Цель урока: создать условия для понимания различия союзов и союзных слов.
Задачи урока:
- Углубить понятие о сложноподчиненном предложении; формировать умение отличать союзы от союзных слов; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
- Развивать логическое мышление; совершенствовать умение делать выводы; совершенствовать приемы учебной деятельности.
- Повышать мотивацию к изучению законов русского языка; формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самообразования, такие, как уверенность в своих силах.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
- Сегодняшний урок я хотела бы начать с коротенького афоризма:
И ты не верь тому, кто скажет: "Это слишком сложно!"
Не слушай тех, кто будет утверждать, что это невозможно…
- Какова идея афоризма? (Нужно верить в собственные силы и все получится)
- С этим трудно не согласиться, как часто мы, даже не попробовав, говорим, что ничего у нас не получится. Итак, будем верить в собственные возможности и отправимся покорять новые вершины знаний.
- Но без чего нельзя познать новое? (Без повторения старого.)
3. Актуализация знаний учащихся (7 мин)
- Откройте тетради, запишите «число и классная работа».
- Поработайте в парах. Составьте в своих тетрадях кластер на тему «Сложноподчинённое предложение». Что я о них знаю. Шаблон на слайде.
- Посмотрим, что у вас получилось. (Выступают 3-4 человека. Остальные поправляют)
- Посмотрите на слайд.
Кто, что, когда, какой, который, чей, потому что, откуда, куда, где, как, если, пока.
- Подумайте, на какие 3 группы можно разделить данные слова? (По принадлежности к определенной части речи.)
- Какие части речи здесь представлены? (союзы, относительные местоимения и наречия.)
- Распределите слова по частям речи.
(Союзы: что, когда, как, если, потому что, пока;
местоимения: кто, что, какой, который, чей;
наречия: когда, откуда, куда, где, как)
(проверка со слайда )
- Как вы думаете, какое отношение имеет этот материал к теме нашего сегодняшнего урока? (Слова данных частей речи связывают простые предложения в СПП).
- Запишите предложения, определите в них средства связи. Выясните, какой частью речи является слово «что» в данных предложениях.
1) Можно сказать, что я уверен в своих силах.
2) Все, что у меня не получается с первого раза, получится со второго.
4. Целеполагание (4 мин )
- Какое задание вы выполняли? (Определяли средство связи в СПП).
- Возникли ли трудности? (Не смогли различить, когда слово «что» является подчинительным союзом, а когда - союзным словом)
- Над чем нам необходимо поработать?
- Сформулируйте тему и цели урока.
(Тема урока: Союзы и союзные слова в СПП. Цель: научиться различать союзы и союзные слова)
- Есть 2 способа добиться поставленных целей: прочитать параграф учебника или самостоятельно исследовать предложения и сделать выводы.
- Какой путь, на ваш, взгляд, поможет лучше понять тему урока?
5. Формирование новых знаний (14 мин)
- Поработайте в группах по 4 человека, изучите записанные вами ранее предложения.
- Подумайте, в каком из этих предложений слово «что» - это союзное слово, а в каком союз. Какими признаками они обладают. Свои общие выводы оформите в таблицу.
(ученикам раздаются пустые таблицы для записи выводов при анализе предложений)
- Анализируйте предложения согласно инструкции-подсказке.
Инструкция-подсказка:
1. Разберите предложения по его членам, в каком слово «что» - является членом предложения, а в каком - нет?
2. Попробуйте изъять слово «что». В каком предложении это получилось, в каком нет?
3. Прочитайте предложения, послушайте, в каком из них на слово «что» падает логическое ударение, в каком нет?
4. Попробуйте трансформировать придаточные предложения в вопрос. В каком СПП это удалась, в каком - нет?
5. В каком из этих предложений слово «что» можно наполнить смыслом (заменить существительным, указательным местоимением, наречием), а в каком нельзя?
