Автор настоящей статьи предлагает рассмотреть системный подход к обучению одной из тем раздела «синтаксис» английского языка - "Порядок слов в основных типах предложений". Данная тема является одной из главных в младших и средних классах и предоставляет определенную сложность для учащихся из-за наличия большого количества нюансов, которые требуют интервального повторения и закрепления через практику. Помимо этого, успешное применение данной методики позволит подготовить учащихся к успешному освоению таких тем, как «Видовременные конструкций английского глагола».
За основу подхода взята методика Зайцева Николая Александровича - российского педагога-новатора и разработчика уникальных методик по обучению чтению, математике, русскому и английскому языкам. Абсолютно алгоритмичный, наглядный и функциональный, метод позволяет дать детям комплексный инструмент для построения любых английских предложений в любом грамматическом времени. Начнём объяснение порядка слов в предложениях в любом времени, руководствуясь некоторыми принципами:
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ
Для начальной школы достаточно академично звучит объяснение порядка слов в предложении следующим образом: в английском утвердительном предложении на первом месте должно стоять подлежащее, за ним сказуемое, потом дополнения (косвенное, прямое, предложное), за ними обстоятельства девяти видов (образа действия, места, времени и т.п.). Обстоятельства места и времени иногда могут стоять перед подлежащим. Отрицание "not" ставится после вспомогательного глагола, отрицание "not" пишется слитно с ним. В вопросительном предложении сначала идет вопросительное слово (если оно есть), потом вспомогательный глагол, подлежащее, отрицание (если оно есть), основной глагол, дополнения, обстоятельства и т.д. Ребенок испытывает затруднение в понимании материала из-за обилия терминов и, как следствие, мотивация его заметно снижается, и он тут же выключается из процесса. Здесь, для более доступного изложения темы, приходят на помощь цвета и графические образы. Возьмём красный цвет для подлежащего, синий для глагола, чёрный для отрицательной частицы not и зеленый для второстепенных членов предложения. На первом занятии знакомим учащихся с формулой утвердительного предложения, где S - подлежащее, V - сказуемое, O - дополнение, P - место, T - время выполнения действия, в которой последние три члена предложения могут быть, а могут и отсутствовать.
Особое внимание обращаем на разницу между ФИКСИРОВАННЫМ порядком слов в английском предложении и свободным в русском. О том, что P и T могут путешествовать на первое место, мы расскажем немного позже, когда учащиеся будут свободно владеть формулой.
В практической части урока нужно уделить достаточное количество времени разбору английских предложений, составлению утвердительных предложений разных по составу и переводу с русского на английский с указанием членов предложения. При этом в записях учащимися активно используются три цвета для обозначения грамматических категорий: красный, синий, зелёный соответственно.
My sister plays the piano in her room every evening.
I meet her at the shop every day.
John's granny brings him sweets at the weekend.
My cat sleeps under my bed.
2. ПРИНЦИП ОБРАЗНОСТИ
Образ №1. Снеговик.
Как мы уже поняли, речь учителя становится более понятной ученикам, при использовании доступных им слов и выражений, а введение графических образов позволяет быстрее вызвать в памяти ученика все, что связано с темой.
Так, например, утвердительное предложение мы обозначим пикторгаммой плюса в кружочке.
Под ним нарисуем минус в кружочке, еще ниже три кружка с вопросительными знаками внутри. Третий кружок - общий вопрос, четвёртый - специальный и пятый - вопрос к подлежащему.
Итого пять кружков. Нарисовав их вплотную друг к другу, получаем запоминающуюся схему-снеговика, который далее упростит понимание учениками задания «составить снеговик с предложением, например «Том живет вместе с бабушкой и дедушкой», а опорная схема в тетради будет служить простым и понятным алгоритмом действий. Но, давайте по порядку.
Образ №2. Лошадка.
После того, как мы разобрались с «плюсом», а это, по сути, любое предложение по формуле SVOPT, мы не забудем подчеркнуть главные члены предложения и над подлежащим надписать личное местоимение его заменяющее. Далее «минус» - это отрицательное предложение. Здесь требуется введение еще одного образа, мобильного и подвижного, без которого не обходится большинство типов предложений - это лошадка, она же - вспомогательный глагол.
