Условия возникновения, становления опыта
Годы работы учителем начальных классов убедил меня в том, что важнейшим показателем уровня культуры человека, его интеллекта является умение грамотно писать и говорить. Известно, что основы функциональной грамотности закладываются в младшем школьном возрасте. В течение своей педагогической деятельности я уделяю пристальное внимание поиску приёмов и методов, направленных на повышение эффективности обучения орфографии.
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед учителем конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, находить орфограммы, определять их вид, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное.
Актуальность опыта
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, согласно данным, представленным в анализе результатов Всероссийских проверочных работ, проводимых в 4 классах: при написании диктанта 36% обучающихся допустили одну-две орфографические ошибки; 20% - три-четыре орфографические ошибки; около 26% - пять или более орфографических ошибок
При этом лидирующую позицию среди самых распространённых ошибок занимают ошибки на правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
Представим себе тот этап обучения, когда изучение материала завершено, и мысленно проверим знания и умения детей различными способами.
Смогут ли ученики повторить изученное правило и привести примеры? Наверное, да.
Если предложить им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи? Скорее всего, да.
Третий способ проверки - диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает.
И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания при создании собственных письменных работ. Чаще всего изложения и сочинения будут испорчены ошибками на изученное правило.
В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при собственной записи мыслей допускают ошибки…
Ответ очевиден: ученики не замечают в словах мест, где можно допустить ошибки, и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С.Рождественский, М.Р.Львов, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская и др.), «орфографическая слепота» школьников - одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Изучив исследования в области русской орфографии (Г.А.Бакулиной, Н.В.Виноградовой, А.А.Бондаренко), методики преподавания русского языка (Т.Г.Рамзаевой, М.Р.Львова), мне стало понятно, что главным недостатком традиционной системы обучения орфографии является введение орфографического правила без подготовки детей к его пониманию и применению на практике. Убедилась, что особенно остро этот недостаток проявляется при работе над безударными гласными, проверяемыми ударением.
Теоретическое обоснование опыта
Умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях.
При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и распознавания орфограммы.
Я убеждена, что для выработки орфографически-грамотного письма проверяемых безударных гласных в корнях слов необходимы следующие базовые знания и умения:
- Фонетические знания и умения (слог, ударные и безударные слоги).
- Графические знания и умения (обозначение звуков на письме буквами).
- Знания и умения в области морфемного состава слов и словообразования (основа и окончание, корень, приставка, суффикс).
- Лексические знания и умения (наличие богатого словарного запаса, понимание лексического значения слов).
- Грамматические знания и умения (разграничение слов по частям речи).
- Собственно орфографические знания и умения (знание орфографических правил и инструкций)
Ведущей целью мoей рaбoты стaлo создание системы упражнений, направленных на формирования навыкa правoписания проверяемых безударных гласных в корне слoвa у младших школьникoв и их применение на урoках русскoгo языкa.
Технология опыта
Oрфoграфическая зоркость, хоть и является базовым орфографическим умением, сама по себе не гарантирует грамотного письма. Не менее важно научить младших школьников решать орфографические задачи, то есть делать «опасное место» безопасным. Если ученик не умеет ставить ударение в словах, находить безударный гласный, не знает, как каким должно быть проверочное слово и как нужно действовать, чтобы его найти, вероятность появления ошибок в его тетради довольно велика.
Привычное правило: «Безударные гласные в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением» предполагает слишком обширную область поиска, слишком абстрактный, лишенный конкретности способ действий. Именно поэтому, отлично зная формулировку правила, ученик все же затрудняется в подборе проверочного слова.
Как же снять возможные затруднения в поиске проверок для безударных гласных, как вооружить младших школьников, еще не владеющих многими грамматическими понятиями и умениями, гибким и универсальным способам действий?
Первым этапом работы над безударными проверяемыми гласными является развитие фонематических процессов.
Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к самоконтролю.
Постоянное внимание к звукобуквенному составу слов, развитие фонематического слуха способствуют формированию зоркости к орфограммам.
Начинаю эту работу в 1 классе с самых простых упражнений, развивающих слуховое восприятие. Ударение должно стать близким и понятным обучающимся.
