Цели:
- повторить значения частицы не и правописание не с разными частями речи;
- познакомить со значениями частицы ни;
- формировать навык различения частиц не и ни;
- обогащение словарного запаса, умения сопоставлять, анализировать, исследовать;
- обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
Оборудование: справочник, справочная литература, раздаточный материал, презентация, легенда, схема, таблица, элементы тестирования.
Ход урока
1.Организационный момент
1.1. Приветствие, запись даты, вида работы и темы, которую попробуем определить по следующим предложениям.
На доске:
Когда н.. прихожу на урок, вы рады. Какую гласную напишем? Почему? Что скрыто в данном предложении?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Различение частиц не и ни.
1.2. Целеполагание
- Тема, записанная на доске, новая для нас? Какой частице из тех, что вы видите на доске, мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? Как вы думаете, стоит ли ещё остановиться на значениях частицы не? Глядя на тему урока, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Какими вы их видите? (Повторить значения частицы не и правописание не с различными частями речи; познакомить со значениями частицы ни, формировать различения частиц не и ни.)
2. Актуализация знаний, промежуточная диагностика знаний
2.1. Блиц-опрос
- Что такое частица?
- Какие разряды частиц вы знаете? (с примерами).
- Проверим знания по изученному материалу в игре
2.2. Игра «Третий лишний»
1) разве, вот, неужели;
2) Бы, даже, да;
3) (не)любить, (не)причинять,(не)навидеть;
4) (не)искренность, (не)торопливо, далеко(не)выразительно;
5) (не)поддерживающий товарища, (не)чувствующий боли,не)обдуманный шаг;
6) (не)годуя,(не)доумевая,(не)завидуя;
7) совершенно (не)обдуманный шаг, (не)замечающий боли,(не)услышавший крика о помощи.
Посмотрите и сформулируйте учебную задачу
2.3.Взаимопроверка в парах (с объяснением)
- Довольны ли своей работой или нет? Почему? Что не удалось выполнить правильно и почему? Что помогло безошибочно выполнить работу? Я думаю, не стоит расстраиваться, надо верить в лучшее.
3. Подход к восприятию нового материала
Ребята, а как называют человека, который надеяться на лучшее?
Оптимист.
Антоним к этому слову?
Пессимист.
Предлагаю небольшую анкету. Кто оптимисты у нас?
Прекрасно. А пессимисты есть или нет?
«Оптимист или пессимист».
1. Ждать счастья(не/ни)откуда.
2. Быть в хорошем настроении(не/ни) с чего.
3. Любить людей(не/ни) за что.
4. Обижаться(не/ни) на что.
Какие части речи представлены ? Наречия отрицательные и местоимения отрицательные. Какие орфограммы встретились нам?
В роли чего выступают не и ни, исходя из примеров.
4. Изучение нового материала. Исследование
В основном мы напомнили себе написание не с разными частями речи. А для чего служит частица не?
Оформим это на доске, пожалуйста.
- Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»
Мы постараемся понять, как нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания.
Главным грамматическим признаком частиц является их несамостоятельность, ослабленность их лексического значения.
Частотность употребления не и ни поразительна. Пожалуй, нет ни одного писателя, который не начал хотя бы одного своего произведения без не или ни. Не и ни - вечны! Многие замечательные слова «приходят и уходят», а не и ни остаются.
Частицы не и ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц. Различать не и ни надо по их значению. На прошлом уроке мы уже познакомились со значениями частицы не. Мне любопытоно, усвоили вы тему или нет. А вам?
На парте лежат распечатки. Выберите предложения, где не и объясните значения?
(В это время один человек у доски готовит ответ на вопрос о значениях частицы не)
Если мы так хорошо знаем не, нельзя, я думаю, без внимания оставить частицу ни и выяснить значения ни.
Как мы это можем сделать? (Гипотезы: прочитать в учебнике, самостоятельно попробовать разобраться, спросить у учителя).
Что будет полезнее для вас? (Да, ведь открытие приносит не только знание, но и радость ).
Для того чтобы вы сами смогли сделать определённые выводы по теме. Я предлагаю вам материал для наблюдений.
Анализируя примеры, обращая внимание на посказки-наводящие вопросы, сделайте выводы, когда пишем ни. Обратите внимание на доску, которую мы будем оформлять после работы.
Пожалуйста, в группах выберите ответственного, который организует в группе работу каждого.
