Программа воспитания

Разделы: Администрирование школы


1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1» расположена в посёлке Ижморском. Особенностью социального окружения школы является близость Дома детского творчества, детской школы искусств, детско-юношеской спортивной школы, музея и библиотеки, что является источником положительного влияния на учащихся школы.

В 2020-2021 учебном году в школе обучается 539 учащихся. К ведению классного руководства привлечены 26 педагогических работников в 26 классах - комплектах (11 классов - начальное общее образование; 13 - основное общее образование и 2 - среднее общее образование). Воспитываются в полных семьях 67%, в многодетных - 21%, опекаемых - 4%, дети-инвалиды - 0.7 %. Состоят на учете в ПДН 1.4 % учащихся, на внутришкольном учёте - 1.4% учащихся.

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребёнке и семье, приоритета безопасности ребёнка при нахождении в образовательной организации;
  • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребёнка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

  • стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
  • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребёнка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
  • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Цель воспитания - личностное развитие школьников, проявляющееся:

  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей;
  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.

Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
  • беречь и охранять природу;
  • проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека;
  • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи;
  • к природе как источнику жизни на Земле;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Это:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт природоохранных дел;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  • организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  • организовывать профориентационную работу со школьниками;
  • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  • организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  • организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать её воспитательные возможности.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы:

I. Инвариантные модули

  • Классное руководство
  • Школьный урок
  • Курсы внеурочной деятельности
  • Работа с родителями
  • Самоуправление
  • Профориентация

II. Вариативные модули

  • Ключевые общешкольные дела
  • Детские общественные объединения
  • Школьные медиа
  • Экскурсии, экспедиции, походы
  • Организация предметно-эстетической среды

III. Инвариантные модули

2.1. Модуль «Классное руководство»

Блоки

Виды деятельности

Формы работы, мероприятия

Работа с классом

Участие в общешкольных ключевых делах

Организация совместных дел с учащимися

Выработка совместно со школьниками законов класса

Праздник «День знаний», Осенняя ярмарка, школьный туристический слет, месячник безопасности, День самоуправления, День учителя, праздник посвящения в первоклассники, День матери, День народного единства, Всемирный день борьбы со СПИДом, Новогоднее представление, Уроки мужества, Урок Конституции, Месячник по военно-патриотической работе, смотр строя и песни, Уроки Кузбасса, весенняя неделя добра, научно-спортивная конференция, Неделя памяти, Уроки мужества, акция «Бессмертный полк», Последний школьный звонок, Выпускной вечер.

Конкурсы рисунков, экскурсии, спортивные соревнования, классные часы, ролевые игры, тренинги, акции.

Выбор актива класса, членов актива органа ученического самоуправления. Планирование общеклассных дел, общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе.

Сплочение коллектива класса

Игры и тренинги на сплочение, День именинника, час веселого настроения, классные посиделки, День Здоровья, экскурсии, походы.

Индивидуальная работа с учащимися

Аналитическая работа

Работа с детьми группы риска

Индивидуальные беседы, тесты, консультации, работа с портфолио.

Индивидуальные беседы с детьми и родителями, психологические тренинги.

Работа с учителями, преподающими в классе

Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах

Консультации классного руководителя с учителями- предметниками, проведение мини-педсоветов, заседания методических объединений.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями

Создание и организация работы родительских комитетов классов

Тематические собрания, лектории, индивидуальные консультации, семейные праздники.

2.2. Модуль «Школьный урок»

Целевые приоритеты

Методы и приемы

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками

Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя, поручение

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения

Час общения «Услышим друг друга» правила общения школьников со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), соблюдение учебной дисциплины

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,

Организация работы обучающихся на уроке с целью получения социально значимой информации - высказывания обучающимися своего мнения

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся

Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; круглые столы, дискуссии, групповая работа или работа в парах

Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

Организация социально-значимого сотрудничества и взаимной помощи между обучающимися

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников

Реализация обучающимися индивидуальных и групповых исследовательских проектов

Направления деятельности по реализации модуля в классах:

Класс

Внеклассная деятельность

Традиционные школьные дела

1 класс

«Трудно ли учиться?»
Беседы «Профессии наших родителей», Выставка рисунков «Кем быть?», Фестиваль проектных работ «Моя будущая профессия»

День знаний

Праздник посвящения в первоклассники; Праздник «Прощание с Букварем»
Праздник, посвященный Дню Учителя
Праздник, посвященный Дню Матери
Новогодние представления
Выставка рисунков «Мир без войны»
Цикл мероприятий «Дни науки в Кузбассе»

Месячник оборонно-массовой работы

Акция «Эколята - активные ребята»
Экологическая акция «Сдай макулатуру! Спаси дерево!»