Учу исправлять неправильную постановку ударения в словах, вооружая их следующими способами действия, которые применяются и в последующих классах:
1) если возникли трудности с постановкой правильного ударения в слове, надо произнести слово так, будто кого-то зовёте и при этом надо услышать гласную или слог, который произносится дольше других, тянется или звучит сильнее. Здесь и будет правильное ударение;
2) если возникли трудности с постановкой правильного ударения в слове, надо произнести слово несколько раз с разным ударением. Например: КОРмушки, корМУШки, кормушКИ и себя внимательно послушать. При таком движении ударения в слове становится понятно с ударением на каком гласном звуке слово звучит правильно.
Эти два способа правильной постановки правильного ударения в словах русского языка тесно связаны с пониманием и знанием учащимися гласных и согласных звуков, слогового строения слов.
Знать и не путать гласные и согласные звуки поможет следующее задание учащимся: обхватите своею ладошкой своё горлышко и произнесите звуки [а], [о]. Чувствуется, что внутри как - будто есть «моторчик». Всё дело в том, что внутри горлышка есть две голосовые связки, которые дрожат при произношении таких звуков как [а ], [о], [у], [ы], [э], [и]. Значит, голос присутствует при произношении этих звуков. В старину ГОЛОС назывался словом ГЛАС, поэтому такие звуки стали называть гласными. Распознав гласные и согласные звуки слова и помня, что значок ударения ставят над гласным звуком (буквой), легче, пользуясь вышеизложенными способами правильной постановки правильного ударения, поставить в слове ударение. Чтобы найти ударный слог слова, надо научиться разбивать слово на слоги и находить ударный слог. Как это сделать? Помогут игрушки. Спрашиваю у ребят, из каких частей состоит, например, машина. В ней есть отдельные части: кузов, кабина, колёса. Вот и слово состоит из отдельных частей.
Части слова можно прохлопать: МА (хлопок), ШИ (хлопок), НА (хлопок). Сколько раз вы хлопали? (три раза) Значит, в этом слове три части. Каждая часть - это отдельный слог. В других словах слоги можно простучать, пропрыгать, прошептать.
Часть слова - это слог. Разбив слово на слоги, можно определить ударный слог. Голосом выделяем ударный слог, для этого помогут такие задания: слово произносим быстро три раза, а на четвёртый выкрикиваем в нём ударный слог или делаем всё тоже, но только ударный слог произносим шёпотом.
Про ударный слог и голосовой молоточек А.Шибаев написал так:
Ударный слог,
Ударный слог -
Он назван так недаром.
Эй, невидимка - молоток,
Отметь его ударом!
Работа над ударением веду во всех классах, начиная с простых заданий и заканчивая более сложными.
В учебниках русского языка учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века» обучающимся предложен следующий ряд упражнений, связанных с ударением:
- Поставьте ударение в схеме слова.
- Цель упражнения: нахождение ударной гласной и ударного слога.
Прочитайте пары слов: в чём их сходство и различие?
СТРЕЛки - стрелКИ, ЗАМки - замКИ, ГВОЗдики - гвозДИки, БЕЛки-белКИ
Цель упражнения: одинаковые по написанию слова имеют разное значение из-за места ударения в слове.
Произнося слова, меняя в них место ударения, ученики приучаются определять ударный звук и обозначать ударение на письме.
Затем привлекаю внимание к факту разного произношение одного и того же звука в ударной и безударной позиции.
С помощью упражнения «Сильный и слабый» учащиеся начинают понимать, что звук и буква не одно и то же, что под ударением звук слышится ясно, и, кроме того, соответствует написанной букве. Одновременно они осознают факт безударности: звук в безударной позиции произносится менее отчётливо и не соответствует написанию. Так, научившись распознавать место ударения, мои учащиеся в практическом плане овладевают умением обнаруживать безударную гласную и знакомятся с некоторыми приёмами проверки. И на протяжении первого года обучения, не зная ни конструкции слова, ни понятий корня и родственных слов они привыкают к этой проверке, т.е. происходит элементарное введение в тему.
По моему мнению, конечная цель развития фонематических процессов - это выработка ориентации на безударную гласную, который должен действовать до тех пор, пока учащиеся не приобретут механического навыка письма слов с этой орфограммой.
