Работа по развитию связной речи в начальной школе – одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии универсальных учебных действий

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


«Естественный путь усвоения языка - это развитие речи. Речь - канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Так сказал известный психолингвист Николай Иванович Жинкин.

Проблема развития речи всегда была актуальна в методике преподавания, т.к. для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом и с бедным словарным запасом, а ещё с выраженными логопедическими проблемами (например, в моём классе таковых 9 человек, что составляет 36 %), приходится искать новые пути решения проблемы. Возникает противоречие между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования имеется требование к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: "Для того, чтобы обучающийся действительно усвоил образовательную программу, он должен уметь грамотно и чётко излагать свои мысли как устно, так и письменно"

Проанализировав результаты ВПР учеников моего выпуска, мною были сделаны следующие выводы: наибольшую трудность для уч-ся представили те задания, в которых нужно было выразить свою мысль, т.е. построить связное развёрнутое высказывание.

Например:

1) Какую работу выполняют люди данной профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

2) 8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. Почему для России важно развитие науки? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений).

3) Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

4) Представь, что одноклассник (одноклассница) пригласил (пригласила) тебя в гости на день рождения, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть пригласившего (пригласившую). Запиши свой отказ.

Поэтому я и выбрала следующую тему: "Работа по развитию связной речи - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии универсальных учебных действий".

Цель: продемонстрировать наиболее оптимальные приемы работы по развитию связной речи младших школьников.

Задачи:

  • Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников.
  • Отобрать наиболее оптимальные современные педагогические методики и средства организации учебного и воспитательного процесса с учётом современных требований и использованием инновационных технологий и применить их на практике.
  • Формировать навыки связной речи у уч-ся (устной и письменной).

В перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках ВПР по развитию речи, входят следующие:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • строить речевое высказывание заданной структуры по содержанию прочитанного текста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять небольшие тексты по заданной теме.

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи. Это - связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания - последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности сообщения.

Учителю при работе по формированию связной речи обучащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи. «Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства». А мотив речи («ради чего я говорю») возникает у детей только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Успех в работе по развитию речи невозможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание, предлагаемое учителем (учитель спрашивает - надо отвечать!). В ситуации такого обучения, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету учителя, когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» на бесчисленные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить двигателем высказывания детей. Развитие связной речи - процесс последовательный, сложный, творческий. Он требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Это требует определенной организации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Главные требования к речи учащихся:

  • содержательность;
  • логичность;
  • точность;
  • выразительность;
  • ясность;
  • правильность.

Как же организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными?

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные, прежде всего с развитием детского речевого творчества.

Первое направление - игра. Принципы коммуникативного обучения легко осуществляются в игровой деятельности, т.к. это естественная деятельность, требующая речевых действий. Например, ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизация) содержат в себе элементы самых различных видов творчества. Можно провести конкурс - инсценировку возможного вежливого диалога (учащиеся сами определяют речевую ситуацию; например в классе, на улице и т. д.). Здесь же проводится работа над постановкой голоса учащихся, мимикой, жестами, с использованием элементов театральной педагогики. Например, мы составляли диалоги на темы: «Телефонный разговор», «Продавец и покупатель», «Кондуктор и пассажир» (работали в группах). Учащиеся сами выбрали детей на роли в этой сценке. Бурно обсуждали, как правильно должен двигаться, говорить тот или иной персонаж. Интересна работа в форме интервью, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме. Ещё внедряется работа с куклами. Кукольный театр имеет большое значение для всестороннего восприятия детей. Он помогает легче, ярче, правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Увиденное, а самое главное, исполненное ими в театре, расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям, такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Второе направление в развитии речи - это творческое сочинительство. Младших школьников привлекает работа, которая пробуждает их творческую мысль, развивает фантазию, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию. Процесс овладения письмом, восприятие речи на слух, умение правильно выразить свою мысль в письменном виде даётся детям трудно. Творческое сочинительство - высшая форма проявления творческих способностей ребёнка, требующая огромных усилий. Поэтому необходимо вызвать интерес, желание поделиться своими мыслями, создать в классе атмосферу доброжелательную, заинтересованности, внимания, уважения. Например: «О чём я хочу поделиться со своим другом», «Кем быть?», «На кого хочу быть похожим и почему?» или конкурс «И все засмеялись». Чтобы заинтересовать в сочинительстве обязательно учащиеся привлекаются в игру. Начинаем сначала с чтения небольшой сказки и предлагаем пересказать с помощью иллюстраций. Потом по своим картинкам учащиеся рассказывают сказку. Постепенно усложняем, используя игру «Говорящие рисунки» (Приложение 1).