Научно-практическая конференция
Весенняя Неделя Добра

Мероприятия, посвященные Дню Победы

Мероприятия, посвященные 300-летию Кузбасса
Слёт детских организаций

Участие в районных конкурсах сочинений, стихов

Участие в районных и городских лидерских сборах РДШ

2 класс

«Зачем мы ходим в школу», Беседы «Профессии наших родителей», Выставка рисунков «Кем быть?», Фестиваль проектных работ «Моя будущая профессия»

3 класс

«Как научиться учиться?»
Беседы «Профессии наших родителей», Выставка рисунков «Кем быть?», Фестиваль проектных работ «Моя будущая профессия»

4 класс

«Как предупредить переутомление?»
«Твой режим дня», Беседы «Профессии наших родителей», Выставка рисунков «Кем быть?», Фестиваль проектных работ «Моя будущая профессия»

5 класс

Конкурсы эрудитов
«Твой режим дня»
«Чтение - вот лучшее учение»
Беседы «Профессии наших родителей»

6 класс

Беседы:
Чем больше человек знает, тем он счастливее
Грамоте учиться - всегда пригодится
Культура умственного труда в школе и дома
Как развивать память?
Как решать задачи?
Классный час - выставка «Мир моих способностей»
Игры:
«Счастливый случай»
«Умники и умницы»
Неделя пятёрок

7 класс

Культура умственного труда в школе и дома (продолжение)
Как работать с книгой и другими источниками информации
Что значит мыслить самостоятельно?
Учись читать. Всем лучшим во мне я обязан книгам.

8 класс

Посещение элективных курсов
Что такое ум и как его развивать?
НОТ школьника. Как научиться пользоваться НОТ?
Как научиться писать сочинения?

Участие во всероссийских открытых уроках «Проектория»
Участие в проекте по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее»
Районный смотр юнармейских отрядов
Последний звонок

9 класс

Как развивать логическое мышление?
Мыслить самостоятельно
Как развивать свою память?
Что такое способности и как их развивать
Талант и труд

10 класс

Дисциплина мышления.
Что значит быть остроумным. Перо острее шпаги

11 класс

Творческая фантазия и творческое вдохновение

Модуль 2.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Направления развития личности

Курсы внеурочной деятельности

Наименования рабочей программы

Познавательная деятельность

Направлен на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

«Занимательная математика», «Шаги к ОГЭ», «Разговорный английский», «Удивительная химия», «Юные натуралисты», «Эксперимент и физика», «Загадки русского языка», «Финансовая грамотность», «Физика в действии», «Золотое пёрышко», «За страницами учебника математики», «Робототехника», «Работа в программе «Pyton»

Краеведческая деятельность

Направлен на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживания.

«Мой край родной», «Литературное краеведение», «География Кузбасса»

Спортивно-оздоровительная деятельность

Направлен на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности.

«Волейбол», «Баскетбол», «Бокс», «Шахматы», «Спортивные игры»

Техническая деятельность

Направлен на трудовое, эстетическое развитие школьников, побуждение к созданию прекрасного, формирование навыков труда.

«Моделирование и конструирование»

2.4. Модуль «Работа с родителями»

Уровни

Мероприятия

Формы

На групповом уровне:

Диагностика и мониторинг.

Анкетирование

«Консультационная служба»

Психолого-педагогические консультации специалистов школы (социальный педагог, психолог, администрация).

Информирование родителей об успеваемости и проблемах детей.

Родительские собрания, дни открытых дверей.

Включение родителей процесс управления образованием

Работа классных родительских комитетов, родительского комитета школы

Включение родителей в совместную творческую деятельность, организацию детского досуга

Концерты, походы, экскурсии, спортивные соревнование.

На индивидуальном уровне:

Индивидуальные консультации педагогов специалистами социально-психологической службы

Организация психолого-педагогического и правового просвещения

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка

Совет профилактики

Информирование родителей о состоянии обученности, воспитанности и проблемах детей

Индивидуальное консультирование родителей, патронаж семей.

Система психолого-педагогического сопровождения проблемных семей.

Индивидуальная работа классных руководителей, социального педагога и психолога с семьями «группы риска»; контроль за выполнением родительских обязанностей; патронаж неблагополучных, опекаемых детей; индивидуальные беседы.

См. продолжение программмы