На начальном этапе обучения, пока дети не знакомы с морфемами, ведущим принципом является фонематический, который на основе сопоставления звуков в сильной и слабой позиции помогает школьникам усвоить опознавательные признаки орфограмм, находить орфограммы, устанавливать связь между отдельными правилами, усваивать способы самоконтроля. В дальнейшем после изучения морфем ведущим становится морфологический принцип - соотнесение орфограммы с составом слова.
Вторым этапом работы над безударными проверяемыми гласными является развитие навыка разбора слов по составу.
Собственный педагогический опыт показывает, что первым шагом к изучению состава слова, к развитию навыка обнаруживать корень является работа с родственными словами и их общей частью. Представление о родственных словах готовит учащихся к осмысленному восприятию правила правописания безударных гласных корня. Проведённая подготовительная работа по обнаружению безударных гласных и подбору близких по значению слов для проверки этих гласных подготавливает учащихся к введению терминов: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова».
При изучении во 2 классе темы «Однокоренные (родственные) слова» использовать приём «Семья. Род. Родственники».
«У каждого из вас есть семья: мама и папа, дедушка и бабушка, тёти и дяди, братья и сёстры, все вы вместе одна семья. Семьи бывают большие и маленькие. Так и у слов. У них тоже есть семья. Родственники похожи между собой. Родственные слова тоже похожи и их можно объяснить одним словом (общим предком)».
В результате обучающиеся хорошо ориентируются в понятии «однокоренные (родственные) слова». Приходим к выводу, что язык живой, а это значит, что слова могут рождаться, стариться и умирать, у слов есть друзья (синонимы), слова умеют спорить (антонимы).
Предварительные наблюдения не являются самоцелью отдельных уроков, они органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется необходимостью раскрыть лексическое значение слова. В своей практике часто использую следующие упражнения:
1. Выделите в данных словах общую часть.
Лесник, лесок, лесной, лес.
Море, моряк, морской, приморский.
Вода, водичка, водный, заводь.
Цветок, цветочек, цветик, цветочница.
2. Объясните значение слова через его состав:
Домашний (от слова дома), цветочница (цветики), солить (соль), пятнистый (пятна)
3. Найди в каждой группе лишнее слово.
Слон, слонёнок, слониха, заслонка, слоновый.
Вода, водичка, водный, заводь, водитель.
Цветок, цветочек, цветик, цветной, цветочница.
Следующий шаг - знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением двух существенных признаков: семантического (имеют что-то общее по смыслу) и структурного (наличие общего корня). На осознание учащимися сущности однокоренных слов положительное влияние оказывает выяснения того факта, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключено то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов.
Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных корня.
Некоторые упражнения, которые я провожу для определения корня слова:
1. Найдите в тексте однокоренные слова.
Холодными зимними вечерами трудно приходится лесным жителям. Холод сковал снег, трудно достать добычу из-под снежной корки. Для зимовья звери готовят запасы, начиная с лета.
2. Назовите одним словом, но так чтобы слово было однокоренным с выделенным:
Предмет, который дарят на память (подарок).
Машина, приспособленная для перевозки груза. (грузовик)
3. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
Белый, белеть, побелка, белка.
Чайка, чайник, чайка, чаинки.
4. Какое слово лишнее.
Гром, громадный, громкость, громкий.
Жалость, жалоба, жалкий, жалить.
5. Подберите и запишите цепочку однокоренных слов.
Крик - (кричать, крикун, окрик)
Гость - (гостевой, гостиница, гостить)
6. Найдите слова с безударными гласными, которые можно проверить.
В саду всё падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек. Листья сыпались с них частым и печальным дождём.
Цель упражнения: научить находить безударные гласные, которые можно проверить, пользуясь пошаговой инструкцией: поставьте ударение в слове, подчеркните предударный слог, обозначьте корень, проверьте его.
Важным шагом в формировании навыка правописания безударных гласных в корне является изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корня и приставки, корня и суффикса.
На данном этапе вводятся понятия «корень», «приставка», «суффикс» и «окончание», раскрывается представление о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, формируются навыки правописания проверяемых безударных гласных, разбора слова по составу и устанавливается осознанное употребление в речи слов с приставками и суффиксами.
