Критерии устного ответа обучающихся: метапредметный подход к оцениванию

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11


Как оценить устный ответ учащихся, используя метапредметный подход? Современная модель системы оценки образовательных результатов предполагает, что личностные результаты оцениваются через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры, предметные результаты - через систему предметных знаний и действий, а метапредметные - через УУД (универсальные учебные действия). Оценивая устное выступление, мы оцениваем сформированность следующих видов УУД:

  • Регулятивных;
  • Коммуникативных;
  • Познавательных;

Для предметов естественнонаучного цикла в приоритете познавательные УУД, для гуманитарных предметов - коммуникативные. Но, тем не менее, оценивая устные ответы ученика, например по биологии, можно оценить все виды УУД, в том числе и коммуникативные. Для этого можно использовать уровневый подход к оцениванию.

Необходимо разработать критерии оценивания устного ответа (такие критерии можно разработать и для многих других видов работ, в том числе и письменных или творческих). Для каждого критерия прописываются дескрипторы (описание оценочных суждений) с указанием баллов, в идеале их может быть три - соответственно уровням достижения результата: базовый, повышенный и высокий, стоимость их может быть 1, 2 или 3 балла. Удобнее всего оформить критерии на оценочной ведомости и прямо по ходу выступления учащегося проставить соответствующие баллы. Затем баллы переводятся в оценку по специально созданной шкале.

В качестве примера могу назвать некоторые критерии оценивания и дескрипторы к ним, которые я разработала и использую для оценки докладов и сообщений учащихся на уроках биологии. Эти критерии висят на стенде в кабинете, и так же перед уроком, когда планируются выступления докладчиков, я выкладываю данные требования в электронном дневнике вместе с домашним заданием.

Критерии оценивания докладов и сообщений:

Регулятивные УУД:

1. Выступающий точно укладывается в рамки регламента (5 минут):

  • Регламент выдержан - 1 балл;
  • Не соответствует регламенту - 0 баллов.

2. Выступление соответствует заявленной теме, цели и задачам:

  • Тема соответствует содержанию - 1 балл;
  • Тема не соответствует содержанию - 0 баллов.

3. Рефлексия (самоанализ и оценка своего выступления)

  • Затрудняется провести самоанализ - 0 баллов;
  • Проводит анализ своего выступления, может назвать достоинства и недостатки выступления - 2 балла;
  • Проводит анализ своего выступления, может назвать достоинства и недостатки выступления, способен сформулировать саморекомендации - 3 балла.

Если продумать на каждый критерий по 3 дескриптора, то будет очень удобно анализировать по уровням результатов: 1 уровень - низкий, соответствует репродуктивному, 2 уровень - средний или продуктивный и 3 уровень высокий или творческий. И такой анализ можно провести по всем УУД.

Познавательные УУД:

1. Полнота представленной информации:

  • Представленные отдельные вопросы темы - 1 балл;
  • Представлены все аспекты темы, допущены неточности - 2 балла;
  • Представлены все аспекты темы, ошибок не допущено - 3 балла.

2. Научность излагаемого материала:

  • В докладе не используются научные термины и понятия, докладчик плохо ориентируется в материале - 1 балл;
  • Выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал, объясняет незнакомые термины и понятия, допускает неточности или негрубые ошибки - 2 балла;
  • Выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал, объясняет незнакомые термины и понятия, использует достоверные источники информации (и ссылается на них) - 3 балла.

Коммуникативные УУД:

1. Умение докладывать

  • Докладчик сбивчиво излагает свои мысли или читает с листа, говорит тихо, невнятно - 1 балл;
  • Не все мысли докладчика были четко сформулированы - 2 балла;
  • Докладчик четко и ясно излагает материал, сочетает краткость и информативность - 3 балла.

2. Участие в полемике

  • Докладчик затрудняется ответить на заданные вопросы - 0 баллов;
  • Докладчик принимает замечания аудитории, отвечает не на все вопросы - 1 балл;
  • Выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории - 2 балла.

Или возможен второй вариант оценочной ведомости, где прописывается критерий и к каждому критерию три дескриптора: соответствует критерию, частично соответствует, не соответствует. И так же эти дескрипторы будут соответствовать низкому, среднему или высокому уровню сформированности УУД.

Отрицательные стороны данного способа оценивания:

  1. Необходимо время на разработку критериев оценивания и создания оценочной ведомости.
  2. Если проводить оценивание по всем правилам, с проведением дискуссии по теме доклада, обсуждением вопросов, с самоанализом учащимся своего выступления, с анализом ученика, который оценивал выступление - то на уроке это может занять много времени. Мне, как учителю биологии, проводить такой глубокий анализ устного ответа ученика приходится крайне редко, так как на изучение предмета отводится в 5-7 классах - 1 час в неделю, в 8-9 - 2 часа.

Положительные стороны данного способа оценивания:

  1. Виден результат по каждому УУД, удобно проводить анализ, и можно даже отслеживать динамику по отдельным ученикам.
  2. Удобно и быстро можно работать с заранее приготовленной оценочной ведомостью.
  3. Можно активно задействовать аудиторию, для поддержания дискуссии, слушатели формулируют и задают вопросы докладчику, развивая тем самым свои коммуникативные навыки.
  4. Можно предложить одному из слушателей провести оценку выступления одноклассника по всем критериям. Если одновременно оценивать выступление докладчика учителю и однокласснику, то можно потом сравнить результаты и подискутировать. Учащийся, оценивая доклад, так же развивает регулятивные навыки, анализирует выступление.
  5. Если использовать уровневое оценивание регулярно и по заранее известным критериям, то можно добиться хороших результатов, развития определенных компетенций учащихся.
  6. Учащимся интересен данный вид работы, они активно участвуют в оценивании и задают вопросы по содержанию доклада.