Цель: формировать навыки работы с новой информацией.
Задачи:
Образовательные: в результате урока ученики должны
- знать:
- географическое местоположение Древней Индии;
- древнейшую историю народов, проживавших на полуострове Индостан до прихода ариев;
- основные занятия древних индийцев;
- значение понятий «касты» и «варны»;
- понимать:
- влияние религии на своеобразную стратификацию древнеиндийского общества;
- причины возникновения и гибели государств на полуострове Индостан;
- представлять:
- Что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
- Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
- Формирование умения делать оценочные выводы;
- Формирование умений использовать различные источники информации;
- Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
- выделение главной информации из текста;
- формирование навыков письменного оформления информации;
- отработка приемов передачи информации другим учащимся;
- Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
- Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
- Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
- Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия;
- Воспитывать толерантность и уважение к разноцветью мира.
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Оборудование урока: историческая карта, мультимедийное оборудование, презентация.
Раздаточный материал: карточки с текстами-иллюстрациями и с номерами.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приемы: ассоциативный ряд, кластер, зигзаг, синквейн.
Новые понятия: каста, варна, арии, раджа, джунгли, кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры, Мохенджо-Даро, Хараппа.
План изучения нового материала:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала:
А. Стадия вызова. Формируем мотивацию.
Б. Стадия осмысления.
- Закрепление изученного материала.
В. Стадия рефлексии.
- Обсуждение домашнего задания.
Ход урока
I
Местоположение и природа Древней Индии. На юге Азии, на обширной территории, занимающей полуостров Индостан и прилегающие к нему на севере земли, лежит огромная страна - Индия. Высочайшие в мире горы Гималаи защищают ее от потоков холодного воздуха с севера, а с юга омывают теплые воды Индийского океана. Климат здесь жаркий и влажный. Во время сезона дождей, длящегося два месяца в году, многие реки Индии выходят из берегов, заливая все вокруг. Самые большие и полноводные из них - Инд и Ганг. В долинах этих рек расположены наиболее плодородные почвы в Индии, и именно здесь появляются первые поселения людей, основным занятием которых было земледелие.
Большую часть Индии в древние времена покрывали болота и непроходимые тропические леса - джунгли. Благодаря теплому климату и обилию влаги деревья в этих вечнозеленых лесах достигают необычайной высоты. Их развесистые кроны, смыкаясь высоко над землей, почти не пропускают солнечного света, поэтому даже в яркий день здесь царит полумрак. Ветви многих деревьев густо опутаны лианами, круглый год покрытыми яркими благоухающими цветами. Лианы, свешиваясь до самой земли, почти не оставляют прохода между стволами деревьев. Джунгли полны обитателей. Здесь можно встретить могучего слона, дикого буйвола или оленя. В кронах деревьев слышны крики обезьян и разноголосый птичий гомон. В джунглях человека на каждом шагу подстерегает множество опасностей: хищные звери, ядовитые змеи и насекомые.
Земледельцам Индии приходилось вести с джунглями настоящую войну, отвоевывая у них участки под посевы. Если же хотя бы год они оставляли свои поля необработанными, то во влажном и жарком климате они мгновенно покрывались зарослями. А еще через несколько лет на этом месте вырастали такие джунгли, что невозможно было и догадаться о том, что раньше здесь жили люди.
II
Древнейшие города Индии. Примерно в III тысячелетии до н.э., в то время, как на Востоке расцвели цивилизации Шумера и Египта, в долине реки Инд жил народ, который умел плавить бронзу, знал множество ремесел, имел свою письменность и строил замечательные города. Главными занятиями его были земледелие и скотоводство. Местные жители разводили овец, коз, буйволов и даже слонов. Занимались они и торговлей. На территории Древнего Шумера найдены предметы с берегов Инда, а в одном из крупнейших древнеиндийских городов Мохенджо-Даро нашли сосуд с надписью на шумерском языке. Ученые пытаются разгадать смысл надписей: надписи кратки и содержат лишь имена, сведения о календаре, небесных светилах, жертвах богам.
При раскопках этого города были сделаны и многие другие интересные находки, позволившие узнать о жизни его древних обитателей.
Мохенджо-Даро располагался в долине реки Инд. В центре его, на высоком холме, возвышалась могучая крепость, в которой помещались дворец и огромный амбар для зерна. Улицы города были прямыми и широкими. Вдоль них стояли двух и трехэтажные дома, выстроенные из красного кирпича. На перекрестках улиц углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Крыши домов были плоскими, и летом, в душные и жаркие ночи, здесь спали их обитатели. Почти в каждом доме был колодец, выложенный кирпичом, и комната для омовений. Грязная вода из нее по специальным каналам стекала в общегородской канал, отводивший ее за город. Был в Мохенджо-Даро и большой плавательный бассейн с лестницами для спуска и многочисленными помещениями для отдыха.