Я использую следующие упражнения:
- Запишите по два слова с безударной гласной в корне, проверяемой путем
- Изменения слова (на гора - горы, земля - земли)
- Подбором однокоренных слов ( солить - соль, бежит - бег)
- Запишите несколько существительных с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением на тему «Зима» (Зимовать, зимородок, перезимовать)
В русском языке есть слова, которые часто употребляются в речи. Из них можно составить группы однокоренных слов, затем выделить корень, запомнить написание корня и проверочное слово данной группы. Такое упражнение называется «Семья». Я провожу его постоянно. Ребята подбирают группу однокоренных слов, например с корнем лес-, выделяют корень, выписывают однокоренные слова в словарь и обязательно при этом подчёркивают несколько проверочных слов к данной группе.
Часто встречающие корни слов:
Лес-, зверь-, сад-, лень-, боль-, бег-, глаз-, вод-, мор-, дом-, гор, крик-, корм-, вар-,ход-, соль-, мир-, зим-, сор-, дар-, вяз-, земл-, снег-, стар-, цвет-, свет-, тяж-, бед-, масл-, визг-, дрожь-, вис- и другие.
Третий этап - отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова.
Для формирования умения применять орфографическое правило составляем алгоритм. В этот период деятельность направлена на отработку действий по алгоритму, на обогащение словарного запаса, на развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти.
Важно, чтобы знания у обучающихся были системными, поэтому при изучении темы «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» я знакомлю с каждым способом проверки отдельно, последовательно отрабатывая с учащимися практические умения.
Опыт показал, только систематическая работа способствует формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова.
На этом этапе при изучении темы «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» я использую Таблицу 1.
В таблице собраны слова, которые наиболее часто встречаются в диктантах на правописание безударных гласных в корне слова.
Предлагаю учащимся разнообразные задания:
- Запишите транскрипцию слова, сравните её с буквенной записью слова;
- Поставьте ударение в словах, подчеркните гласную в предударном слоге, обозначьте корень;
- Выпишите слова с сочетанием -оло, запишите слова для проверки первого и второго слогов;
- Выпишите однокоренные слова (формы слова);
- Выпишите слова с безударной гласной -а (- о; -и; -е; -я) в корне, запишите проверочные слова;
- Составьте словарный диктант из 10 слов.
Использую таблицу и для организации работы в парах (малых группах) на уроке.
Слова данной таблицы целесообразно использовать их не только на этапе закрепления, но и на этапе обобщения и систематизации знаний и способов действий.
Перечисленные упражнения имеют направленность на развитие орфографической зоркости, создают условия для эффективного решения учебных задач. Упражнения, с использованием Таблицы №1, можно проводить со зрительной и слуховой основой. Во 2 классе использую слова с простой морфемной структурой, а в 3 и 4 классах - с усложнённой. Считаю, что эффективность работы определяется поэтапным формированием навыка, систематичностью, наличием мотивации и самоконтроля.
Убеждена, что использование таких упражнений при формировании умения применять орфографическое правило - это возможность многократного выполнения мыслительных действий без утомления, кроме этого диагностика и совершенствование навыка происходит в комфортной среде. Таким образом, в процессе выполнения упражнений отрабатывается чёткий алгоритм действий сознательного выделения слов с безударными гласными в корне, учащиеся получают в своё распоряжение чёткие способы их проверки.
Четвёртым этапом работы над безударными проверяемыми гласными является закрепление умения последовательно работать с орфограммой.
Из опыта работы знаю, что после изучения правила о безударных гласных, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием "вставить пропущенные буквы", но допускают ошибки в собственном тексте. Поэтому в 1-4 классах на этапах актуализации, а также закрепления знаний и способов действий я использую разнообразные диктанты:
- Распределительный диктант. (запишите слова в два столбика, в первый с гласной - а, во второй с гласной - о; запишите слова в два столбика, в первый с гласной - и, во второй с гласной - е)
- Зрительный диктант. На доске записаны несколько предложений. Все они закрыты. Текст открывается по одному предложению. Ученикам предлагаю запомнить его. Дальше оно стирается, а ученики записывают его в тетрадь. Также происходит со следующими предложениями (их показывают по одному, предлагают запомнить и стирают). Эта методика направлена на развитие оперативной памяти.
