Различие союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении


Цель урока: создать условия для понимания различия союзов и союзных слов.

Задачи урока:

  • Углубить понятие о сложноподчиненном предложении; формировать умение отличать союзы от союзных слов; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  • Развивать логическое мышление; совершенствовать умение делать выводы; совершенствовать приемы учебной деятельности.
  • Повышать мотивацию к изучению законов русского языка; формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самообразования, такие, как уверенность в своих силах.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент (1 мин)

2. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

- Сегодняшний урок я хотела бы начать с коротенького афоризма:

И ты не верь тому, кто скажет: "Это слишком сложно!"
Не слушай тех, кто будет утверждать, что это невозможно…

- Какова идея афоризма? (Нужно верить в собственные силы и все получится)

- С этим трудно не согласиться, как часто мы, даже не попробовав, говорим, что ничего у нас не получится. Итак, будем верить в собственные возможности и отправимся покорять новые вершины знаний.

- Но без чего нельзя познать новое? (Без повторения старого.)

3. Актуализация знаний учащихся (7 мин)

- Откройте тетради, запишите «число и классная работа».

- Поработайте в парах. Составьте в своих тетрадях кластер на тему «Сложноподчинённое предложение». Что я о них знаю. Шаблон на слайде.

- Посмотрим, что у вас получилось. (Выступают 3-4 человека. Остальные поправляют)

- Посмотрите на слайд.

Кто, что, когда, какой, который, чей, потому что, откуда, куда, где, как, если, пока.

- Подумайте, на какие 3 группы можно разделить данные слова? (По принадлежности к определенной части речи.)

- Какие части речи здесь представлены? (союзы, относительные местоимения и наречия.)

- Распределите слова по частям речи.

(Союзы: что, когда, как, если, потому что, пока;
местоимения: кто, что, какой, который, чей;
наречия: когда, откуда, куда, где, как)

(проверка со слайда )

- Как вы думаете, какое отношение имеет этот материал к теме нашего сегодняшнего урока? (Слова данных частей речи связывают простые предложения в СПП).

- Запишите предложения, определите в них средства связи. Выясните, какой частью речи является слово «что» в данных предложениях.

1) Можно сказать, что я уверен в своих силах.

2) Все, что у меня не получается с первого раза, получится со второго.

4. Целеполагание (4 мин )

- Какое задание вы выполняли? (Определяли средство связи в СПП).

- Возникли ли трудности? (Не смогли различить, когда слово «что» является подчинительным союзом, а когда - союзным словом)

- Над чем нам необходимо поработать?

- Сформулируйте тему и цели урока.

(Тема урока: Союзы и союзные слова в СПП. Цель: научиться различать союзы и союзные слова)

- Есть 2 способа добиться поставленных целей: прочитать параграф учебника или самостоятельно исследовать предложения и сделать выводы.

- Какой путь, на ваш, взгляд, поможет лучше понять тему урока?

5. Формирование новых знаний (14 мин)

- Поработайте в группах по 4 человека, изучите записанные вами ранее предложения.

- Подумайте, в каком из этих предложений слово «что» - это союзное слово, а в каком союз. Какими признаками они обладают. Свои общие выводы оформите в таблицу.

(ученикам раздаются пустые таблицы для записи выводов при анализе предложений)

- Анализируйте предложения согласно инструкции-подсказке.

Инструкция-подсказка:

1. Разберите предложения по его членам, в каком слово «что» - является членом предложения, а в каком - нет?

2. Попробуйте изъять слово «что». В каком предложении это получилось, в каком нет?

3. Прочитайте предложения, послушайте, в каком из них на слово «что» падает логическое ударение, в каком нет?

4. Попробуйте трансформировать придаточные предложения в вопрос. В каком СПП это удалась, в каком - нет?

5. В каком из этих предложений слово «что» можно наполнить смыслом (заменить существительным, указательным местоимением, наречием), а в каком нельзя?