Презентация работы групп
Подчинительные союзы |
Союзные слова |
1. Не являются членами предложения. |
1. Являются членами предложения. |
2. В некоторых случаях могут быть изъяты. |
2. Не могут быть изъяты. |
3. На них не может падать логическое ударение. |
3. На них может падать логическое ударение. |
4. Придаточное предложение можно трансформировать в вопрос. |
4. Придаточное предложение нельзя трансформировать в вопрос. |
5. Являются словами служебной части речи, можно заменить только на союз. |
5. Являются словами самостоятельных частей речи (можно наполнить смыслом: заменить на сущ., мест., наречие) |
- Где мы можем проверить ваши предположения? (Чтение материала в параграфе №9 учебника на стр.53-54.)
- Какую новую информацию вы узнали?
- Есть ли слова, представляющие особую сложность в разграничении? («что», «когда», «как» )
- Какие приемы нужно применить, чтобы не ошибиться в выборе союзов или союзных слов? (Применить следующие приёмы: попробовать заменить другим союзом или словом другой самостоятельной части речи; опустить; проследить за логическим ударением; придаточное предложение трансформировать в вопрос).
- Давайте запишем еще одну подсказку: после союзов нельзя поставить частицы «же» и «именно». После союзных слов - можно.
6. Закрепление материала (7 мин)
- Как можно определить, насколько понятен вам материал? (Выполнить самостоятельную работу.)
Задание для самостоятельной дифференцированной работы
- Рассмотрите задания, они расположены по степени возрастания сложности, выберите то, с которым вы справитесь.
1 уровень
Найти и определить средство связи в СПП (союзы и союзные слова).
- Она будто и не понимает, почему он тоскует и хмурится.
- Хотя ребята были готовы, они так и не ответили на уроке.
- Она не хуже нас с тобой знает, зачем мы идем на реку.
2 уровень
Найти и определить средство связи в СПП (союз или союзное слово), подчеркнуть грамматические основы. Расставить знаки препинания.
- Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине и я сам видел как Зоя обихаживала раненых.
- Петров пришел пораньше чтобы помочь своему другу.
- Точно никто не мог сказать когда начнутся занятия.
Эталон для проверки: (обмен работами; проверка со слайда; выставление отметок)
1 уровень
- Она будто и не понимает, почему (союзное слово, нельзя опустить, падает логическое ударение) он тоскует и хмурится.
- Хотя (союз, можно заменить другим союзом) ребята были готовы, они так и не ответили на уроке.
- Она не хуже нас с тобой знает, зачем (союзное слово, наречие) мы идем на реку.
2 уровень
- Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине и я сам видел как (союзное слово, не имеет омонима, нельзя опустить, падает логическое ударение наречие) Зоя обихаживала раненых.
- Петров пришел пораньше, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.
- Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, является членом предложения, имеет логическое ударение) начнутся занятия.
7. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
- Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
- Какие задачи ставили в своей деятельности?
- Что нового узнали?
- Сможете определить средства связи в СПП и различить омонимичные части речи - союзы и союзные слова?
- Оцените собственную деятельность на уроке, поставив «+» / «-» при ответе на вопрос:
А) Я смог объединиться в группу с другими ребятами.
Б) Я принимал активное участие в работе группы и много ответов сам нашёл.
В) Я принимал активное участие в работе группы, но ответы находили другие, а я только записывал их.
Г) В группе ответы находили другие, а я запомнил, но в следующий раз буду активно участвовать.
Д) Я вообще не принимал активного участия в работе группы, мне было неинтересно.
Е) Я предпочитаю работать индивидуально.
8. Домашнее задание (1 мин)
- Какое задание необходимо выполнить? (Нужно выучить теоретический материал, выполнить практическое задание).
- Выучить таблицу по тетради, учебник параграф 9.
- Задания на выбор:
А) выписать из разных учебников 10 СПП с разными средствами связи, составить схемы,
Б) учебник упр. 101 (все по заданию).