В развалинах города археологи до сих пор находят множество вещей, орудий труда, украшений. Здесь была найдена и великолепная керамическая посуда, покрытая кремовой глазурью с темно-пурпурными рисунками. Нигде больше в III тысячелетии до н.э. еще не умели изготавливать такую керамику.
Во II тысячелетии до н.э. по неизвестной причине все древнеиндийские города были покинуты их жителями, и эта древнейшая цивилизация безвозвратно погибла, оставив после себя лишь руины своих городов. Сейчас никто не может сказать, что за люди построили эти города, и почему они были вынуждены их покинуть.
Только из раскопок археологов мы знаем об этих городах. Не сохранились даже их древние названия (ныне мы именуем их по названиям мест, где проводились раскопки, Мохенджо-Даро, Хараппа и др.).
III
Вторжение ариев и образование единого Индийского государства. В начале II тысячелетия до н.э. с северо-запада на территорию Индостана вторглись кочевые племена ариев. Расселяясь по широким просторам Индии, они постепенно переходили к оседлому образу жизни и земледелию. У местных жителей они отбирали земли и заставляли их работать на себя, превратив в своих слуг. Арии владели способом добычи и обработки железа. Благодаря железным топорам они вырубали джунгли в долине Ганга и расчищали землю под поля. Со временем арии смешались с местным населением и составили единый индийский народ.
Во главе арийских племен, вторгшихся на территорию Индостана, стояли выборные раджи. Постепенно они начинают закреплять за собой власть и передавать ее по наследству, превращаясь в царей. Приблизительно в VII-VI вв. в долине Ганга сложилось множество небольших царств, которые постоянно враждовали между собой.
В результате долгих и кровопролитных войн в III веке до н.э. почти вся Индия была объединена под властью царя Ашоки. Но его государство просуществовало недолго и распалось вскоре после смерти царя.
Индийские варны. Все население Древней Индии делилось на варны. Так назывались группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями. Всего было четыре варны: жрецов, воинов, земледельцев и слуг. По легенде, на варны людей разделил главный индийский бог Брахма. Из уст своих он сделал жрецов - брахманов, и поэтому только они могли беседовать с богами. Из его могучих рук вышли воины - кшатрии. Из бедер своих бог создал земледельцев - вайшьев. А из ног, запачканных в грязи, варну шудр - слуг.
Каждый индиец принадлежал к той же варне, что и его отец. Сын жреца, вырастая, становился жрецом, а сын воина - воином. Никто не мог перейти из одной варны в другую. Человек, родившейся в семье земледельца, не мог стать жрецом или воином. Люди из разных варн различались не только занятиями, но и своими домами, покроем одежды и даже ее цветом. Одежда брахманов была белой, кшатриев - красной, земледельцев - желтой. Слуги же одевались в черное.
Строгое разделение индийского общества на варны, члены которых не смешивались между собой, было одной из главных отличительных особенностей древнеиндийской цивилизации.
IV
Религия Древней Индии. Арийские племена, заселявшие Индию, принесли с собой на новые земли и своих богов, и свою религию. В основе ее была вера в переселение душ. Арии верили, что у каждого живого существа на земле есть бессмертная душа, которая не умирает, а лишь переселяется из одного тела в другое. Душа умершего человека вселяется в новорожденного ребенка, и так - вновь и вновь. Но она может вселиться и в животное, птицу, насекомое. Кем именно станет человек, зависит от его прежней жизни. Если он был хорошим и добрым, пусть даже и бедным человеком, то вновь он может родиться богатым и знатным брахманом или самим раджой. Дурной же и злой родится змеей, пауком или крокодилом, чтобы искупить злодеяния, совершенные при жизни. Лишь после этого его душа сможет вновь воплотиться в облике человека.
Эту религию постепенно восприняло большинство населения Индии. И многие индийцы, заботясь о своем будущем, старались вести жизнь праведную и не обижать даже малую зверушку, потому что и в ней может жить душа человека, раньше бывшего твоим братом, отцом или другом. Многие индийцы, чтобы не осквернить себя убийством, совсем не ели мяса, питаясь лишь молоком, хлебом и плодами растений.
Учение Будды. В VI веке до н.э. в Индии возникло новое религиозное учение - буддизм. Его основателем был царевич Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии Буддой ("Просветленный истиной"). Он был сыном раджи и никогда ни в чем не нуждался, живя в прекрасном дворце, окруженный роскошью и слугами. Но однажды он встретил на дороге дряхлого старца и подумал, что рано или поздно и сам станет таким же. В другой раз встретился ему тяжелобольной человек, и понял царевич, что и его здоровье не вечно. Тогда задумался он о смысле жизни и о том, как избавиться от страданий, подстерегающих человека в жизни. Чтобы узнать это, он в 29-летнем возрасте оставил свой роскошный дворец и стал отшельником. Семь лет Сиддхартха скитался по дорогам Индии, много беседовал с людьми, размышлял. И вот однажды, когда он сидел под фиговым деревом, ему открылась великая тайна.
