Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: сочинение по картине


Класс: 5.

Цель урока: подготовить обучающихся к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Задачи:

  • углубить знания о тексте, полученные на уроках русского языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац;
  • активизировать лексику по теме «Осень»;
  • ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер;
  • подготовить обучающихся к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Оборудование:

  • Презентация с информацией о биографии и творчестве И.И.Левитана, с репродукцией картины «Золотая осень»;
  • Искусствоведческий текст по данной картине.

1. Организационный момент

2. Рассказ учителя о художнике и его картинах

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века.

Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей семьи, он с ранних лет узнал унижения и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».

Картина Левитана «Золотая осень»(1895) заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую художник неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах и картинах.

3. Беседа по картине

- Что изображено на картине? Какие чувства выразил художник?

- Почему картина называется «Золотая осень»?

- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

- О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине?

Учитель предлагает обучающимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.

Опорные слова: данное - небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.

- Все эти слова - объекты для описания, то, что нам дано уже самой картиной. А что мы можем сказать «нового» о «данном»?

На экран выводится слайд с записью:

«ДАННОЕ»

«НОВОЕ»

НЕБО

ясное, лучистое, голубое , светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками

РЕКА

неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная

ДЕРЕВЬЯ

желтые, золотые, разноцветные, осенние, как свечки, как будто повязались белыми косынками, красивые

ТРАВА

пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая

ПОЛЕ

зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик, широкое

ДЕРЕВУШКА

маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке

- С чего бы вы начали сочинение о картине?

- Что бы вы написали после вступления?

- Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

- А теперь послушайте, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б.Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали в руки только отдельные листы с напечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый, а какой последний. Давайте попробуем вместе найти выход из создавшегося положения. Прочитайте отрывки.

Искусствоведческий текст (каждый ученик получает листок с текстом)

«Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов».

«Слева мы видим березовую рощу, справа- отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими - деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и, кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, а только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода, но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более мягкими становятся мазки».

«Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи».

- Что непонятного вам встретилось в тексте?

- Соответствует ли содержание текста картине?

- Являются ли отрывки одним текстом?

- Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?

- Вы доказали, что все отрывки - один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки?

- Итак, вы полностью восстановили текст. Обратите внимание на то, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему?

- Предложения, объединенные одной мыслью (микротемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой?

- Обратили ли внимание на то, что в данном тексте абзацы связаны между собой однокоренными словами?

- Понравился ли вам этот текст?

- Что нового о картине Левитана вы узнали из данного текста?

- Как описывает автор текста деревья, реку, поле, небо?

- Как вы видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые ресурсы русского языка.

4. Словарно-стилистическая работа

- Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих слов: ЖИВОПИСЬ, ПЕЙЗАЖ, МАЗКИ КРАСКИ.

- Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом «мазки».

- Образуйте от имен существительных «пейзаж», «живопись» слова со словообразовательным значением «лицо» (пейзажист, живописец).

- Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины.

5. Домашнее задание

Напишите сочинение по картине Левитана «Золотая осень» или по любой другой картине на тему «Осень», придерживаясь законов построения текста.