Здоровьеразвивающие технологии в образовании как инновационная форма проектирования занятия

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Актуальность

Физическая культура - часть общей культуры человечества.

Все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для здоровых людей как урочные, так и неурочные, можно использовать для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и утраченными способностями. Разница состоит: из стартовой позиции двигательных и физиологических, психологических возможностей больного человека.

Индивидуальных задач рекреации и реабилитации.

Цели и задачи образовательного, лечебного, спортивного учреждения.

Физическая культура в образовательном учреждении представлена системой, форм физического воспитания, одной из которых является урок или занятия.

В задачи физического воспитания в образовательном учреждении входит подготовка обучающихся к жизнедеятельности, через средства физической культуры, формирующие двигательные способности: к гибкости, скорости, координации, силе, выносливости двигательных действий.

Учитель, педагог транслирует информацию, применяет педагогические методы обучения для разучивания, совершенствования и контроля программного материала ФГОС.

Лечебная физическая культура

Проводится в лечебных организациях.

Цель: восстановить временно утраченные функции трудоспособности человека (например в отделении травматологии -перелом конечности; в отделении терапии: воспаление легких, инфаркт миокарда - согласно периоду заболевания назначается ЛФК). По окончании стационарного лечения больному рекомендуется продолжить лечение в поликлинике или самостоятельно в домашних условиях.

ЛФК имеет формы проведения: групповые, индивидуальные - в кабинетах лечебной физкультуры (ЛФК) поликлиник, стационаров, восстановительных, курортных центрах.

Средства ЛФК: физические упражнения, элементы спорта, терренкур, плавание, трудотерапия, массаж

Занятия проводит инструктор ЛФК

Адаптивная физическая культура (АФК)

АФК - физическая культура адаптированная (приспособленная) для занимающихся с утраченными способностями на всю жизнь.

Цель - уменьшить боль психологическую, что инвалиды не такие как все, предоставить возможность чувствовать себя человеком среди такого же контингента лиц.

Социализировать для самостоятельного обслуживания себя дома и в обществе.

Занятия АФК проводят по специальным методикам в специальных учреждениях, они могут быть медицинскими, педагогическими, социальными, благотворительными, спортивными.

Специалисты: инструкторы, медицинские сестры, спортивные тренеры, педагоги.

Адаптивное физическое воспитание

Адаптивное физическое воспитание, задачей которого является адаптация детей с нарушениями развития к жизнедеятельности, через совокупность применяемых медико-педагогических мероприятий к обучению двигательным действиям, восприятию мира и созданию условий обучения в системе образования.

Занятия адаптивной физической культурой, проводятся в образовательных учреждениях и являются для занимающихся обязательными, поскольку дисциплина «физическая культура», включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов.

АФК как направление физического воспитания

«Адаптивная физическая культура» появилась в России лишь в 1996 году. Санкт-Петербугский университет физической культуры имени основателя Физической культуры в России Петра Францевича Лесгафта, стал готовить специалистов в этой области - инструкторов адаптивного физического воспитания.

Адаптивное физическое воспитание (как вид физической культуры) - это физическое воспитание для лиц с отклонениями в физическом, психическом развитии, в состоянии здоровья по нозологическим группам (что принято называть специальными медицинскими группами), включая, инвалидов от рождения и ставших ими в процессе жизни.

Содержание деятельности АФВ (адаптивного физического воспитания)

1. Организация адаптивной физкультуры

2. Физкультурно-оздоровительные формы в режиме дня

3. Методическое обеспечение уроков АФВ

4. Программа АФВ

5. Дополнительные формы адаптивной физической культуры

Коррекционные задачи АФВ (общие)

Основные двигательные коррекционные задачи: поэтапное двигательное развитие детей в последовательности, которая свойственна здоровым детям. Начать своё движение ребёнок должен с того уровня, на котором остановился в своём развитии, а не исходя из своего возраста.

К вспомогательным коррекционным задачам относятся:

1) коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночного столба и др.) - формирование осанки;

2) преодоление слабости (гипотрофия, атрофия) отдельных мышечных групп - сила мышц;

3) улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур) - гибкость суставов;

4) нормализация тонуса мышц (коррекция позно-тонических реакций);

5) улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;

6) формирование компенсаторной гипертрофии определённых мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

7) улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

8) развитие предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;

9) формирование вестибулярной статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентирования в пространстве - координация двигательных действий;

10) формирование различных опорных реакций рук и ног.

Конкретные двигательно-коррекционные задачи АФВ

1. Начинаем обучение двигательным действиям, развитие, коррекцию с индивидуальной стартовой позиции каждого ребенка.

2. Формируем осанку, проводим ее коррекцию;

3. Укрепляем мышечный тонус отдельных мышечных групп - работаем над развитием силовых способностеймышц;

4. Развиваем гибкость суставов (увеличиваем их подвижность);

5. Развиваем координацию двигательных действий, что способствует формированию статодинамической устойчивости вестибулярного аппарата;

Решение этих медико-педагогических задач будет способствовать побочному эффекту:

- нормализации тонуса мышц сгибателей-разгибателей (коррекция позно-тонических реакций);

- развитию памяти мышц, улучшению мышечно-суставных чувств (кинестезии) и тактильных ощущений;

- формированию компенсаторных функций отдельных мышечных групп, которые берут на себя функции ослабленной или парализованной, группы);

- расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и других систем организма обучающихся;

- адаптации предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук , конечностей в бытовой деятельности, обслуживания себя.

Компоненты проведения адаптивного занятия

  1. Правильно подобрать исходное положение.
  2. Предложить необходимое количество повторений (4-6 раз).
  3. Следить за темпом, ритмом, амплитудой движений.
  4. Следить за точностью выполнения упражнений.
  5. Переходить от простых упражнений к более сложным.
  6. Должное значение придавать эмоциональному фактору.
  7. Воспитывать у детей умение контролировать себя.
  8. Необходимо выполнять следующие методические требования:
  9. Показывая правильные движения, следует время от времени выполнять их с обучаемыми, но не делать постоянно.
  10. Движения и объяснения должны быть простыми и понятными.
  11. Постепенно вводить упражнения, требующие от обучаемого кратковременного усилия, доступного его возможностям.
  12. Постепенно приучать к движениям по описанию, слову.
  13. Не фиксировать внимание на ошибках.
  14. Не доводить обучаемого до утомления.
  15. Соблюдая последовательную преемственность развития двигательных умений, постоянно разнообразить занятия.

Литература

  1. Адаптивная Физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке опорные концепции методологии адаптивной физической культуры. Шапкова Л.В., Евсеев С.П.