Развитие познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики

Разделы: Математика, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, дидактическая игра


Активизация познавательной деятельности учащихся - это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

Учитывая дефект познавательной деятельности детей с ОВЗ, необходимо развивать не только исполнительскую, воспроизводящую деятельность, но и в должной мере должны решаться задачи коррекции, подготовки к овладению профессией, социальной реабилитации и адаптации.

Развивая воспроизводящую деятельность учащихся, ставится и решается сложная задача - развитие их инициативы, творческой деятельности, использование полученных знаний сначала в аналогичных, а затем в новых условиях, для решения новых задач. Это возможно лишь при учете не только особенностей их познавательной деятельности, но и личностных качеств, их отношения к процессу познания, учению.

Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, необходимо создать у них определенную установку на восприятие и осмысление этих знаний. Это достигается путем создания игровой или жизненно-практической ситуацией, в которой ученики почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи, их заинтересовавшей. У учащихся пробуждается чувство ожидания нового, неизвестного.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В течение последних лет ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к приобретению знаний на уроках математики.

Воспитание у детей с ОВЗ самостоятельности, инициатив, активности - требование наших дней. Поэтому возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, мышления, практических навыков. В практической деятельности необходимо применять следующие активные формы и методы обучения: деловые игры, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций и метод разыгрывание ролей.

На уроках математики немаловажную роль отводят дидактическим играм - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, коррекционно-развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Для создания и режиссуры дидактических игр требуется много личного времени учителя, повышенное методическое и профессиональное мастерство учителя.

Учебная игра, как и всякая учебная деятельность, включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

На уроках также используются деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и интегрируется его реализация в практической жизни. Открытый урок в форме деловой игры «Аукцион» - это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. Сюжет игры позволяет создать производственную ситуацию, в ходе которой учащимся необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей.

Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна, поэтому при проведении открытого внеклассного мероприятия в форме деловой игры «Менеджер» необходимо раскрыть содержательную сторону экономических понятий через математические задания. В данной игре представлены различные по форме и видам математические задания, наполненные экономическим содержанием. Каждое задание содержит вопрос, связанный с той или иной экономической терминологией. Математические задания выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания.

Дидактическая игра, способствует общему развитию детей с ОВЗ, расширению их кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учит использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации.

Продуктивной формой общения учителя и учащихся является внеклассная работа. Идея соревнования по балльной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием. Это и КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т.д. Во внеклассной работе использую разнообразные формы проведения игр.

При организации игр можно выделить ряд положений для успешного проведения:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда производит к усилению самоконтролю учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы, выигрыш - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к использованию элементов программированного обучения. Опыт использования элементов программированного обучения на уроках математики показал, что целесообразнее использовать его при закреплении знаний, особенно при выработке вычислительных навыков, решения задач и т.д.

Программированные задания составляю таким образом, чтобы ученик, выполняя задание самостоятельно, находил ответ, сравнивал его либо с группой данных ему ответов, среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями приборов. Если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа. Формы подтверждения правильности решения примеров и задач могут быть самыми разнообразными.

На уроках математики чаще всего используется индуктивный путь познания. Он больше ориентирован на особенности развития мышления детей с ОВЗ. Поэтому многие математические понятия, математические операции, свойства отношений изучаются опытным путем. Опытная поверка, наблюдение, постепенное обобщение частных случаев оказываются более понятными для детей с ОВЗ. Такой путь познания позволяет связать преподавание математики с жизнью, новые знания с ранее усвоенными, и обеспечить как условия сознательного их усвоения, так и оптимальный вариант социальной адаптации школьников.