Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


В конце XX - начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития, которую принято называть информационной эрой. Действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях быстро меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

Использование информационных технологий в образовании - процесс объективный и вполне закономерный. Это - требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач образования сегодня - подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Увеличение объема информации увеличивает нагрузки на ребенка и заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость обучающихся, позволяет организовать дифференцированное обучение.

Опыт работы показывает, что в тех группах, где компьютер непосредственно связан с освоением будущей профессии, у обучающихся формируется более высокий уровень самостоятельных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации.

Методика обучения предмета истории и обществознание всегда была одной из самых сложных и интересных в учебном процессе. На объяснение нового материала, повторение теоретических знаний отводится очень мало времени, а материала много. С внедрением в учебный процесс компьютерных технологий, в том числе и интерактивных досок, значительно повысила эффективность обучения и облегчила работу преподавателя.

Информационные компьютерные технологии обладают богатым творческим потенциалом, который можно использовать в различных предметных областях. Так, новые информационные технологии (компьютер, интернет) позволяют в процессе обучения решить следующие задачи:

  • создать единое информационное пространство;
  • усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные презентации, компьютерное моделирование, анимация);
  • реализовать индивидуально-личностный подход на основе индивидуального режима работы с электронным изданием или программой, выбора режима самоконтроля (легкий, средней сложности, повышенной трудности, с подсказками виртуального учителя или без них);
  • способствовать навыку самостоятельного поиска необходимой информации, ее критического отбора (отбор содержания доклада, анализ полученной информации, преобразование информации из одной формы в другую).

Компьютер, таким образом, становится помощником, как преподавателю, так и обучающемуся в образовательной деятельности. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе значительно увеличились.

Где же в процессе урока используются информационные технологии?

Конечно, при изучении нового материала. Не всегда тема урока может быть интересной и насыщенной событиями, поэтому обучающиеся могут быстро потерять к ней интерес. Вот здесь нам и помогут компьютерные технологии. Давайте рассмотрим на примере урока: «Социально-экономическое развитие России в XVII веке». Здесь, для активизации познавательной деятельности учащихся используется презентация, составленная мной к уроку. На слайдах представлены понятия и определения, новые термины, которые будут изучаться на уроке, а также иллюстрации к новой теме. Бумажные карты постепенно уходят в прошлое, на их место приходят электронные карты, которые благодаря интерактивным доскам позволяют лучше представить масштабы территорий. На интерактивную доску выводится карта «Экономическое развитие России в XVII веке», которую я использую при объяснении нового материала, а также обучающие при ее помощи заполняют контурные карты. Допустим, если тема связана с какими-либо военными действиями можно использовать анимированные карты или видео ролики, которые так же предадут больший интерес вашему уроку.

Еще один этап урока, где несомненно уместно использования информационных технологий на уроке истории - это тестирование, которое можно применять как в начале урока, вместо традиционного опроса домашнего задания или же в конце урока для закрепления нового материала. Обучающимся предлагается при помощи смартфонов перейти в дистанционный класс, где в разделе тесты можно выполнить задание. Результаты прохождения теста видит сразу и преподаватель и сами обучающиеся.

При проведении практических занятий активно использую электронные учебные пособия, например, компакт-диски к учебникам истории.

Достоинствами этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видеофрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке неповторимую атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

Мультимедийные программы позволяют создать на уроке эффект наглядности излагаемого материала, который обычными путями иногда невозможно осуществить.

В результате возрастает интерес учеников к предмету, что позволяет повысить качество усвоения учебного материала, его запоминаемость, компьютер служит прекрасным средством для контроля знаний, самостоятельной работы по предмету: появляется у учеников желание подготовить презентацию, выступить с сообщением.

Но, конечно, не стоит на уроках использование только компьютер и информационные технологии. Структура урока должна быть устроена таким образом, чтобы в ней сочетались и традиционные формы урока и использование информационных технологий, лишь, только тогда урок принесет пользу и знания обучающимся.

Нужно всегда исходить из целесообразности и принципов здоровье сбережения. Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети Интернета на уроках оправданно, прежде всего, в тех случаях, когда это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

Очень важное место в структуре урока занимает групповая работа, особенно на уроках истории и обществознания. Чаще всего этот метод работы использую при проведении практических занятий. Например, при изучении темы «Общественно-политическое движение в России в начале XIX века». Обучающиеся делятся на две группы. Первая группа будет представлять интересы «Северного общества» во главе с Муравьевым Н.М.. Вторая группа - отстаивать идеи «Южного общество», которое возглавлял Пестель П.И. Каждой группе дается план работы, согласно которому они должны выстроить свою деятельность, объясняю критерии оценивания работы, раздаю дополнительные материалы по теме. В процессе работы обучающиеся учатся распределять роли по видам деятельности, развивают логическое мышление, учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, в коллективе формируется общественное мнение, создаются творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого обучающегося

При процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, часто организую свободную беседу, стимулирующую обучающихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Это позволяет обучающимся не просто слушать меня, а вступать со мной в диалог, формировать и высказывать свои мысли, обсуждать поставленные проблемы. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. Я часто обращаюсь к группе с вопросами: - Что слышали об этом событии? Какого ваше мнение по этому поводу? и т.д. Я нацеливаю обучающихся на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета.

В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, воспитать всесторонне развитую, творчески свободную личность и создать максимально благоприятные условия для самоопределения обучающихся в отношении их будущей профессиональной деятельности

Новые информационные технологии, мультимедийные продукты - это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности - ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.