Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
Задачи:
- раскрыть и закрепить понятие толерантности;
- развивать уважение и самоуважение к личностным особенностям людей;
- учиться поддерживать друг друга.
Формы занятия: беседа, обсуждение, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листочки для анкетирования, бумага формата А3, карандаши, фломастеры.
Структура занятия:
- Организационный момент (разминка)
- Актуализация
- Раскрытие темы
- Упражнения
- Вопросы
- Просмотр видео
- Талисман
- Выводы по занятию
- Рефлексия.
Ход классного часа
Разминка: притча «….». Классный руководитель зачитывает и задает вопросы воспитанницам для обсуждения.
- Эта притча со смыслом той темы, которую мы сегодня будем разбирать и обсуждать (ответы воспитанниц).
1. Организационный момент
- Добрый день, дорогие воспитанницы.
- Да, тема нашего занятия Толерантность.
- Кому известно (знакомо), что такое толерантность? Что в вашем понимании толерантность? (ответы учащихся)
2. Актуализация
Актуальность толерантности на сегодняшний день обусловлена необходимостью воспитания подрастающего поколения со своими принципами и ценностями, необходимые для общего свободного развития и развития личности. Толерантность как черта личности и общества определяет устойчивость поведения людей к определенным ситуациям.
- Как вы считаете, какими качествами может обладать толерантный человек?
- терпимый и терпеливый;
- считающийся с чужими мнениями и интересами;
- умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
- приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
- уважающий окружающих и уважаемый ими;
- уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
- заботливый, сострадающий, поддерживающий;
- патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
- человек, берегущий природу и культуру;
- трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
3. Раскрытие темы занятия
- Как Вы думаете, нужно ли быть толерантным человеком? И если да, то для чего, а если нет, то почему? (ответы воспитанниц)
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году от 16 ноября.
Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
Президентом России В.В.Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Послушайте идею психолога Э.Берна и попробуйте ответить на вопрос (ананимно на листочке): Кто вы? «Принц» или «Лягушка».
Обсуждение (5 мин)
Категория «Критерии толерантности»
10 баллов
- Критерий толерантности, заключающийся в обладании одинаковыми правами и возможностями. (РАВНОПРАВИЕ)
20 баллов
- Критерий толерантности, заключающийся в участие в каком-либо общем деле, в совместных действиях, деятельности. (СОТРУДНИЧЕСТВО)
30 баллов
- Критерий толерантности, проявляющийся в добром отношении друг к другу. (ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ)
40 баллов
- Принцип толерантности, заключающийся в принятии возможности существования других религий. (СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ)
50 баллов
- Принцип толерантности, заключающийся в принятии другого человека таким, каков он есть. (ПРАВО НА ОТЛИЧИЕ)
Категория «Такие разные народы»
10 баллов
- Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (РОССИЯ)
20 баллов
- В этой стране на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его просто выбрасывают из окон на улицу. (ИТАЛИЯ)
30 баллов
- В этой стране к Новому году каждый житель считает своим долгом обзавестись сельскохозяйственными граблями: считается, что они нужны для того, чтобы было чем загребать счастье. (ЯПОНИЯ)
40 баллов
- В этой стране при первом ударе часов хозяева дома обязательно должны открыть заднюю дверь и выпустить старый год. А с двенадцатым - открыть переднюю и впустить год новый. (АНГЛИЯ)
50 баллов
- Жители этой страны в Новый год наполняют водой всю посуду, которая только есть под рукой, а в праздничную полночь дружно выплескивают ее - прямо в окна. Таким образом, они желают Новому году светлого и незапятнанного пути. (КУБА)
Категория «Национальные блюда на нашем столе»
10 баллов
- Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (ВАРЕНИКИ)
20 баллов
- Это блюдо русской кухни. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (БЛИНЫ)
30 баллов
- Блюдо кавказской кухни. Кусочки мяса, жареные на металлических или деревянных палочках. (ШАШЛЫК)
40 баллов
- Блюдо итальянской кухни. Это длинные макаронные изделия. (СПАГЕТТИ)
50 баллов
- Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек. (ЛАВАШ)
4. Упражнение «Черты терпимой личности» (10 мин.)
Оборудование: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности».
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Подготовка. Фиксация на доске бланка опросника «Черты терпимой личности».
Черты терпимой личности (раздаточный материал)
Колонка А _______________ Колонка В
- Дружелюбие
- Умение прощать обидчика
- Терпение
- Чувство юмора
- Чуткость
- Доверие
- Способность помочь товарищу в трудную минуту
- Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя
- Умение контролировать свои слова и поступки
- Доброжелательность
- Любовь к животным
- Любовь к людям
- Умение слушать
- Любознательность
- Способность сочувствовать другому человеку
Толерантной личности свойственны 15 характеристик.
Задание. Постройте данную таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
Сейчас я предлагаю составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.
Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Обсуждение результатов опроса (5 мин.)
5. Упражнение «Печатная машинка»
Оборудование: раздаточный материал с текстом для упражнения.
Форма работы: коллективная, в кругу.
Мы с вами единый механизм печатной машинки.
Задание. Воспроизведите отрывок по кругу, начиная с партнера, сидящего от меня справа, следующим образом: каждый называет по одной букве по очереди, в конце слова все хлопают в ладоши, на знак препинания топают ногой, в конце предложения встают.
Обсуждение результатов опроса (5 мин.)
6. Просмотр видео
- Посмотрите, пожалуйста эти короткие видео и сделайте вывод.
- Мы не должны быть равнодушными к проблемам таких людей с ОВЗ
- Не будем смотреть на них с жалостью
- Если понадобится ваша помощь, то не отвернетесь, а обязательно поможете.
Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией - тетра-амелией
7. Талисман толерантности
Групповая работа воспитанниц, обсуждение, рисунок для создания талисмана
8. Рефлексия, использование технологии цветописи.
- Что полезного вы сегодня узнали для себя? (ответы воспитанниц)
Известно, что настроение человека и эффективность работы в классе можно определить с помощью цвета.
- У каждого из вас на парте находится набор с цветными карточками. Для того, чтобы выразить свое настроение выберите нужный цвет и поднимите карточку.
- Красный - восторг
- Оранжевый - радость, веселье
- Желтый - светлое, приятное чувство
- Зеленый - спокойствие
- Синий - грустное, неуверенное
- Фиолетовый - тревога, напряжение
- Черный - упадок сил, уныние
Используемая литература
- Загоруля Т.Б. Воспитание патриотизма и толерантность // Парадигмы исторического образования в контексте социального развития: 7-е Всерос. историко-педагогические чтения. - Екатеринбург, 2003. - 0,1 п.л.
- Загоруля Т.Б. Актуализация толерантных свойств личности учащихся в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование Уральского региона в условиях рыночной экономики: состояние, перспективы развития: Мат. 2-й межрег. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2005. - 0,1 п.л.
- Загоруля Т.Б. Актуализация толерантных свойств личности учащихся в образовательном процессе // Научный апрель 2005 на СГФ: Мат. науч. конф. - Уфа, 2005. - 0,12 п.л.
- Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. - Волгоград: Учитель, 2009. - 239с.
- Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И.Девина // Школьный психолог - 2009.- №20 - 46-47 с.
- Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова - М: Генезис, 2000.
- Харрис, Т.Э. Я - ОК, ты - ОК. [Текст] / Т.Э.Харрис - М: Академия, 2006.