Цель: Ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.
Задачи:
Образовательные: в результате урока ученики должны:
- знать:
- Географическое местоположение Финикии;
- Открытия, сделанные финикийцами;
- Что такое колонии и какое значение их основание имеет для развития и самих государств-основателей, и местных племен и народов;
- понимать:
- Значение открытий для развития хозяйства и общества;
- Значение влияния природных условий и географического положения на пути и темпы развития государства и общества;
- представлять:
- Что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
- Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
- Формирование умения делать оценочные выводы;
- Формирование умений использовать различные источники информации;
- Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
- Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
- Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
- Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
- Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
- Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Оборудование урока: историческая карта, мультимедийное оборудование, презентация. Раздаточный материал: карточки с выдержками из исторических документов.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционная с использованием элементов драматизации и путешествия.
Новые понятия: мореплавание, колония, алфавит.
План изучения нового материала:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала:
- Местоположение и природные условия.
- Первые мореплаватели.
- Финикийский алфавит.
- Закрепление изученного материала.
- Обсуждение домашнего задания.
Ход урока
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. По финикийской легенде бог Мелькарт, покровитель мореплавания, однажды гулял по побережью с очаровательной нимфой Тир. И была с ними собака, которая играла с раковиной и разгрызла её, отчего морда животного приобрела ярко-пурпурный цвет. Нимфе Тир очень понравилась эта необычная красно-фиолетовая краска. «Хочу платье такого же цвета!» - воскликнула она. И тогда Мелькарт собрал все раковины, выполнив желание своей возлюбленной. Так по легенде и появился пурпур. А в честь нимфы был назван один из важнейших финикийских городов, где производились особенно качественные и дорогие пурпурные ткани. Поэтому можно сказать, что пурпур - это не только очень древний, но и легендарный цвет. Древние мастера добывали эту краску из раковин моллюсков разных видов: пурпура (давшего название цвету) и мурекса (багрянки). Смешивание красящих веществ и давало пурпурный цвет. Вещество, добываемое из раковин, было настолько редким, что для получения всего 100 граммов необходимо было переработать 20 тысяч раковин мурекса. Естественно, в таких условиях краситель стоил баснословных денег. В переводе на современную валюту стоимость 1 килограмма окрашенной в пурпур шерсти равнялась 9000 долларов.
Только самые богатые и знатные люди могли позволить себе использовать пурпурный цвет! Это какой дорогой был изыск, только представьте! Римские правители (например, Нерон) даже издавали указы, по которым никто, кроме самого императора, не мог носить пурпурную одежду.
2. КАК финикийцы похитили женщин.
По рассказу Геродота.
Финикийские торговцы прибыли однажды в греческий город Аргос. Они выставили свой товар на продажу. На пятый или шестой день на берег моря среди многих женщин пришла и дочь царя Ио. Женщины поднялись на корабль и покупали приглянувшиеся им товары. Тогда финикийцы по условному знаку набросились на женщин. Большинство спаслось бегством. Ио же с несколькими другими женщинами была захвачена. Корабли спешно отплыли в Египет.
Финикийцы были искусными ремесленниками и отважными мореплавателями, но пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев: случалось, они воровали детей.
Представьте себе, на берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости… Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто так глазеет на красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много. "Ах, какие славные мальчики! - говорит купец, обращаясь к двум приятелям. - Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс… - Купец делает вид, что снимает с себя пояс. - Впрочем, нет, на корабле у меня кое-что получше: хотите получить по маленькому кинжалу?" Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продадут мальчиков в рабство.
3. Стекло и зеркало.
На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили как медную руду, терпеливо очищая от различных примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах. Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: «Они берут богатства морей, из песка добывают сокровища!». Но не только песок шёл в ход. Блестящие камешки, раковины и даже битый хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и давал новые, более тонкие и прозрачные сорта стекла.
Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло, выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении. Средиземноморья. Сидон был главным центром по изготовлению стеклянных изделий.
Финикийцы поклонялись богу Ваалу («хозяин, владыка»), бог грома, молний, бури, войны, покровитель государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев. По одной из версий «веселые» терракотовые маски надевали в Карфагене родители приносимых в жертву детей, чтобы боги не видели их слез.
4. …Африка же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал держать им через Геракловы Столпы (Гибралтарский пролив), пока не достигнут Северного (Средиземного) моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Африки солнце оказывалось у них на правой стороне. Так впервые было доказано, что Африка окружена морем.