Воздух – смесь газов

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Перспективная начальная школа», воздух


УМК «Перспективная начальная школа».

Предмет: окружающий мир.

Тип урока: урок построения системы знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме.

Цель

Организация усвоения учащимися общего представления о воздухе как о газообразном веществе, состоящем из азота, кислорода, углекислого газа и других газов

Планируемые образовательные результаты

Формируемые УУД:
Предметные УУД:
- усвоение новых знаний о воздухе, как смеси газов
- усвоение новых знанийо кислороде и его свойстве и углекислом газе
Метопредметные УУД:
- формирование умения сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать.
- формирование самоконтроляи самооценки учебных действий
- развитие диалогической речи
Познавательные УУД:
- делать логические выводы.
Регулятивные УУД:
- учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
Личностные УУД:
- формирование положительного отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному труду, знание основных моральных норм поведения
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде

Оборудование

учебник «Окружающий мир», с.61-62 Хрестоматия, стакан,спички свеча на подставке, бутылочка с известковой водой, стеклянная трубка, карточки с задачами, проектор, компьютер

Межпредметные связи

русский язык, математика

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к учебной деятельности (мотивационный)

Кто улыбкою жизнь встречает
Кто улыбкою урок начинает,
Тот как солнце все согревает
Тот улыбкою зло побеждает.

Именно так начинает свою книгу «Улыбка моя,где ты?! Шалва Александрович Амонашвили
Подарим друг другу улыбки.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.
Читает ученик

Загадка

- Круглый, гладкий, как арбуз
Цвет любой на разный вкус
Коль упустишь с поводка
Улетит за облака
(воздушный шарик)

Отгадывают загадку
- Что спрятано внутри шарика? (воздух)
Ответ на вопрос вам поможет определить тему нашего урока.
- Кто сможет назвать тему урока?
Отвечают на вопросы
(Будем изучать воздух)
Учащиеся формулируют тему и цель урока

- Итак, объект нашего исследования на уроке будет ВОЗДУХ
- Какие цели исследования поставим перед собой ?
- Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать

(Что мы знаем о воздухе? Что мы хотим узнать о воздухе? и т.д.)

II. Актуализация знаний

- Мы сегодня будем работать с таблицей «Знаю, Хотим узнать, Узнали»
- Что вы знаете про воздух?

Отвечают на вопрос
(Воздух - газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, бесцветный, нужен для дыхания)
Заполняют 1 столбик - Что мы знаем

- Что бы вы хотели узнать про воздух? (Сколько человеку надо воздуха для жизни, из чего состоит воздух)
Заполняют 2 столбик - Хотим узнать
III. Целеполагание, постановка учебной задачи

- Что представлено на слайде?
- Найдите в словаре, что такое диаграмма
- Рассмотрите диаграмму, какого газа в воздухе больше всего?
- Как можно назвать эту диаграмму?

(Диаграмма)
Работа со словарем
(Азота)

(Состав воздуха)

- Откройте учебник на стр. 100 и прочитайте 1 абзац
- Чего нет в диаграмме, но вы прочитали об этом в учебнике.
Работа с учебником
(углекислый газ, водяной пар и др газы)
Заполнение 3 столбика - Узнали.
- Какой из газов входящий в состав воздуха, по вашему мнению, самый важный? (кислород)

Практическая работа
- Способность поддерживать дыхание - это важная особенность кислорода, но у этого газа есть и еще одна важная особенность.

Опыт №1
- Понаблюдайте за моими действиями...
Я зажигаю две свечи, одну из этих свечей, я хочу накрыть банкой, как вы думаете, что произойдет…

- Почему свеча гаснет? Ведь она еще не догорела?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: кислород поддерживает горение

- Ребята, а кто может сказать, что выделяется при горении?
Углекислый газ выделяется при любом горении дров, керосина, при курении и горение не поддерживает
А выявить наличие в воздухе углекислого газа, поможет нам следующий опыт.

Опыт №2
- Берем пробирку с известковой водой, и стеклянную трубочку, делаем вдох и выдыхаем через трубочку в прозрачную известковую воду. Что произошло с водой (Вода мутнеет)
- Почему вода помутнела, что это доказывает?
Вывод: Это доказывает, что при дыхании выделяется углекислый газ.

Учащиеся высказывают предположения
(закончился воздух)

(Кислород в банке израсходовала горящая свеча, а выделился углекислый газ

Физкультминутка

Ветер дует ледяной
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)
Скачет по полю лиса.
(Прыжки.)
Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся
(Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Выполняют физкультминутку

IV. Закрепление знаний и способов действий

- В нашем классе после уроков бывает трудно дышать, почему ?

- Что происходит с составом воздуха?

(Мы дышим, поглощаем кислород выделяем углекислый газ)
(Изменяется, углекислого газа становиться много, а кислорода мало)

- Что нужно сделать, что бы состав воздуха в нашем классе стал прежним?
- Что вы можете сказать о составе воздуха?
(Открыть форточки, проветрить, чтобы воздух снабдить кислородом. Он должен быть всегда постоянным)

VI. Включение изученного в систему знаний

Работа по хрестоматии.
Во всех странах мира ежегодно сжигают миллиарды тон топлива - нефти, природного газа, угля, торфа..
- Почему в целом на планете пока состав воздуха остается постоянным? Кто же проветривает Атмосферу земли?
А ответ вы можете найти в хрестоматии стр. 60-62.
Отмечать v - знаю, известно +, - новое

Чтение в парах по предложениям
(Только зелёные растения способны поддерживать равновесие в газовом составе атмосферы. Углекислый газ необходим зелёным растениям. При свете они забирают углекислый газ, а выделяют кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух)

VIII. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

- А что сегодня делается для охраны чистоты воздуха? Давайте выясним основные пути охраны чистоты воздуха, решив экологические задачи

на парте карточки

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? 10 тонн в год
Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?
- Выразите символом, какой способ охраны воздуха указан в каждой задаче?
14 кг кислорода в год
- Какой способ охраны воздуха указан в каждой задаче? 1. Установка очистных сооружений.
2. Озеленение окружающей среды.
- Какой вывод можно сделать? - Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам поработать с кластером. Что мы узнали о воздухе?
Достигли ли цели урока?

Дети составляют кластер

Достигли.
Оценивают работу на уроке.