- Выборочный диктант или выборочное списывание.Во время прослушивания текста или его чтения, обучающиеся записывают только слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением. Данный вид работы требует повышенного внимания, сосредоточенности, решает сразу несколько задач: распознавание слов с нужной орфограммой при зрительном и слуховом восприятии, запись большего количества слов за определенное время.
- Орфографический диктант. Работа идет в парах. Каждый ученик имеет листочек со словарными словами (у каждого ученика свои слова). Первый ученик диктует второму слова из своего листочка. Потом проверяет своего товарища (можно пользоваться листочком при проверке). Затем тоже самое делает второй ученик. Диктует первому слова из своего листочка и проверяет его. Если все выполнено верно. Можно поставить «плюс» товарищу. Хочется также упомянуть данную методику при проведении словарных диктантов для повторения и закрепления написания словарных слов.
- Предупредительный диктант. Вид диктанта, при котором текст, который будет записан учениками, предварительно разбирается вместе с учителем. Перед записью каждого предложения находим в нем все слова с безударными гласными в корне, решаем, подбираем проверочные слова и только потом диктую предложение, а ученики его записывают. (Например, нам надо записать предложение «В гнЕзде пИщали птЕнцы» Какая орфограмма есть в слове «гнезде»? Как его проверить? и т. д.)
- Комментированный диктант. Во время записи я или один из учеников разбирает вслух встречающиеся орфограммы.
- Объяснительный диктант. Текст пишется без предварительного разбора орфограмм. Объяснение начинается после записи.
- Диктант «Проверяю себя»направлен на развитие способности находить орфограммы. Это упражнение дает ученику право писать слова с пропуском букв, где он не уверен или сомневается. После записи диктанта ученик вставляет пропущенные буквы в ходе работы с учебником, со словарем, совместного обсуждения с соседом или после общения с учителем.
Опыт доказывает эффективность использования комплекса упражнений, направленных на формирования навыка правописания проверяемых безударных гласных в корне слова у учащихся на ступени начального общего образования.
Система работы включает в себя, прежде всего, развитие фонематического слуха и выработку умения проводить слого-звуковой анализ слов, что является основой к усвоению понятий "ударные и безударные гласные".
Основной прием усвоения безударности - одного из опознавательных признаков орфограмм данного типа - постановка ударения. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, постоянно проводятся разнообразные упражнения на нахождение ударных и безударных гласных.
По мере выработки умения находить безударные гласные становится возможным ознакомление обучающихся с наличием опасности на месте безударного звука и формирование первых представлений об орфограмме.
Во 2 классе при переходе к изучению правил правописания безударных гласных на морфологическом уровне становится возможным вооружение учащихся знанием других опознавательных признаков орфограммы - места в слове (морфемы).
Для формирования соответствующих умений и доведения их до автоматизма используется система упражнений учебника, дополненная упражнениями развивающего характера.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования навыка правописания проверяемых безударных гласных в корне слова способствуют активному включению учащихся в учебную деятельность, позволяющую качественно запомнить, воспроизвести знания и осознанно применить их на практике, возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
Список литературы
- Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков [Текст] : пособие для учителя /Н.Н.Алгазина.-М.:Просвещение,1987.- 160 с.
- Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости [Текст] / Е.В.Бельдина // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 35-39.
- Богоявлинский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфограмм: обучение орфографии [Текст] / Д.Н.Богоявлинский // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 39-40.
- Богоявлинский, Д.Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д.Н.Богоявленский. - М. : Просвещение, 1966. - 307 с.
- Быкова, О.П. Орфографическая грамотность у младших школьников [Текст] / О.П.Быкова, Н.С.Редькина, Т. Е. Филиппова // Логопед. - 2013. - № 10. - С. 53-61.
- Возовикова, Т.М. Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов [Текст] / Т.М.Возовикова // Филологическое образование младших школьников : сб. ст. по итогам Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. преподавателей, молодых ученых, педагогов, 20-21 апр. 2010 г., Екатеринбург : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - Ч. 2. - С. 46-56.
- Волина, В.В. Весёлая грамматика [Текст] / В.В.Волина. - М. : Знание, 1995. - 336 с.
