Деловая игра с детьми на формирование финансовой грамотности

Разделы: Мастер-класс

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: деловая игра, финансовая грамотность


Тема

«Погода в доме»

Форма игры

имитационно-ролевая

Назначение

Игра направлена на формирование и укрепление среди старшеклассников семейных ценностей, на обучение их навыкам перспективного прогнозирования результатов своей деятельности и результатов связанных с принятием решений. Проводится в рамках общеобразовательного школьного предмета обществознание, а также возможно проведение в рамках любого тематического мероприятия по внеурочной деятельности.

Цели игры

Педагогические цели:
• формирование у учащихся 9-11 классов, на основе смоделированных ситуаций, обществоведческих понятий: социальная роль и статус, малая социальная группа, социальный институт, бюджет (дефицитный, профицитный, сбалансированный).
• совершенствование навыков принятия коллективных решений, на основе перспективного прогнозирования результатов своей деятельности.
• развитие навыков, способствующих формированию креативного и критического мышления.
• развитие коммуникативных умений.
• формирование и укрепление среди старшеклассников семейных ценностей.
Игровые цели:
• формирование среди учащихся 9-11 классов основ эффективного управления семейным бюджетом, а также финансовой грамотности, навыка поиска нестандартных решений в условиях сложных финансовых ситуаций, смоделированных учителем.
• формирование представлений о важности сохранения и укрепления семейных ценностей, через осознание социальных ролей каждого из членов семьи, формирование навыков внутрисемейных коммуникаций, основанных на взаимном уважении, взаимном понимании и т.д.

Графическая модель взаимодействия участников игры (схема)

Функция участников (роли) В игре принимает участие 2 команды - «семьи» с составом: мама имеет работу, папа имеет работу, старший сын/дочь студент(ка), в свободное от учебы время работает; младший ребёнок (сын/дочь) подросток, в свободное от учёбы время работает.
Прогнозируемый результат

• развитие навыка работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу, прогнозировать результат своей деятельности, отстаивать собственное мнение, при этом учитывать мнения других участников;
• развитие навыка оценки результатов деятельности;
• развитие навыка применения полученных предметных знаний, личного социального опыта на практике, в условиях смоделированной учителем жизненной ситуации;
• формируется представление о ценностях семьи, важности их укрепления и сохранения.

Игровой контекст
(игровой конфликт, ситуация)

В ходе игры, участники, в соответствии со своими социальными ролями, пытаются найти оптимальный выход и принять правильное решение, в условиях смоделированной учителем ситуации.
Участники должны решить ситуативную задачу и скорректировать свой семейный бюджет на следующий месяц с учётом игровой непредвиденной ситуации, пытаясь при этом сохранить как можно больше статей по удовлетворению индивидуальных потребностей каждого члена семьи.

Правила игры

1. Участники 8 человек занимают свои игровые места по 4 человека в каждой команде (два парня и две девушки), затем распределяют внутри «семьи» свои социальные роли. Каждое игровое место должно быть обеспечено стационарным компьютером, ноутбуком или планшетом.
2. На столах у каждой команды табличка с указанием состава семьи и описанием социальной роли, каждого члена семьи, доходов, имущества и личных потребностей.
3. Команды должны внимательно прослушать установку ведущего на игру,
4. Затем «семьи» определяют главу, которые должны как можно быстрее ответить на вопрос ведущего. И в зависимости от
того, кто из них быстрее ответит, получает право первого хода.
5. Далее, по очереди, на цифровом табло (загруженном на компьютере) открывают любой сектор с непредвиденными обстоятельствами.
6. В течение 8 минут участники должны найти оптимальный выход и принять правильное решение, скорректировав свой семейный бюджет на следующий месяц с учётом игровой ситуации, пытаясь при этом сохранить как можно больше статей с расходами удовлетворяющих индивидуальные потребности каждого члена семьи. Расчеты по корректировке производятся в Google таблице, перейдя по соответствующей ссылке на компьютере.
7. После того, как «семья» завершит свои расчеты, главы семей должны выступить с аргументацией своего совместно принятого решения, опираясь на знания из курса обществознания, а также своего личного социального опыта. Время на одно выступление не более 2 минут.
8. После выступлений команд, участники вместе с учителем проводят оценку игровых ситуаций по 4 критериям (не более 7 минут):
1 критерий (перекрестная оценка команд): Умение применять предметные и метапредметные навыки, в условиях смоделированной учителем ситуации. Максимальное количество баллов по критерию 4.
2 критерий (перекрестная оценка команд): Соблюдение хронологических рамок при выполнении задания.
Максимальное количество баллов по критерию 2.
3 критерий (оценка учителя): Умение аргументированно представлять мнение, отражающее решение группы, с опорой на предметные знания и личный социальный опыт. Максимальное количество баллов по критерию 3.
4 критерий (самооценка группы): Умение работать в группе. Максимальное количество баллов по критерию 3.
9. После подсчета общей суммы баллов в турнирной таблице, определяется победитель.

План игры (процесс, этапы, операции, ключевые вопросы)

Время: 25 минут
Место проведения: учебный класс
Игровые этапы:
1. Организационно-подготовительный этап - 5 минут.
• Учителем (организатором игры) даётся установка на игру участникам.
• Введение в игровую ситуацию.
2. Игровой этап - 19 минут.
• Совместная работа участников игры в процессе поиска наиболее рациональных решений в условиях семейно-
бытовых проблем, смоделированных учителем (организатором).
• Контроль и оценка выполнения заданий, заполнение турнирной таблицы.
3. Заключительный этап - 1 минута.
• Подведение итогов игры на основании турнирной таблицы, поздравление победителей.
• Формулирование вывода о важности института семьи и семейных ценностей.
• Заключительное слово преподавателя-руководителя игры.

Ход игры