Презентация работы групп

Подчинительные союзы

Союзные слова

1. Не являются членами предложения.

1. Являются членами предложения.

2. В некоторых случаях могут быть изъяты.

2. Не могут быть изъяты.

3. На них не может падать логическое ударение.

3. На них может падать логическое ударение.

4. Придаточное предложение можно трансформировать в вопрос.

4. Придаточное предложение нельзя трансформировать в вопрос.

5. Являются словами служебной части речи, можно заменить только на союз.

5. Являются словами самостоятельных частей речи (можно наполнить смыслом: заменить на сущ., мест., наречие)

- Где мы можем проверить ваши предположения? (Чтение материала в параграфе №9 учебника на стр.53-54.)

- Какую новую информацию вы узнали?

- Есть ли слова, представляющие особую сложность в разграничении? («что», «когда», «как» )

- Какие приемы нужно применить, чтобы не ошибиться в выборе союзов или союзных слов? (Применить следующие приёмы: попробовать заменить другим союзом или словом другой самостоятельной части речи; опустить; проследить за логическим ударением; придаточное предложение трансформировать в вопрос).

- Давайте запишем еще одну подсказку: после союзов нельзя поставить частицы «же» и «именно». После союзных слов - можно.

6. Закрепление материала (7 мин)

- Как можно определить, насколько понятен вам материал? (Выполнить самостоятельную работу.)

Задание для самостоятельной дифференцированной работы

- Рассмотрите задания, они расположены по степени возрастания сложности, выберите то, с которым вы справитесь.

1 уровень

Найти и определить средство связи в СПП (союзы и союзные слова).

  1. Она будто и не понимает, почему он тоскует и хмурится.
  2. Хотя ребята были готовы, они так и не ответили на уроке.
  3. Она не хуже нас с тобой знает, зачем мы идем на реку.

2 уровень

Найти и определить средство связи в СПП (союз или союзное слово), подчеркнуть грамматические основы. Расставить знаки препинания.

  1. Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине и я сам видел как Зоя обихаживала раненых.
  2. Петров пришел пораньше чтобы помочь своему другу.
  3. Точно никто не мог сказать когда начнутся занятия.

Эталон для проверки: (обмен работами; проверка со слайда; выставление отметок)

1 уровень

  1. Она будто и не понимает, почему (союзное слово, нельзя опустить, падает логическое ударение) он тоскует и хмурится.
  2. Хотя (союз, можно заменить другим союзом) ребята были готовы, они так и не ответили на уроке.
  3. Она не хуже нас с тобой знает, зачем (союзное слово, наречие) мы идем на реку.

2 уровень

  1. Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине и я сам видел как (союзное слово, не имеет омонима, нельзя опустить, падает логическое ударение наречие) Зоя обихаживала раненых.
  2. Петров пришел пораньше, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.
  3. Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, является членом предложения, имеет логическое ударение) начнутся занятия.

7. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

- Какие задачи ставили в своей деятельности?

- Что нового узнали?

- Сможете определить средства связи в СПП и различить омонимичные части речи - союзы и союзные слова?

- Оцените собственную деятельность на уроке, поставив «+» / «-» при ответе на вопрос:

А) Я смог объединиться в группу с другими ребятами.

Б) Я принимал активное участие в работе группы и много ответов сам нашёл.

В) Я принимал активное участие в работе группы, но ответы находили другие, а я только записывал их.

Г) В группе ответы находили другие, а я запомнил, но в следующий раз буду активно участвовать.

Д) Я вообще не принимал активного участия в работе группы, мне было неинтересно.

Е) Я предпочитаю работать индивидуально.

8. Домашнее задание (1 мин)

- Какое задание необходимо выполнить? (Нужно выучить теоретический материал, выполнить практическое задание).

  1. Выучить таблицу по тетради, учебник параграф 9.
  2. Задания на выбор:
    А) выписать из разных учебников 10 СПП с разными средствами связи, составить схемы,
    Б) учебник упр. 101 (все по заданию).

Приложения