- Граник, Г.Г. Секреты орфографии [Текст]: кн. для учащихся / Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. - М. : Просвещение, 1994. - 222 с.
- Жедек, П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей / П.С.Жедек. - Томск : Пеленг, 1992. - 60 с.
- Жедек, П. С. Методика обучения орфографии [Текст] / П.С.Жедек // Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. М.С.Соловейчика. - М., 1993. - С. 34-39.
- Жиленко, А.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии [Текст] / А.Г.Жиленко // Русский язык в школе. - 1986. - № 5. - С. 55-57.
- Зацепина, Е.В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Е.В.Зацепина // Образование в современной школе. - 2014. - № 11. - С. 17-19.
- Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В.Ф.Иванова. - URL: http://www.rulit.me/- books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59.html (дата обращения: 30.10.2016).
- Козина, А.Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Электронный ресурс] / А.Н.Козина // Молодой ученый. - 2014. - № 18. - С. 584-586. - URL : https://elibrary.ru/- item.asp?id=22484289 (дата обращения: 30.10.2016).
- Копытова, Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы [Текст] / Л.Н.Копытова //.Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 3. - С. 46-51.
- Котикова, Н.М. О способе орфографического действия [Текст]: система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова / Н.М.Котикова // Начальная школа. - 2001. - № 11. - С. 39-40.
- Петлякова, Э.Н. Орфографические шпаргалки. Как научить младшего школьника грамотно писать и говорить [Текст] / Э.Н.Петлякова, С.Н.Подгорная. -М.:МарТ; Ростов н/Д:МарТ, 2007. - 96 с.
- Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе [Текст]: кн. для учителя / М.М.Разумовская. - М. : Дрофа, 2005. - 187 с.
- Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 6 окт. 2009 г.
№ 373. - URL: http://www.ug.ru/new_standards/3 (дата обращения: 16.03.2018). - Русский язык. 2 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / С.В.Иванов [и др;] ; под ред. С.В.Иванова. - М. : Вента-Граф, 2012. - Ч. 1. - 176 с.
- Кузнецова, М.И. Я учусь писать и читать [Текст] : рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлет. нач. шк. / М.И.Кузнецова; под ред. Л.Е.Журовой. - М. : Вента-Графф, 2015. - 64 с.
- Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - М. : Академия, 2007.-464 с.
- Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М.Р.Львов. - М. : Просвещение, 1990. - 160 с.
- Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М.Р.Львов. - М.; Академия, 1999. - 272 с.
- Маслова, Л.М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма [Текст] / Л. М. Маслова // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент.». - 2006. - № 10. - С. 24-25.
- Никулина, А.В. Основные проблемы формирования орфографи- ческой зоркости младших школьников в условиях системно- деятельностного подхода [Электронный ресурс] / А.В.Никулина // Молодой ученый. - 2015. - № 12. - С. 788-790. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23646680 (дата обращения: 15.09.2017).
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. М.С.Соловейчика. - М. : Линка-Пресс, 1993. - 383 с.
- Сайфулина, С.А. Развитие у детей умения ставить орфографические задачи [Текст] / С.А.Сейфулина // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 3. - С. 40-43.
- Соловейчик, М.С. Русский язык [Текст] : метод. рекомендации к учеб. для 2 кл. общеобразоват. организаций : пособие для учителя / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. - Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2015. - 144 с.
- Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка [Текст]: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.-Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - Ч.1. - 160 с.
- Тоцкий, П.С. Орфография без правил [Текст] / П.С.Тоцкий. - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.
- Трубайчук, Л.В. Применение информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из средств формирования орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Л.В.Трубайчук, И.А.Кулиш // Начальная школа плюс ДО и После. - 2014. - № 6. - С. 80-84.
- Фролова, Е. Развитие орфографической зоркости [Текст] / Е.Фролова // Учитель. - 2013. - № 1. - С. 63-68.
- Фролова, Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе[Текст]: метод. пособие / Л.А.Фролова.-М.:АРКТИ,2002.-192 с.
- Шереметевский, В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности [Текст] / В.П.Шереметевский // Шереметевский В.П. Сочинения / В.П.Шереметевский. - М., 1897. - С. 35-90.