Класс: 5.
Цель урока: подготовить обучающихся к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Задачи:
- углубить знания о тексте, полученные на уроках русского языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац;
- активизировать лексику по теме «Осень»;
- ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер;
- подготовить обучающихся к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Оборудование:
- Презентация с информацией о биографии и творчестве И.И.Левитана, с репродукцией картины «Золотая осень»;
- Искусствоведческий текст по данной картине.
1. Организационный момент
2. Рассказ учителя о художнике и его картинах
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века.
Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей семьи, он с ранних лет узнал унижения и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».
Картина Левитана «Золотая осень»(1895) заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую художник неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах и картинах.
3. Беседа по картине
- Что изображено на картине? Какие чувства выразил художник?
- Почему картина называется «Золотая осень»?
- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
- О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине?
Учитель предлагает обучающимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.
Опорные слова: данное - небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
- Все эти слова - объекты для описания, то, что нам дано уже самой картиной. А что мы можем сказать «нового» о «данном»?
На экран выводится слайд с записью:
«ДАННОЕ»
|
«НОВОЕ» |
НЕБО |
ясное, лучистое, голубое , светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками |
РЕКА |
неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная |
ДЕРЕВЬЯ |
желтые, золотые, разноцветные, осенние, как свечки, как будто повязались белыми косынками, красивые |
ТРАВА |
пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая |
ПОЛЕ |
зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик, широкое |
ДЕРЕВУШКА |
маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке |
- С чего бы вы начали сочинение о картине?
- Что бы вы написали после вступления?
- Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
- А теперь послушайте, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б.Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали в руки только отдельные листы с напечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый, а какой последний. Давайте попробуем вместе найти выход из создавшегося положения. Прочитайте отрывки.
Искусствоведческий текст (каждый ученик получает листок с текстом)
«Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов».
«Слева мы видим березовую рощу, справа- отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими - деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и, кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, а только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода, но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более мягкими становятся мазки».
«Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи».
- Что непонятного вам встретилось в тексте?
- Соответствует ли содержание текста картине?
- Являются ли отрывки одним текстом?
- Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?
- Вы доказали, что все отрывки - один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки?
- Итак, вы полностью восстановили текст. Обратите внимание на то, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему?
- Предложения, объединенные одной мыслью (микротемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой?
- Обратили ли внимание на то, что в данном тексте абзацы связаны между собой однокоренными словами?
- Понравился ли вам этот текст?
- Что нового о картине Левитана вы узнали из данного текста?
- Как описывает автор текста деревья, реку, поле, небо?
- Как вы видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые ресурсы русского языка.
4. Словарно-стилистическая работа
- Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих слов: ЖИВОПИСЬ, ПЕЙЗАЖ, МАЗКИ КРАСКИ.
- Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом «мазки».
- Образуйте от имен существительных «пейзаж», «живопись» слова со словообразовательным значением «лицо» (пейзажист, живописец).
- Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины.
5. Домашнее задание
Напишите сочинение по картине Левитана «Золотая осень» или по любой другой картине на тему «Осень», придерживаясь законов построения текста.