- 1 группа формулирует 1 значение,
- 2 - второе значение,
- 3 группа - третье значение,4 группа - 4 значение.
5. Представляют группы ответы
- Оформление краткой записи на доске.
- Проверка по учебнику.
- Проверка по образцу презентации.
6. Первичное закрепление
Даны предложения, где ни, где не? Комментированное письмо.
1. Что ни спросишь, растолкует.
2. Ни зверь, ни птица не нарушали молчания утра.
3. На небе ни звёздочки.
4. Ни строчки не написал.
5. Куда я только не ездил!
7.Закрепление
Работа с текстом. В.Вересаев. Легенда.
Сформулируйте общую для всех задачу. Прочитайте текст.
Ребята, что вы увидели, что вы услышали? Что вы почувствовали?
Найти и объяснить правописание частиц не и ни, их значения.
О чём текст? Идея текста?
Поблема?
Над чем размышляет автор? Какую проблему поднимает автор в тексте (смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе.)
Автор заостряет внимание на том, что туземцы не позволяют себе листочка сорвать. Так они заботливо относятся к святыне.
А цивилизованные люди бесцеремонно врываются в природу и нарушают её гармонию. Как моряки относятся к священному лесу. И что произошло с моряками? Почему они перестали улыбаться?
Найдите средства выразительности. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателя автор использует разнообразные изобразительно-художественные средства, которые позволили усилить звучание своих раздумий.
Какие средства вы знаете? Эпитеты, олицетворения, сравнения, гипербола, антитеза.
- 1 группа исследует текст и находит эпитеты
- 2 группа исследует текст и находит олицетворения
- 3 группа исследует текст и находит сравнения
- 4 группа находит гиперболу и антитезу.
Какими людьми мы должны быть, чтобы радоваться жизни, не разучиться улыбаться? (НЕСТИ в мир добро)
Используя начало и концовку, продолжите текст, включив в него не и ни.
Не могу не радоваться жизни, когда…
В жизнь надо входить «с благоговейным трепетом» и быть добрым и милосердным.
Личная программа.
Жить.
Мерить суши и моря
И верить,
Что живёшь не зря.
Вбирать.
Итожить всё и вся.
И привносить
Не унося!
С.Смирнов
Как вы понимаете последние слова?
8. Рефлексия
Что новое узнали во время урока? Оцените себя в работе на уроке
- Я понял…
- Я смог придумать…
- Для меня на уроке самым интересным было…
- Для меня на уроке самым полезным было…
- В домашней работе мне надо обратить внимание на…
Возвратиться к предложению начало урока!
Не только красота природы, но и красота поступков человека, красота слова, мысли, сотрудничество друг с другом, соприкосновение с удивительным миром делает нас духовно богаче, будит в нас добрые чувства. Общаясь со мной на уроке, вы показали это. Спасибо за урок!
Если вы не только поняли тему урока, но и услышали, что надо быть внимательными друг к другу, беречь в мире такую хрупкую красоту, урок не прошёл мимо вас.
Чтобы ощущать радость жизни, надо научиться сохранять в себе Человека!
9. Домашнее задание
1.Дописать текст по данному началу.
Не могу не радоваться жизни, когда…
Материал для наблюдений
Желаю успеха! Будьте внимательны!
1. Кругом не было ни души.
|
Есть ли в предложении отрицание?
Есть ли в предложении подлежащее?
Определите вид предложения по количеству грамматических основ.
Ни..,, ни…- определите часть речи.
|
Оптимист или пессимист?
1. Ждать счастья (не/ни) откуда.
2. Быть в хорошем настроении (не/ни) с чего.
3. Любить людей (не/ни) за что.
4. Обижаться (не/ни) на что.
Проверьте себя.
1. Что ни спросишь, растолкует.
2. Ни зверь, ни птица не нарушали молчания утра.
3. На небе ни звездочки.
4. Ни строчки не написал.
5. Куда я только не ездил!
Возьми на заметку!
Ни разу =
(Сравни: не раз, не один)
Ни один =
Легенда
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки н.. спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы н.. позволяют себе сорвать н.. листочка.
Веселые моряки н.. погибли. Они воротились на пароход. Но всю оставшуюся жизнь они никогда уже н.. улыбались.
Мне представляется: наша жизнь - это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живет, всё н.. может н.. чувствовать глубоко. Мы ударим топором, ждем - побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить н.. веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.
(По В.В.Вересаеву)