные формы в режиме дня
3. Методическое обеспечение уроков АФВ
4. Программа АФВ
5. Дополнительные формы адаптивной физической культуры
Коррекционные задачи АФВ (общие)
Основные двигательные коррекционные задачи: поэтапное двигательное развитие детей в последовательности, которая свойственна здоровым детям. Начать своё движение ребёнок должен с того уровня, на котором остановился в своём развитии, а не исходя из своего возраста.
К вспомогательным коррекционным задачам относятся:
1) коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночного столба и др.) - формирование осанки;
2) преодоление слабости (гипотрофия, атрофия) отдельных мышечных групп - сила мышц;
3) улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур) - гибкость суставов;
4) нормализация тонуса мышц (коррекция позно-тонических реакций);
5) улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
6) формирование компенсаторной гипертрофии определённых мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);
7) улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
8) развитие предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;
9) формирование вестибулярной статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентирования в пространстве - координация двигательных действий;
10) формирование различных опорных реакций рук и ног.
Конкретные двигательно-коррекционные задачи АФВ
1. Начинаем обучение двигательным действиям, развитие, коррекцию с индивидуальной стартовой позиции каждого ребенка.
2. Формируем осанку, проводим ее коррекцию;
3. Укрепляем мышечный тонус отдельных мышечных групп - работаем над развитием силовых способностеймышц;
4. Развиваем гибкость суставов (увеличиваем их подвижность);
5. Развиваем координацию двигательных действий, что способствует формированию статодинамической устойчивости вестибулярного аппарата;
Решение этих медико-педагогических задач будет способствовать побочному эффекту:
- нормализации тонуса мышц сгибателей-разгибателей (коррекция позно-тонических реакций);
- развитию памяти мышц, улучшению мышечно-суставных чувств (кинестезии) и тактильных ощущений;
- формированию компенсаторных функций отдельных мышечных групп, которые берут на себя функции ослабленной или парализованной, группы);
- расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и других систем организма обучающихся;
- адаптации предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук , конечностей в бытовой деятельности, обслуживания себя.
Компоненты проведения адаптивного занятия
- Правильно подобрать исходное положение.
- Предложить необходимое количество повторений (4-6 раз).
- Следить за темпом, ритмом, амплитудой движений.
- Следить за точностью выполнения упражнений.
- Переходить от простых упражнений к более сложным.
- Должное значение придавать эмоциональному фактору.
- Воспитывать у детей умение контролировать себя.
- Необходимо выполнять следующие методические требования:
- Показывая правильные движения, следует время от времени выполнять их с обучаемыми, но не делать постоянно.
- Движения и объяснения должны быть простыми и понятными.
- Постепенно вводить упражнения, требующие от обучаемого кратковременного усилия, доступного его возможностям.
- Постепенно приучать к движениям по описанию, слову.
- Не фиксировать внимание на ошибках.
- Не доводить обучаемого до утомления.
- Соблюдая последовательную преемственность развития двигательных умений, постоянно разнообразить занятия.
Литература
- Адаптивная Физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке опорные концепции методологии адаптивной физической культуры. Шапкова Л.В., Евсеев С.П.