Хорошие результаты даёт приём конструирования: сочинение загадок, считалок, где используется стихотворение (Приложение 2). Соотношение звуков в словах, умение сравнивать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. В начальных классах дети описывают картину по вопросам (Приложение 3).

Очень важна работа над смыслом пословиц и поговорок. Психологи утверждают, что именно раскрытие смысла пословиц говорит о высоком уровне развития интеллекта ребенка. Основная методическая сложность кроется в иносказательном характере, в их скрытом смысле, который можно истолковать по-разному. Во многих случаях их текст не соответствует иносказательному смыслу. Отсюда и сложность: не только пояснить детям смысл пословицы, сколько донести суть иносказания, тайный смысл. Для решения данной проблемы я предлагаю использовать на занятиях по развитию игровые упражнения (Приложение 4).

Работа по развитию речи учащихся предполагает введение в словарный запас детей не только слов с различными смысловыми оттенками, но и образных выражений: куда глаза глядят, сломя голову, бить баклуши и т.д. Можно на занятиях использовать разнообразные упражнения, включающие в себя устойчивые сочетания; нахождение в тексте, замена ими слов, - выделение из данных выражений синонимичных и антонимичных пар, составление с ними предложений и рассказов, использование упражнений в игровой и занимательной форме. Для этого используются игры «Где моя половинка?», «Не зевай!», игры на определение антонимичных образных выражений, работа с картинками - подсказками, составление небольших рассказов, включив в них образные высказывания. Это позволяет употреблять в речи учащихся значительное количество выражений

Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. Понятно, что на начальном этапе детям тяжело подбирать нужные слова, составлять предложения и размещать в правильном порядке. Поэтому письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Сочинения первоклассников - это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.

В 1-2 классах текст сочинения составляется коллективно. В своей работе я использую следующие виды сочинений: Сочинение по серии рисунков. Сочинение по сюжетной картинке. Сочинение по рисунку (описание предмета). Сочинение на основе прочитанного произведения. Сочинение на основе собственных наблюдений.

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:

1) Творческие:
- Что такое доброта?
- Мои три желания.
- Где бы я хотел побывать? Почему?
- Путешествие осеннего листочка.

2) Репродуктивные:
- Что я знаю о белке.
- Мой верный друг.
- Как зимуют звери.
- Мои игрушки.
- Наша дружная семья.

3) Сочинение-рассуждение:
- Почему осенью с деревьев опадают листья?
- Почему идёт дождь?
- Почему я люблю книги?
- Почему меня так назвали?
- Почему нужен друг?

4) Сочинение-описание:
- Моя любимая игрушка.
- Первый снег.
- Наша классная комната.
- Дом, в котором я живу.
- Новогодняя ёлка.

Эффективным приемом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. Памятки составляю на протяжении многих уроков по мере отработки отдельных умений.

Так при обучении сочинению составлена следующая памятка:

  • Определи, о чем будешь писать (тема).
  • Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому.
  • Наметь части сочинения, составь план.
  • Определи, о чем рассказать подробнее.
  • Напиши сочинение.
  • Проверь работу.

При подготовке к изложению ребята используют памятку:

  • Прочитай текст. Определи тему и основную мысль.
  • Найди в тексте опорные слова.
  • Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
  • Найдите слова, которые нужно проверять.
  • Подумай, как объяснить их написание.
  • Еще раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
  • Не забудь проверить свою работу.

Таким образом, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. «Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка» (Л. С. Выготский). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Нужно помнить, что речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Только систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается

Таким образом, в ходе своей работы я пришла к выводу: чтобы процесс развития связной речи был успешным и дал положительные результаты, необходимо использовать самые разнообразные методы и приёмы в работе, доказавшие эффективность многолетней школьной практикой. Но главным условием успеха при этом следует считать системный подход в методике подбора и организации упражнений, который предполагает последовательность и систематичность.

На следующий год я планирую продолжить работу над этой темой.

Список литературы

  1. Борищук Н.К. Развитие речи - развитие личности школьника // Начальная школа. - 1988. - №3.
  2. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах. - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  5. Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // Русский язык в школе. - 1985. - №1. С. 23-30.
  7. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. - М.: ВАКО, 2009.
  8. Канакина В.П. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: ВАКО, 2016.
  9. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1984.
  10. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. - М.: Астрель: АСТ, 2007.