Именно она «тянет за собой», «берёт на себя» (здесь как вам удобно) отрицательную частицу not, и, в большинстве случаев, сокращается с ней. В дальнейшем, при прохождении любого грамматического времени, мы будем рядом с формулой утвердительного предложения отдельно указывать вспомогательный глагол в лошадиной голове. Формула отрицательного предложения будет выглядеть так:
Здесь мы говорим о том, что в качестве «лошадки» в предложении могут быть сами глаголы:
to be, have/has (когда + got), can.
I'm not a small child.
Lina hasn't got a pet.
Fish can't fly.
Однако, когда в утвердительном предложении нет указанных выше глаголов, то нам придётся звать на помощь другой вспомогательный глагол: do/does, например:
Steve doesn't play hockey.
На этом этапе требуется введение ещё одного образа.
Образ № 3. Семейка.
На этом этапе мы знакомим учащихся с четырьмя основными семейками предложений английского языка, которые живут в одном, но четырёх-подъездном доме. Семейка «to be-шек», семейка «have/has got», семейка «can+V» и семейка «do/does». Нижеприведённая таблица, размещается в классе на видном месте для активного пользования учениками во время уроков. Поэтому сразу перерисовывать ее в тетради ученикам нет смысла.
Практическая часть урока может содержать задание на угадывание семеек как английских, так и русских предложений, а также образования из них отрицательных предложений. Здесь рекомендуется обратить особое внимание учащихся на перевод на русских язык предложений семейки «have/has got» двумя способами: Например: «I've got…» - «Я имею…» и «У меня есть…». Также на особенность перевода предложений семейки «to be», где зачастую глагол в русском предложении опускается, например:
Sam is my best friend. - Сем - мой лучший друг.
Вернёмся к образу снеговика и рассмотрим в нём образование общего вопроса. Здесь мы приучаем учеников к фразе: «Лошадка выскакивает на первое место» и покажем это действие стрелочкой, идущей в начало предложения.
Каждый учитель сам выберет оптимальных размещение важных деталей в схеме. Так, например, буквами NB на полях и стрелочкой можно отметить переход окончания -s от смыслового глагола ко вспомогательному в отрицательном предложении семейки do/does. В объяснении кратких ответов на общий вопрос, необходимо обратить внимание учащихся на присутствие «лошадки» в обоих вариантах и замене подлежащего на личное местоимение.
Специальный вопрос образуется по формуле:
Буквосочетание Wh…служит обозначением любого вопросительного слова. Здесь стоит подробнее остановиться на двух типах чтения этого буквосочетания. Также нужно объяснить учащимся, что важно понимать о чём спрашиваем и иногда брать не все слова из общего вопроса.
И, наконец, вопрос к подлежащему. Алгоритм действий такой: мы возвращаемся в утвердительное предложение и вместо подлежащего ставим вопросительное слово «who» или «what», а дальше порядок слов утвердительного предложения:
Рядом с вопросительным словом обязательно укажем = he, she, it. Это объяснит, почему глагол в этом вопросе будет стоять в 3л., ед.ч. Этот момент нужно обязательно акцентировать, т.к. он представляет трудности для запоминания. Формула краткого ответа на вопрос к подлежащему предельно проста: существительное или личное местоимение плюс «лошадка».
Подводя итоги, хочу добавить, что такая подача грамматического материала по разделу «синтаксис» позволяет также использовать мини инсценировки с участием самих учащихся, что всегда вызывает интерес, вовлеченность в процесс изучения материала, а главное, желание во всем этом разобраться.
Поскольку в большинстве УМК образование настоящего простого времени у глаголов to be, have/has got, can рассматривается отдельно от всех остальных глаголов, обозначающих действие, то объяснение вышеуказанной информации в начале учебного года позволит учащимся получить общее, системное представление, а далее отрабатывать детали, практиковаться, что будет являться уже интервальным повторением и значительно увеличит качество знаний по данной теме.