1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1» расположена в посёлке Ижморском. Особенностью социального окружения школы является близость Дома детского творчества, детской школы искусств, детско-юношеской спортивной школы, музея и библиотеки, что является источником положительного влияния на учащихся школы.
В 2020-2021 учебном году в школе обучается 539 учащихся. К ведению классного руководства привлечены 26 педагогических работников в 26 классах - комплектах (11 классов - начальное общее образование; 13 - основное общее образование и 2 - среднее общее образование). Воспитываются в полных семьях 67%, в многодетных - 21%, опекаемых - 4%, дети-инвалиды - 0.7 %. Состоят на учете в ПДН 1.4 % учащихся, на внутришкольном учёте - 1.4% учащихся.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребёнке и семье, приоритета безопасности ребёнка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребёнка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребёнка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Цель воспитания - личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей;
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу;
- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи;
- к природе как источнику жизни на Земле;
- к миру как главному принципу человеческого общежития;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать её воспитательные возможности.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы:
I. Инвариантные модули
- Классное руководство
- Школьный урок
- Курсы внеурочной деятельности
- Работа с родителями
- Самоуправление
- Профориентация
II. Вариативные модули
- Ключевые общешкольные дела
- Детские общественные объединения
- Школьные медиа
- Экскурсии, экспедиции, походы
- Организация предметно-эстетической среды
III. Инвариантные модули
2.1. Модуль «Классное руководство»
Блоки
|
Виды деятельности |
Формы работы, мероприятия |
Работа с классом |
Участие в общешкольных ключевых делах
Организация совместных дел с учащимися Выработка совместно со школьниками законов класса |
Праздник «День знаний», Осенняя ярмарка, школьный туристический слет, месячник безопасности, День самоуправления, День учителя, праздник посвящения в первоклассники, День матери, День народного единства, Всемирный день борьбы со СПИДом, Новогоднее представление, Уроки мужества, Урок Конституции, Месячник по военно-патриотической работе, смотр строя и песни, Уроки Кузбасса, весенняя неделя добра, научно-спортивная конференция, Неделя памяти, Уроки мужества, акция «Бессмертный полк», Последний школьный звонок, Выпускной вечер.
Выбор актива класса, членов актива органа ученического самоуправления. Планирование общеклассных дел, общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе. |
Сплочение коллектива класса |
Игры и тренинги на сплочение, День именинника, час веселого настроения, классные посиделки, День Здоровья, экскурсии, походы. |
|
Индивидуальная работа с учащимися |
Аналитическая работа Работа с детьми группы риска |
Индивидуальные беседы, тесты, консультации, работа с портфолио. Индивидуальные беседы с детьми и родителями, психологические тренинги. |
Работа с учителями, преподающими в классе |
Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах |
Консультации классного руководителя с учителями- предметниками, проведение мини-педсоветов, заседания методических объединений. |
Работа с родителями учащихся или их законными представителями |
Создание и организация работы родительских комитетов классов |
Тематические собрания, лектории, индивидуальные консультации, семейные праздники. |
2.2. Модуль «Школьный урок»
Целевые приоритеты
|
Методы и приемы |
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками |
Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя, поручение |
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения |
Час общения «Услышим друг друга» правила общения школьников со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), соблюдение учебной дисциплины |
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, |
Организация работы обучающихся на уроке с целью получения социально значимой информации - высказывания обучающимися своего мнения |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета |
Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся |
Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; круглые столы, дискуссии, групповая работа или работа в парах |
Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками |
Организация социально-значимого сотрудничества и взаимной помощи между обучающимися |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников |
Реализация обучающимися индивидуальных и групповых исследовательских проектов |
Направления деятельности по реализации модуля в классах:
Класс
|
Внеклассная деятельность |
Традиционные школьные дела |
1 класс |
«Трудно ли учиться?»
|
День знаний
Праздник посвящения в первоклассники; Праздник «Прощание с Букварем»
Месячник оборонно-массовой работы
Акция «Эколята - активные ребята»
Научно-практическая конференция
Мероприятия, посвященные Дню Победы
Мероприятия, посвященные 300-летию Кузбасса
Участие в районных конкурсах сочинений, стихов
Участие в районных и городских лидерских сборах РДШ |
2 класс |
«Зачем мы ходим в школу», Беседы «Профессии наших родителей», Выставка рисунков «Кем быть?», Фестиваль проектных работ «Моя будущая профессия» |
|
3 класс |
«Как научиться учиться?»
|
|
4 класс |
«Как предупредить переутомление?»
|
|
5 класс |
Конкурсы эрудитов
|
|
6 класс |
Беседы:
|
|
7 класс |
Культура умственного труда в школе и дома (продолжение)
|
|
8 класс |
Посещение элективных курсов
|
Участие во всероссийских открытых уроках «Проектория»
|
9 класс |
Как развивать логическое мышление?
|
|
10 класс |
Дисциплина мышления.
|
|
11 класс |
Творческая фантазия и творческое вдохновение |
Модуль 2.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Направления развития личности
|
Курсы внеурочной деятельности |
Наименования рабочей программы |
Познавательная деятельность |
Направлен на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. |
«Занимательная математика», «Шаги к ОГЭ», «Разговорный английский», «Удивительная химия», «Юные натуралисты», «Эксперимент и физика», «Загадки русского языка», «Финансовая грамотность», «Физика в действии», «Золотое пёрышко», «За страницами учебника математики», «Робототехника», «Работа в программе «Pyton» |
Краеведческая деятельность |
Направлен на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживания. |
«Мой край родной», «Литературное краеведение», «География Кузбасса» |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Направлен на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности. |
«Волейбол», «Баскетбол», «Бокс», «Шахматы», «Спортивные игры» |
Техническая деятельность |
Направлен на трудовое, эстетическое развитие школьников, побуждение к созданию прекрасного, формирование навыков труда. |
«Моделирование и конструирование» |
2.4. Модуль «Работа с родителями»
Уровни
|
Мероприятия |
Формы |
На групповом уровне: |
Диагностика и мониторинг. |
Анкетирование |
«Консультационная служба» |
Психолого-педагогические консультации специалистов школы (социальный педагог, психолог, администрация). |
|
Информирование родителей об успеваемости и проблемах детей. |
Родительские собрания, дни открытых дверей. |
|
Включение родителей процесс управления образованием |
Работа классных родительских комитетов, родительского комитета школы |
|
Включение родителей в совместную творческую деятельность, организацию детского досуга |
Концерты, походы, экскурсии, спортивные соревнование. |
|
На индивидуальном уровне: |
Индивидуальные консультации педагогов специалистами социально-психологической службы |
Организация психолого-педагогического и правового просвещения |
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка |
Совет профилактики |
|
Информирование родителей о состоянии обученности, воспитанности и проблемах детей |
Индивидуальное консультирование родителей, патронаж семей. |
|
Система психолого-педагогического сопровождения проблемных семей. |
Индивидуальная работа классных руководителей, социального педагога и психолога с семьями «группы риска»; контроль за выполнением родительских обязанностей; патронаж неблагополучных, опекаемых детей; индивидуальные беседы. |