Он понял, что главное зло заключено в желаниях человека. Люди всегда хотят того, что трудно или невозможно достичь, и потому страдают. Не надо ничего желать и не надо ни к чему стремиться. Не надо даже цепляться за свою жизнь, и тогда человек сможет погрузиться в божественную нирвану - состояние полнейшего успокоения, дарующее ему невыразимое блаженство. Войдя в нее, человек освободится от череды бесконечных перерождений, несущих все новые и новые страдания. Он достигает высшей ступени счастья, и сделать это может любой, независимо от того, знатен он или нет, беден или богат. Главное - личные качества человека, а не его происхождение.
У Будды появились последователи и ученики. Многие из них покидали свои дома и поселялись в пещерах или в лесу, чтобы вдали от мирской суеты достичь божественного состояния покоя. Другие странствовали по дорогам страны, проповедуя учение Будды. Их всегда можно было отличить по обритым наголо головам и оранжевым одеждам. Последователи буддизма появились и во многих других странах мира.
V
Древнеиндийская литература и развитие научных знаний. Древними индийцами были созданы замечательные произведения литературы. Они помогают нам узнать многое об их жизни, богах и обычаях.
Одним из величайших памятников древнеиндийской литературы, дошедших до нас, является поэма "Махабхарата", рассказывающая о борьбе между двумя семьями раджей - Пандавов и Кауравов.
В государстве Панду умер раджа, оставив пять малолетних сыновей, которых по отцу называли Пандавами. Пока они были малы, за них должен был править их дядя, имевший сыновей, называвшихся Кауравами. Дядя скоро изгнал Пандавов из дома, и они долгие годы скитались на чужбине. Но братья выросли и стали могучими богатырями. Тогда они вернулись в родные края, и дядя был вынужден уступить им часть царства.
Но скоро братьев постигло новое несчастье. Самый старший из них, играя в кости с одним из Кауравов, оказавшимся мошенником, проиграл ему и себя вместе с братьями, и свое царство. Однако старый царь вступился за племянников и вернул им свободу. Он лишь отправил их в изгнание на 13 лет, пообещав, что вернет им царство, если они проживут последний год на родине, никем не узнанные.
Начались годы скитаний, подвигов и невероятных приключений. На тринадцатый год братья вернулись на родину и, скрыв свое происхождение, прожили здесь целый год. После этого они потребовали от дяди выполнения обещания, но он отказался от своего слова. Тогда братья решили вернуть себе царство силой. Весть об этом разнеслась по Индии. К Кауравам и Пандавам стали отовсюду стекаться союзники. Боги же даровали одному из Пандавов свое грозное оружие. Закипела битва не на жизнь, а на смерть, длившаяся 18 дней. Перевес склонялся то на одну, то на другую сторону. Тогда Пандавы пустили в ход страшное оружие богов и победили. Они вернули свое царство и стали царями.
Кроме "Махабхараты", индийский народ создал и еще одному замечательную поэму - "Рамаяну", рассказывающую о жизни и подвигах царевича Рамы, вступившего в схватку с царем демонов. В ней в литературной форме пересказываются многие древние индийские сказания о богах, которые выступают одними из главных действующих лиц этой поэмы. Большого развития в Древней Индии достигла наука. Индийским астрономам, например, уже было известно о том, что Земля - это шар, который вращается вокруг своей оси. Разработали они и очень точный календарь.
Еще больших успехов добились индийские математики, сделавшие многие открытия, которыми мы пользуемся и сейчас. Важнейшим из них является изобретение простой и удобной системы счета. Индийцы первыми начали определять значение цифры не только ее начертанием, но и ее местом среди других цифр. Один и тот же знак у них мог обозначать и десятки, и сотни, и тысячи. Например, число 333 они могли записать, используя лишь один знак - 3. Египетским же математикам для записи этого же числа надо было вначале три раза изобразить знак, обозначавший 100, затем три знака по 10, а затем еще три по 1.
Цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем "арабскими", были заимствованы арабами у индийцев. Даже десятичная система счета, принятая в настоящее время, тоже была изобретена индийскими математиками.
Впервые стали производиться сахар (из сока сахарного тростника), ткани из хлопка.
Придуманы шахматы.
Народы Древней Индии, создавшие свою замечательную культуру и совершившие множество великих научных открытий, оказали большое влияние на развитие всей мировой культуры и науки.