Растительность Африки (из рубрики «География растений мира»)

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: Африка


В настоящее время трудно привлечь внимание учащихся кружком под названием «Ботаника». Оно скорее вызовет усмешку. Я предложила другое название, «Флорист». Во-первых, не все знают, что это, поэтому уже вызовет интерес. У некоторых возникает ассоциация с подбором цветов в букеты, хотя известно, что Флора - богиня всех растений.

Однако, уже на первых занятиях выяснилось, что лучше изменить название на «Путешествие в мир растений» или что-то подобное.

Соответственно и планирование тоже следует поменять. Предлагаю следующий набросок или проект планирования.

Наименование тем

Краткое описание содержания урока

1

Строение растений

Изучить внешнее и внутреннее строение с помощью небольших фильмов, фрагментов фильмов, цветных иллюстраций, игр, поделок

2

Экологические группы растений

Экология. Группы растений по отношению к водному обмену (гидратофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, склерофиты) эдафические, а также отношение растений по отношению к плодородию почв(олиготрофы, мезотрофы, эвтотрофы). Кроме того, отношение растений к рельефу, составу воздуха, шуму, магнитного поля и т.д.

3

Биотические и антропогенные факторы

1. фитогенные; микогенные; зоогенные.
2: физические; химические; биологические; социальные.

4

Экологические оптимум. Биоценотический оптимум

Знать определение «экологического оптимума», а также зоны биоценотического оптимума

5

Биогеография

Ареал. Эндемики. Реликты. Космополиты. Фаунистическое и флористическое районирование. Путешествия в разные страны, или материки (Африка, Австралия и др.)

6 Астробиология: вчера, сегодня, завтра Поиск жизни на других планетах

Тем - 6; 34 ч/год; 1 ч/нед

Занятия можно предложить в форме путешествий, предварительно сделать презентацию или фильм.

Итак, наше первое путешествие будет посвящено Африке.

Африка - второй по величине материк после Евразии. Его площадь вместе с островами, из которых самый большой Мадагаскар, равна 30,3 млн км2. Слово «Африка», как полагают учёные происходит от названия берберского племени африги, которое жило в одном из районов на севере материка. В последствие это название распространилось на весь материк.

Великие заслуги в исследовании природы Африки и её населения русских учёных. (вставить несколько фамилий) В 1926-27 гг. в северо-восточную часть материка была организована экспедиция для изучения культурных растений. Её возглавил крупнейший учёный Н.И.Вавилов. Было создано более 36 тыс. образцов культурных растений. Н.И.Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных твёрдых сортов пшеницы[4]. Во многих странах Африки русские исследователи и учёные работали и работают сейчас.

Но речь пойдёт не только о культурных растениях, но и диких растениях.

В Африке несколько природных зон, каждой из которых соотвествуют свои растения.

Экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго (Заир) и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора. Образование зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года.

Экваториальные леса Африки разнообразны по составу. Одних только деревьев насчитывается около 1000 видов. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и другие растения. В нижних растут бананы, древовидные папоротники, лианы, которые делают лесную чащу непроходимой.

Экваториальный лес - родина многих ценных растений, например самой распространённой из всех пальм - масличной, из плодов которой получают пальмовое масло. Древесина многих идёт на изготовление дорогой мебели и в большом количестве вывозится за пределы материка, например эбенового дерева, имеющего древесину чёрного или темно-зелёного цвета [2].

Саванны в Африке занимают огромные пространства - около 40% площади материка. Такого большого процента площади саванн нет ни на одном материке.

Саванны - бескрайние, покрытые травой пространства, где встречаются одиночные деревья или группы деревьев, между ними может быть расстояние до сотни метров.

Для деревьев здесь климат тяжёлый, по нескольку месяцев не выпадают осадки. Растительность выгорает, на долгое время саванна превращается в пустыню.

В саванне распространены такие растения как баобаб, зонтичная акация и др. Баобаб очень толстое дерево. Его обширный ствол состоит из мягкой волокнистой древесины, которая как губка впитывает воду и хранит её на протяжении всего сухого сезона (рис вставить). Зонтичная акация устроена по-другому. У неё очень короткий ствол, на высоте 3 м отходят крупные горизонтальные ветки, они образуют очень густую и раскидистую крону, по форме напоминают зонтик. Этот зонтик затеняет обширные территории, снижает испарение с поверхности земли, мощные корни достают влагу с глубины. В сезон дождей жизнь в саванну возвращается. Можно охарактеризовать климат как субэкваториальный.

Наибольший интерес вызывают тропические пустыни. Они занимают обширные площади к северу и к югу от саванн. Дожди здесь - большая редкость, песчаные бури бывают чаще. Мало воды - мало растительности, кроме того, со специфическими приспособлениями. Для пустынных растений характерны очень длинные корни, которые могут прорастать до подземных вод. Те самые ксерофиты (см. рис. Ксерофиты Африки).

Встречаются здесь оазисы - показатели близко залегающих подземных вод. Наиболее распространённое растение - финиковая пальма, дающая очень питательные плоды.

Самые крупные пустыни Северной Африки - Сахара, а в южной части материка - Калахари.

