Цель: Обучение детей составлению рассказа рассуждения, используя метод Э. Боно «6 шляп».
Задачи:
- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
- Формировать у детей доказательность речи, умение высказывать свое мнение, аргументировать его, устанавливая причинно-следственные связи.
- Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Интегрируемые образовательные области:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
Материалы и оборудование:
- 6 разноцветных шляп: черная, белая, желтая, зеленая, красная, синяя;
- мнемотаблица по составлению рассказа по теме «Зима»;
- схема для выполнения опыта;
- иллюстрация к картинке С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».
Ход занятия
I. Организационный момент
Настрой на работу.
Позиция: одна ладонь ко лбу, другая - на затылок. Глаза закрыты.
Речь взрослого: «Закройте глаза. Слушайте мои слова. То, что было вчера - ушло навсегда. Это прошлое. То, что будет завтра - это будет завтра. Существует только то, что находится здесь и сейчас. Ваше внимание, память, мысли сосредоточены на том, что мы будем делать сейчас. Мы будем думать, отвечать, действовать. Наши мысли будут ясными, наша речь будет понятной, наши действия будут решительными… Откройте глаза».
- Определите тему сегодняшнего занятия, отгадав загадку:
С каждым днем всё холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома -
Значит к нам пришла … (зима)
- Как вы догадались, что загадка о зиме?
- Как вы думаете, о каком времени года, мы сегодня будем говорит?
Речевая разминка
- Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса
- воет вьюга: з-з-з (с усилением звука)
- застонал лес от вьюги: м-м-м-м (тихо высоким голосом)
- шумят ели: ш-ш-ш-ш
- стихает вьюга: с-с-с-с
Чистогоровки о зиме.
Ок-ок-ок - на улице выпал снежок.
Ул-ул-ул - зимний лес до весны уснул.
Ма - ма - ма - в город к нам пришла зима.
Ом-ом-ом - дети лепят снежный дом.
Ра-ра-ра - метель метет уже с утра.
Ри-ри-ри - на рябину прилетели снегири.
Ос-ос-ос - укутай в мороз свой нос.
Дети присаживаются за столы.
- Что такое текст?
- Какие, 2 типа текстов вам известны?
- Как текст-описание распознать среди других текстов?
- Как текст-повествование распознать среди других текстов?
- Сегодня вы узнаете о тексте-рассуждении?
II. Постановка цели занятия
- В тексте рассуждения есть: тезис, доказательства, вывод.
- Например, послушайте мой рассказ - это текст рассуждение: Зима для меня - это пора волшебства.
Тезис.
Морозец разрисовал моё окно причудливыми узорами. Вся наша улица зимою необычайно торжественна. Земля покрыта белым снегом с голубоватыми огнями. Ёлочки надели пышные снежные шубы.
Доказательства.
Зимой происходят чудеса. Я каждый год с нетерпением ожидаю прихода этой чудесной поры. Поэтому я очень люблю зиму. Вывод.
Физкультминутка
"Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком ,рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.
- Ну а сейчас, ребята, Вы сами попробуете составить тексты - рассуждения. А помогут Вам в этом - мои волшебные шляпы. Сейчас вы разобьетесь на группы и выберите себе шляпу, которая вам больше нравится. Но нужно учитывать, что шляпы волшебные, их цвет определит направление развития Ваших мыслей.
Игровое упражнение «Волшебные шляпы»
Дети сами подходят и выбирают себе шляпы и рассказывают о признаках зимы по методике Э. Боно.
Задания в группах:
1. Белая шляпа - нейтральная, она информирует
Поэтому Вам необходимо составить текст-рассуждение: «Наступила зима», используя вот эту мнемотаблицу.
2. Желтая шляпа-выражает позитивные мысли
Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?
Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок», где Вы проведете опыт, порассуждаете и сделаете вывод.
Опыт "Почему снег хрустит?"
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
3. Красная шляпа - выражает свои чувства
В вашей команде вы составите рассказ - рассуждение, почему Вам нравится зима?
4. Черная шляпа- выражает негативные, отрицательные мысли
В вашей команде вы составите рассказ-рассуждение, от какой зимней погоды вам грустно?
5. Зеленая шляпа - выражает креативные, творческие мысли
Посмотрите на картинку С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» и докажите, что на ней изображена зима.
6. Синяя шляпа
- Ваша команда оценит все шляпы и составит текст-рассуждение, команда какой шляпы справилась с заданием лучше всех.
Детям дается на составление рассказов 3-4 минуты.
- Чья команда готова? Мы с удовольствием выслушаем рассказы-рассуждения о зиме.
Дети выступают с рассказами, надев шляпу на голову.
Рефлексия
- С каким типом текста мы познакомились сегодня на занятии?
- Из каких частей состоит текст-рассуждения?
- Что Вам больше всего понравилось?
- Вы хотите на занятии ещё играть со шляпами