Лес и саванна - это два различных мира. Почвы и растительность саванн зависят от сезона дождей. Ближе к экваториальным лесам, где сезон дождей длится 7-9 месяцев, образуются красные ферролитные почвы. Травы достигают 3 м в высоту. Среди сплошного моря трав местами разбросаны рощи с редко растущими деревьями, огромные баобабы с раскидистыми ветвями, масличные пальмы, пальма Дум (см. примечание).

Там, где продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев, распространены типичные саванны с красно-бурыми почвами, с не очень высокими травами. На безбрежном травянистом пространстве выделяются различные акации с плоской зонтикообразной кроной.

На границе с полупустынями, где скудные дожди выпадают всего 2-3 месяца, образуются опустыненные саванны с сухими колючими кустарниками и редко стоящими жёсткими травами. Встречаются также молочаи - древовидные растения, имеющие мясистые стебли и ветви, лишённые листьев и покрытые колючками, которые, приспосабливались к сухому климату, накапливают в них запас влаги.

Природные условия саванн благоприятны для выращивания культурных растений жарких стран: маниока (вечнозелёного кустарника), корни которого богаты крахмалом), батата (сладкого картофеля); кукурузы, арахиса, в восточной части саванн - хлопчатника, а в более влажных местах - рис.

Тропические пустыни в Африке занимают огромную площадь. На долю пустынь и саванн приходится большая площадь материка. Поэтому Африку называют материком классического развития саванн и пустынь.

Наибольшую площадь пустыни занимают в Северной Африке. Годовая сумма осадков в Сахаре почти повсюду менее 100 мм. Во внутренних частях осадков иногда не бывает по нескольку лет.

Большие суточные и значительные годовые амплитуды температур вызывают сильное физическое выветривание. Часто в Сахаре можно услышать взрывы, напоминающие грохот отдалённой канонады. Это горные породы растрескиваются и разрушаются, превращаясь в груду камней, щебня и песка. В Сахаре огромные площади занимают каменистые пустыни. С ними чередуются глинистые и песочные пустыни, где местами громоздятся дюны и барханы.

Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами, особенно в центральной части, её нет совсем. Кое-где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники. Только в оазисах развивается богатая растительность.

В Южной Африке зона пустынь занимает побережье Атлантического океана (пустыня Намиб). Для характерно уникальное и удивительное растение вельвичия. Короткий ствол её поднимается над землёй лишь на 50 см. От его вершины отходят два плотных кожистых листа, достигающие в длину до 3 м. Листья растут непрерывно, отмирая на концах. Возраст вельвичии может достигать 150 лет. К востоку и северу пустыни Южной Африки переходят в пустыни, где преобладают колючие подушкообразные растения, а также молочаи и алоэ. Характерны также дикие арбузы с сочными плодами, часто заменяющие местному населению и животным воду.

Конечно, следует упомянуть влияние человека на природу. Сократилась площадь лесов, которые веками раскорчевывались и выжигались под пашни и пастбища. Особенно большой ущерб природе Африки был нанесен европейскими колонизаторами. Европейцы вывозили дорогостоящую древесину в свои страны. Поэтому в ряде государств (в Нигерии и др.) возникла опасность полного исчезновения лесов. Территории на месте сведённых лесов занимали под плантации какао, масличной пальмы, арахиса и т.д. На месте саванн находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ.

В связи с неправильным ведением сельского хозяйства (выжигание, чрезмерный выпас скота, а также вырубка деревьев и кустарников) на протяжении многих веков саванны уступают место пустыням. Только за последние полвека Сахара значительно продвинулась на юг и увеличила свою площадь на 650 тыс. кв2. Потеря сельскохозяйственных земель приводит к гибели скота и посевов, к голоду людей [3].

В конце занятий можно предложить загадки о просмотренных растениях.

Например.

Загадка 1. Как называется это растение?

Родина этого растения - Африка. Его ствол может достигать 45 м в окружности. Плоды этого дерева (длинной в 35 см и шириной 17 см) используются в пищу местным населением. Листья едят в свежем виде, а в высушенные, считаются прекрасной приправой. Кроме того, используют листья при лечении лихорадки. Из семян получают противоядие против строфанта. Обжаренные семена напоминают кофейный напиток. Древесина дерева способна запасать воду на весь сухой период.

Загадка 2. Это удивительное растение тоже растёт в Африке в пустыне Намиб. Похоже оно на цветок с огромными лепестками. Но это листья. Ими оно впитывает влагу из воздуха, собирая росу после холодной ночи.

  1. Откуда влага в воздухе или роса в пустыне?
  2. О каком растении идёт речь?

Следующее занятие-путешествие совершим в другую страну.

Приложение. Рисунки к статье [1,5]

Литература

  1. Ассеева Т.В.,Тихомиров В.Н.Школьный ботанический атласс. М.,Просвещение, 1964.
  2. Камелин Р.В. География растений. Санк-Петербург. 2018.
  3. Круговер В.И. Творческая ботаника 5-9. Волгоград. Учитель. 2018.
  4. Прокофьев О. В мире растений. Издательство «Кайнар», Алма-Ата, 1969.
  5. Интернет-ресурсы.